Консультация для педагогов и родителей ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ




Консультация для педагогов и родителей
ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ
Материал подготовила педагог- психолог
МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр- детский сад № 8»
Буглак Людмила Григорьевна


Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества.
Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то в последнее время особую тревогу вызывает именно агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается).
Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно - в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребенком ругательств - далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники).
Несмотря на то, что многие современные исследователи признают наличие у ребенка врожденной склонности к агрессии, очевидно, что формирование умения контролировать свое речевое поведение происходит в результате социализации, которая начинается прежде всего в семье.
Стереотипные коммуникативные установки современного «жестокого» социума («наглость - второе счастье», «брать от жизни все», «доброта - проявление слабости и глупости и т.п.), негласное поощрение общественным сознанием вербальной агрессии как неотъемлемой части кодекса речевого поведения «современной», «сильной», «уверенной в себе» личности вынуждают взрослых напоминать ребенку и о том, что «надо уметь давать сдачи» и «быть лучше всех», «чтобы оправдать родительские надежды». При этом далеко не все мамы и папы, предпочитая не вникать в детские отношения, популярно объясняют, как именно и в каких случаях нужно «дать сдачи» и что «оправдывать надежды» не следует за счет других людей. В результате уже в детском саду воспитатель получает маленьких «наполеончиков», ни в чем не знающих отказа, привыкших быть в центре
всеобщего внимания и не считаться с мнением окружающих. И поскольку каждый не может быть «лучше всех», неизбежны конфликты, ссоры, слезы.
Кроме того, дети демонстрируют речевую агрессию по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что ты говоришь!»), которым преимущественно ограничивается воспитатель, лишь усугубляет ситуацию, сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя порочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», воспитатель во- первых, невольно провоцирует ответную грубость детей (принциг бумеранга); во-вторых, демонстрирует им негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.
Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессик слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми, избегая е собственной речи и в процессе педагогического общения?
Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственны/v речевым поведением. Часто мы просто теряем терпение, начина? раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительностк при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию.
Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами v почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова - способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретны* ситуациях. Рассмотрим те из них, которые применимы в общении с дошкольниками.
Прямое порицание - самый известный и популярный прие/v педагогического воздействия. Иногда этот прием может вызвать у детеР ответные грубый отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этоп метод - единственно возможная реакция воспитателя на однозначнс неприемлемые проступки. В последнем случае порицание должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме - с обязательным использованием необходимых форм вежливости (например: «Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить»).
Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Механизм действия этогс метода достаточно прост: часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «он мне - слово, а я ему - десять». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную тактику, которая, во- первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект
неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).
Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
Можно выделить три формы переключения внимания, наиболее эффективные в системе контроля над речевой агрессией дошкольников.
Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения. Пример такой игры для старших дошкольников - «Куда села муха?».
Предложите детям принять удобную позу, расслабиться; нарисуйте на доске крупную сетку (3x3 клеточки) и в одной из них «муху» и скажите детям, что муха «летает» в сетке. Для этого медленно говорим (но ничего не рисуем), например: муха перелетела на одну клеточку вверх, затем - на две клеточки вниз, потом - на одну клеточку вправо, Где села муха? Дети показывают или отвечают: в правом нижнем углу. Более сложный уровень - выполнения задания с закрытыми глазами.
Тренинги на узнавание различных в том числе и отрицательных эмоций (работа с мимическими масками, фотографиями; ролевые игры с заданиями изобразить эмоцию: «Как боится заяц», «Как злится лев», «Как хвастается мышонок» и т.п.).
Инсценирование и обсуждение конфликтных ситуаций с целью обучения детей самоконтролю над речевым поведением.
Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов. Возможны формы таких высказываний: напоминание («Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!»; выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением («Неужели это говорит наша Маша?», «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!»); выражение разочарования («Мне стыдно за тебя!»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!») и т.п.
Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствует созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть традиционное выражение похвалы, поощрения; обращение к прошлым успехам детей; выражение согласия, одобрения, поддержки; цитирование наиболее удачных высказываний, ответов детей.
Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию, что позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным. Вариант словесной реализации: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?».
Юмор, шутка. Установлено, что юмор не совместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения.
Красноречивое молчание - молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом.
«Выпустить джинна» - не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью «выговориться», после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию.
«Если не можешь чему-то противостоять - возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлеченности игрой, баловства, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведении его до высшей точки или в утрировании до абсурда («Давайте вместе покричим!»).
Частичное согласие (метод «Да, но...») - внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований.
Привлечение «союзников» - заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей.
Аппеляция к жалости - при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд).
Самонаказание - предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию.
Убеждение - прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие, раздражение: не разъяснять вполне очевидное - лучше корректно напомнить («Мы же знаем, что это плохо»); не морализировать отвлеченно; не убеждать в недоступном; не повышать тон и не говорить излишне пафозно («Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!»).
,
15