ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»
Отделение: языкознание
Секция: русский язык
ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр.3-7
Раздел 1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Теоретические аспекты понятия «речевая агрессия»
1.1. Психоаналитическая концепция агрессии .......стр. 9-
1.2. Понятие «речевая агрессия» в современных научных исследованиях...стр. 8
1.3. Психологическая трактовка видов речевой агрессии.стр.9-10
1.4. Речевая агрессия в современной школестр.11-13
1.5. Классификация основных форм проявления речевой агрессии в школьной средестр. 14-20
1. 6. Агрессия в речи учителей..стр.21-26
РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Исследование проявления речевой агрессии в речи учащихся и учителей МОУ «Школа № 132 им. Н. В. Поповой г. Донецка»стр.27-28
2.2. Способы преодоления речевой агрессии..стр.29-31
ВЫВОДЫ .стр.32
Литература .стр. 33
ВВЕДЕНИЕ
У наших слов есть крылья,
Но они летят не туда,
Куда бы нам хотелось..
Дж. Элиот
Актуальность исследования
Одной из актуальных проблем современной науки о человеке становится поиск цивилизованных, толерантных, конструктивных форм социального поведения людей. В связи с этим на первый план выступают задачи исследования негативных, деструктивных разновидностей межличностного взаимодействия. Наиболее крайним проявлением такого типа поведения следует считать феномен агрессии, который проявляется в ссоре.
Проблема ссоры, конфликта, агрессии издавна привлекала к себе внимание исследователей, но большей частью в аспекте социальных, психиатрических, криминалистических исследований, в которых собственно лингвистический аспект названной проблемы рассматривался попутно при решении других задач.
Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски.
Как реагировать, если тебя называют «идиотом», «лохом», «дураком»? Подобные обращения становятся нормой. Они являются не только оскорбительными, но и вызывают вспышки агрессии. Я задумалась, почему люди используют в своей речи обидные слова, и можно ли исправить ситуацию?
Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная агрессия» широко используется как в российской, так и в зарубежной литературе последних десяти лет, однако феномен агрессии как объект изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным.
Речевая агрессия в настоящее время встречается практически в любой сфере и все чаще проявляется в речи конкретных людей: политиков и бизнесменов, пассажиров автобуса и продавцов, учащихся и самих школьных учителей, родителей, а потому представляет одну из наиболее насущных проблем современного общества. Необходимость изучения именно вербальных проявлений агрессии продиктована тем, что в современном социуме такая агрессия ошибочно оценивается общественным сознанием как менее деструктивная и лишь "фиктивно" опасная, нежели агрессия физическая.
Между тем вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование явления вербальной агрессии является сегодня необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом. Сказанное диктует необходимость всесторонней теоретической разработки проблемы вербальной агрессии в школьной речевой среде и создания практических рекомендаций для участников образовательного процесса.
Цели исследования:
- определить слова, часто содержащие «речевую агрессию», в речи учащихся и учителей МОУ «Школа № 132 им. Н. В. Поповой г. Донецка»;
- на материалах собственного наблюдения и результатах опроса учащихся исследовать и наглядно показать примеры речевой агрессии в речи учащихся и учителей;
- определить пути преодоления речевой агрессии;
- привлечь внимание к проблеме сохранения и защиты русского языка.
Задачи:
- ознакомиться с теоретическими проблемами по избранной теме и раскрыть понятие «агрессия» и «речевая агрессия»;
- зафиксировать слова и высказывания, содержащие речевую агрессию;
- рассмотреть основные виды и формы проявления речевой агрессии в современной школьной среде и особенности их функционирования в определенных речевых ситуациях;
- проанализировать конкретные высказывания с точки зрения проявления в них тех или иных видов и форм речевой агрессии;
- найти способы предотвращения речевой агрессии в современной школьной среде;
- провести исследование среди обучающихся и учителей на предмет использования грубых, обидных слов.
Объект исследования: речь учащихся и учителей.
Предмет исследования: проявления агрессии в речи учащихся, а также учителей общеобразовательной средней школы
Гипотеза: большинство подростков в своей речи употребляют слова, содержащие речевую агрессию, не замечают и не осознают наличия в своей речи агрессивных слов. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:
- теоретический анализ научной литературы по исследуемому вопросу,
- описательный (наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала),
- приёмы наблюдения, систематизации и лингвистической интерпретации исследуемого материала,
- анкетирование учащихся и учителей по актуальным проблемам исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- проведена диагностика вербальной агрессии школьников и учителей общеобразовательной школы с помощью специальных методов;
- выделены и описаны основные виды и конкретные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде;
- намечены основные пути устранения вербальной агрессии из школьной речевой среды.
Материалы и результаты данной работы могут найти практическое применение в процессе организации и в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (в форме лекций, спецкурса, семинаров-тренингов, методических разработок и практических рекомендаций) и поможет обратить внимание учащихся на бережное отношение к родному языку и своей речи.
Теоретической основой исследовательской работы послужили работы К.Ф. Седова, Ю. В. Щербининой, Т. А. Воронцовой, Л. Ениной и различные источники из сети Интернет.
Основная часть
Раздел 1 Теоретические аспекты понятия «речевая агрессия»
1.2. Психоаналитическая концепция агрессии
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрирует ее в своей повседневной жизни.
В теории, объясняющей природу агрессии человека, существует несколько подходов. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них еще не признан универсальным и исчерпывающим. Объясняется это тем, что в современной науке пока не существует единого мнения относительно истоков и сущности агрессии человека. Основоположником психоаналитическая концепция агрессии является З. Фрейд - ученый, которому принадлежит заслуга обращения к проблеме человеческой агрессии как к объекту научного анализа. Фрейд различает два вида человеческих инстинктов - “первичных позывов”: “инстинкт жизни” - созидательный, связанный с любовью, заботой; и "инстинкт смерти" - разрушительный, выражающийся в злобе, ненависти, "приводящий все органически живущее к состоянию безжизненности". (93, С.375)
Взгляды З. Фрейда отчасти разделялись У. Мак Дауголом, Х.Д. Мюрреем и другими учеными, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. Так, Мак Даугол, в целом не принимавший фрейдизма, вместе с тем признавал "инстинкт драчливости", заложенный в человеке от природы. Мюррей в число первичных потребностей человек включал и потребность в агрессии, побуждающую искать случаи атаковать с целью нанести вред. Впоследствии же многие психоаналитики (например, А. Адлер) отошли от жесткой схемы Фрейда и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону человеческой агрессии.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.
Речевая агрессия - явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
1.2. Понятие «речевая агрессия» в современных научных исследованиях
Необходимо отметить, что в настоящее время нет однозначного толкования понятия «речевая агрессия». Поэтому я посчитала необходимым осветить и прокомментировать существующие в лингвистике точки зрения на проблему речевой агрессии.
По мнению Л. Ениной «речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего» [2].
Н.Муравьева считает, что речевая агрессивность проявляется в «навязывании со стороны говорящего своего речевого поведения, в отказе от диалога, в неумении слушать собеседника» [5].
Е.С.Максимова, рассматривающая проблему в современных СМИ, говорит о том, что «суть агрессивного воздействия – в изначальной предвзятости» [7].
М.Н.Черкасова определяет речевую агрессию как целенаправленное на объект авторское действие, конструируемое языковыми средствами (определенные пласты лексики, интонация, способ организации высказывания), цель которого – подчинение адресата. [7]
Ю.В. Щербинина определяет речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме» и подчеркивает, что «такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель» [11]. .
Данное определение, по моему мнению, наиболее полно определяет понятие «речевой агрессии», поэтому в качестве «рабочего» определения агрессии буду использовать его. Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к тому, что под речевой агрессией следует понимать выражение средствами языка негативного эмоционально - оценочного жесткого отношения к кому – чему-либо, а также перенасыщение текста словесно выраженной негативной информацией.
1. 3. Психологическая трактовка видов речевой агрессии
В настоящее время не существует единой принятой системы классификации видов речевой агрессии. Поэтому я воспользовалась классификацией лингвиста А.К. Михальской [4].
Активная прямая агрессия. К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания. Она требует немедленного подчинения, угрожает неприятными последствиями, использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.
Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.
Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.
Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.
По интенсивности агрессии можно выделить следующие два вида:
сильная речевая агрессия - явная брань или ругательства, когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента;
слабая (стертая) речевая агрессия - агрессия по отношению к оппоненту наблюдается, но при этом соблюдаются все нормы вежливости (в качестве примера можно привести иронию).
По степени целенаправленности речевой агрессии:
осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.
Неосознанная или осознанная недостаточно речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется тем, что оскорбление или оказание влияния на оппонента не является главной целью невольного агрессора (например, это используется при попытке говорящего своей репликой повысить себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).
Итак, виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, важнейшими из которых, как установлено, являются интенсивность проявления, степень осознанности субъектом, характер выраженности, направленность агрессии и количество участников ситуации общения.
2. 4. Речевая агрессия в современной школе
Средь скверного скверней всего язык колючий.
(Шиллер)
Сегодня как никогда остро стоит проблема речевой агрессии, в том числе и в школе. И касается это не только учеников, но и учителей.
Агрессивное отношение к действительности формирует агрессивную социальную среду, агрессивную логосферу, которая формирует социум, активно воздействуя на него.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современный человек оценивает вербальную агрессию как менее опасную, чем агрессию физическую. Однако нельзя согласиться с тем, что речевая агрессия не несет в себе реальной угрозы. Во-первых, грубое слово может причинить моральные страдания, а во-вторых, речевая агрессия часто является первым шагом на пути к агрессии физической.
И этот факт нужно учитывать специалистам, работающим в детских учреждениях. Лояльно оценивая речевую агрессию («Так говорят сейчас все»), необходимо отдавать себе отчет в том, что именно эта лояльность не даст нам возможности изменить нашу речь и общение в целом.
Исследователи вербальной агрессии отмечают тот факт, что она стала особенно актуальной для постперестроечного периода русского литературного языка, когда в речи даже образованных людей стали нередки сквернословие, срамословие, высказывания с установкой на прямое
оскорбление адресата с нарочитым употреблением бранной лексики.
Сложность борьбы с речевой агрессивностью школьников состоит в том, что большинство из них не оценивают свою речь как агрессивную, что мешает им анализировать собственное поведение и, тем более, менять его. Дети словесно оскорбляют, унижают, высмеивают друг друга по многим причинам, ведущими их которых является повышение собственной самооценки (Ты хуже меня), претензия на лидерство (Мне это можно).
Вс чаще общение детей со взрослыми и сверстниками носят агрессивный характер. Дети стали активными потребителями агрессивной продукции: мультфильмов, фильмов, комиксов, компьютерных игр и т.д.
Аллан Фромм считает, что «бранные слова ребята начинают использовать, как только попадают в школу, а иногда и раньше. И то обстоятельство, что эти слова шокируют окружающих, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить кого-то, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от других, и теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии» [9]. .
Как бы мы ни относились к этим словам, не вызывает сомнения тот факт, что именно на период школьного детства выпадает «становление» агрессивной речи и максимальное проявление е наблюдается в подростковый период.
Осознавая, что они попадают в мир взрослых, подростки пытаются быть с ними на равных, подчеркивая свою автономность. Более всего в этот
период ценятся успехи и признание в среде сверстников. В подростковых группах стихийно формируются свои речевые клише, которые призваны отделить их других групп общения. В неформальных подростковых объединениях возникает своеобразный сленг, который призван сократить
дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы своими знаками общения. В подростковом возрасте стремление к независимости становится едва ли не ведущим мотивом деятельности.
Обычно используются внешние, демонстративные формы общения отстаивания независимости, такие как дерзость. Она может проявляться не только в тоне и в содержании речи, но и в использовании определенных речевых единиц, которыми нередко оказываются именно бранные слова.
Групповая речь нередко обильно приправлена бранными словами или эвфемизмами – более мягкими выражениями, заменяющими грубое слово или нецензурный оборот речи.
Эвфемизмы есть во многих языках мира, и русский язык не исключение. Сегодня, например, мало кто воспринимает такие слова как грубые, тем более нецензурные, хотя они являются именно «псевдонимом» известного ругательства. Другие варианты этого эвфемизма: « -мое», « кэлэмэнэ», « ксель-моксель» и т.п. В начале 1980-х годов в лексикон подростков, а затем и взрослых вошли эвфемизмы заколебать и блин.
2. 5 Классификация основных форм проявления речевой агрессии в школьной среде
Проблема классификации и систематизации основных форм речевой агрессии в настоящее время разработана явно недостаточно. К описанию отдельных её проявлений прибегали многие ученые: А. Басс, Л. М. Семенюк, А.Я. Покровская. Наиболее полную классификацию приводит Ю.В. Щербинина.
Основными формами проявления вербальной агрессии в детской речевой среде, по её мнению, являются: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, враждебное замечание, насмешка, ссора.
Оскорбление – любое слово или выражение, содержащее обидную характеристику адресата.
С лексической точки зрения, оскорбления – это различные обидные, неприятные для адресата эмоционально-оценочные слова и выражения вплоть до нецензурной брани ("мата").
В зависимости от степени осознанности и целенаправленности агрессивного высказывания в них преобладают либо эмоциональность, либо оценка. При этом слово может употребляться как в прямом («негодяй», «подлец» ) так и в переносном значении ( «свинья», «дуб»).
Как правило, в одном оскорблении используется одно такое слово, чаще всего существительное. Иногда, для усиления негативного, грубого смысла, оно может использоваться вместе с прилагательным в роли определения (форма словосочетания): например, «овца паршивая», «глупая курица».
Кроме того, в некоторых случаях можно услышать оскорбительные восклицания: «Что за придурок!», «Какие идиоты!», «Вот дубина!», «Ну и уродина!» Дополнительным отличительным признаком является здесь лексическая наполняемость высказывания: наличие восклицательного местоимения «какой», усилительных частиц «вот», «ну», «что за».
По отношению к адресату и способу воздействия на него можно выделить следующие разновидности оскорблений:
Прямое – оскорбление, непосредственно воздействующее на личность адресата («Ты - скотина», «Ты - урод» и т. п.).
Косвенное оскорбление – смягченная разновидность данного жанра. Чаще всего это высказывание, построенное на приеме умолчания, когда оценочное слово заменяется указательным или определительным местоимениями («Сам такой!», «Это ты о себе сказал!»). Как правило, употребление таких оскорблений наблюдается среди детей с более высоким уровнем речевой культуры.
Опосредованное – непрямое оскорбление, направленное на отдельные составляющие образа адресата: его внешность, черты характера, образ жизни, принадлежащие предметы: «твое ослиное упрямство», «твои дурацкие дискотеки», «твои уродские ботинки».
Угроза является единственным относительно исследованным речевым жанром, имеющим прямое отношение к вербальной агрессии. Поэтому при описании этого жанра будем опираться на уже имеющиеся разработки.
По А. Вежбицкой, угрозу можно описать в следующих формулах: "Говорю: я хочу, чтобы ты знал, что если ты сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое. Думаю, что ты не хочешь, чтобы я это сделал. Говорю это, потому что хочу, чтобы ты не сделал Х." (7, С.104)
По Т.И. Стексовой, угрозу можно определить как "выказывание, содержащее сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких-либо действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие". (87, С.7)
Необходимо отметить важную особенность бытования жанра угрозы именно в детской речевой среде: дети часто угрожают не по каким-то видимым причинам, а "просто так", испытывая неприязнь к самой личности.
Угроза может иметь разнообразную языковую структуру. Чаще всего она строится как восклицательное по интонации или побудительное предложение с придаточным условия: «Если, то я не буду с тобой дружить!», « Если, я пожалуюсь учителю!», «Поговори мне еще!», «Ты давай поспорь ещ со мной!», « Вы посмотрите на него! »)
Реже угроза сочетается с грубым требованием: «Уйди с моего места, или я тебя побью!», «Отстань, а не то получишь!»
Иногда угроза строится как предложение, которое содержит сообщение о каком-либо возможном действии, опасном, неприятном или нежелательном для адресата, например: «Я с тобой больше не разговариваю!»
Грубое требование
В толковом словаре С.И.Ожегова требование (во втором значении) определяется как «выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение».
Очевидно, что само по себе требование не является речевой агрессией, и для того, чтобы классифицировать его как форму вербальной агрессии, необходимо наличие и совпадение ряда факторов.
Такими факторами являются следующие:
особо неприемлемая, обидная для адресата форма требования;
повышенный, грубый, резкий тон высказывания;
отсутствие у говорящего необходимой степени власти над адресатом (социальный статус, позиция в коллективе, межличностные взаимоотношения);
не соответствующий содержанию требования возраст говорящего (говорящий младше адресата или равен ему по возрасту);
демонстрация говорящим враждебного отношения к адресату при помощи предшествующих высказываний и невербальных средств (поза, жесты, мимика). Выделенные признаки позволяют считать, что грубое требование выражает открытую сильную вербальную агрессию, реализующее намерение говорящего избавиться от собеседника или как-то повлиять на него.
Основным лексическим наполнением данного речевого жанра являются глаголы в повелительном наклонении или изъявительном в значении повелительного: "Быстро все убрала!", "Пошел вон отсюда!", часто нелитературные (просторечные или сленговые).
Наиболее часто здесь использование глаголов со значениями «идти» («иди», «уходи», «вали», «чеши», «канай», «катись», «убирайся», «греби») и значением «молчать» («замолчи», «заткнись», «заглохни», «засохни».).
Дополнительными компонентами в структуре грубого требования могут выступать наречия места («сюда», «отсюда», «к черту») и времени («быстро», «живо»).
Грубый отказ
Очевидно, что сам по себе отказ – «отрицательный ответ на просьбу, требование» (по определению "Толкового словаря русского языка" С.И. Ожегова), как и требование, не является проявлением вербальной агрессии. Однако в определенных условиях мы наблюдаем, как отказ становится речевым жанром, отмеченным агрессией.
К таким условиям относятся следующие:
отсутствие в отказе необходимых формул вежливости ("извините", "пожалуйста" и пр.);
повышенный, грубый, резкий, враждебный тон отказа;
отсутствие объяснения причины отказа.
Все перечисленные условия определяют понятие "грубый отказ".
Грубый отказ – недостаточно культурный, невежливый, неучтивый, неделикатный. Грубый отказ чаще всего строится как восклицательное предложение с отрицанием. Иногда употребляются отрицательные местоимения и наречия: "никогда", "нигде", "никто", "никакой", "никак".
В речи учеников достаточно типично также употребление прилагательных с отрицательным значением для характеристики объектов отказа. Кроме того, в целях усиления грубости отказа учащиеся часто намеренно используют слова и выражения, уже заключающие в своем значении грубый отказ: "(ну) вот еще", "(ну) конечно (прямо)", "стану (буду) я" и т. п.
Основным лексическим наполнением данного речевого жанра являются глаголы в повелительном наклонении или изъявительном в значении повелительного ("Быстро все убрала!"; "Пошел вон отсюда!"), часто нелитературные (просторечные, жаргонные). Наиболее часто здесь использование глаголов со значениями "идти" ("иди", "уходи", "вали", "чеши", "канай", "катись", "убирайся", "греби" и т.п.) и "молчать" ("замолчи", "заткнись", "заглохни", "засохни" и т.п.).
Дополнительными компонентами в структуре грубого требования могут выступать наречия места ("сюда", "отсюда", "к черту") и времени ("быстро", "живо"). Иногда имеют место "отсылочные" фразы - "указания на адрес нечистой силы, или дурного места, или "нечистых" частей человеческого тела". (81, С.59)
Враждебное замечание
Содержание такого замечания сводится, главным образом, к выражению агрессивной позиции по отношению к окружающим: «Не выношу тебя!», «Ты меня бесишь».
Враждебное замечание – это отрицательное суждение об адресате, выражение негативного отношения к его поступкам, качествам, личности в целом.
Враждебное замечание чаще всего выступает в форме предложения, а не отдельного слова или словосочетания, что отличает этот жанр от оскорбления.
Внешний показатель наличия речевой агрессии во враждебном замечании – повышение тона голоса, вплоть до крика. По данным исследования, враждебные замечания, произносимые наиболее повышенным тоном, имеют место в случае защитной, ответной речевой агрессии и являются одним из наиболее распространенных и часто диагностируемых форм речевой агрессии учащихся.
Вот некоторые примеры таких враждебных замечаний: "Да не знаешь ты ничего!" (перебивающий речь учителя выкрик школьника в адрес отвечающего в этот момент ненавидимого одноклассника - из записи XIII); "Чего он ко мне лезет?! Надоел!" (раздраженное восклицание ученика в адрес мешающего ему товарища по парте ); "Ты меня достал!"; "Ты мне надоел!"; "Ты мне больше не друг!".
Таким образом, враждебное замечание является одной из возможных форм проявления открытой ярко выраженной переходной речевой агрессии, как наступательного, так и оборонительного характера.
Насмешка (колкость). Речевой жанр "колкость" выделяет К.Ф. Седов, определяя его как "комплимент со знаком минус", продиктованный "стремлением (часто не вполне осознанным) сказать собеседнику неприятное". (73, С.193). Следует отметить, что насмешка предполагает не просто преднамеренность и коммуникативную целенаправленность, но и искусность речевого воплощения, особую словесную изощренность. Этим она отличается от оскорбления: «Умен-умен!», «Ну ты храбрец!», «О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!»
Поэтому, как справедливо указывает К.Ф. Седов, "в этом жанре большое значение имеет подтекст, намек". (73, С.193)
Насмешка относится к оценочным речевым жанрам. Однако в некоторых ситуациях она может по форме напоминать этикетные (по классификации Т.В. Шмелевой) жанры: например, в ситуации, когда насмешка внешне строится как комплимент ("Какой ты у-умный!") или приветствие ("Здра-авствуйте, уважаемый!" - опоздавшему на урок; "А вот и они пожаловали!" - однокласснику, к которому относятся негативно).
Ссора - один из наиболее распространенных и одновременно сложных комплексных жанров, который является ярким отражением ситуации конфликтного взаимодействия людей и включает самые разные речевые жанры, отмеченные вербальной агрессией.
Основными признаками ссоры являются сигналы, предупреждающие о том, что общение приобретает агрессивный характер:
говорящий выражает свое мнение в резко категоричной форме, навязывает свою точку зрения, не признает возможность других мнений по данному вопросу;
говорящий постоянно перебивает собеседника, не дает ему высказаться;
говорящий не слушает собеседника, превращая общение в собственный монолог;
говорящий неоправданно обобщает действия, поступки и слова адресата, представляя случайное и единичное как типичное и повторяющееся;
говорящий преувеличивает значение поступков или содержание слов адресата, использует незначительный проступок собеседника как повод для серьезного обсуждения;
говорящий отклоняется от темы речи: вместо обсуждения сути проблемы "переходит на личность" адресата, перечисление его отрицательных качеств, недостатков;
говорящий повышает тон, меняет тембр, ускоряет темп речи;
усиливается жестикуляция говорящего.
Довольно частыми единицами речевой агрессии являются зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных: собака, кобель, коз л, кобыла, свинья (хрюшка), медведь – в зависимости от содержания поведения или внешнего вида. В речи школьников чаще всего можно услышать четыре последних. К сожалению, в устной разговорной речи эта инвектива (оскорбление) воспринимается уже как норма, и многие носители русского языка уже и не замечают повышенной экспрессивности подобной номинации.
Таким образом, достаточно проявления грубости, бестактности в речи хотя бы одного из спорящих: внезапного повышения тона, резкого выражения несогласия, слишком категоричного высказывания своей точки зрения – и дискуссия быстро переходит в ссору, словесную перебранку, целью которой становится уязвление, оскорбление друг друга.
2. 6. Агрессия в речи учителей
К сожалению, агрессия – нередкое явление и в речи учителей. В образовательных учреждениях агрессивный речевой акт является инструментом создания и поддержания социальной иерархии. Здесь агрессия носит преднамеренный (заранее продуманный) характер.
Годами отрабатываются словесные формы агрессии, которые со временем и опытом становятся все изощреннее.
Пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к ученикам проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, неоправданно частом употреблении повелительного наклонения глаголов (Закрой рот!), инфинитивах в значении повелительного наклонения
(Сейчас же встать и выйти из класса!), грубых замечаниях («Это же надо быть таким тупым!») и язвительных насмешках (Ты говоришь глупости, впрочем, как настоящая блондинка!)
Для того чтобы выявить проявление речевой агрессии у учителей, был использован метод полевого наблюдения.
В результате исследования выявлены наиболее яркие высказывания учителей, содержащих речевую агрессию.
Проведенный структурно-семантический анализ агрессивных высказываний показал следующее.
По количеству предикативных частей преобладают простые предложения.
По характеру логико-синтаксической членимости простые предложения делятся на членимые (двусоставные и односоставные), среди которых встречаются междометные слова-предложения: предложения, являющиеся выражением речевого этикета, образованные из слов, близких к междометиям (Ну, все! До свидания! До свидания!); эмоционально-оценочные предложения, представляющие собой реакцию на ситуацию (Ну, как всегда!); побудительные предложения, выражающие побуждение к действию (Тише! Тише!).
Среди простых предложений преобладают односоставные. По совокупности семантических и структурных свойств среди односоставных предложений выделяются следующие типы:
- Определенно-личные (Да замолчите же!).
- Неопределенно-личные (На меня посмотрели!).
- Безличные (Ему надо не на врача, а на животновода идти учиться).
По структурной и семантической полноте односоставные определенно-личные предложения делятся на:
- односоставные определенно-личные, полные (Иди домой, гуляй!);
- односоставные определенно-личные, неполные (Так, сюда сочинения!).
Остальные структурно-семантические типы односоставных предложений являются полными.
По наличию/отсутствию второстепенных членов предложения односоставные предложения делятся на распространенные (Еще раз так ответишь, останешься после уроков!) и нераспространенные (Прекратить разговоры!).
По способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на глагольные (Так, рассказать о взглядах символистов. ) и именные (Вы что, больные что ли!).
Внутри двусоставных предложений доминирующее место занимают двусоставные полные предложения (Ты заколебал уже!), встречаются двусоставные полные, осложненные обращениями (Виктор, я ведь тебя из класса выгоню!) и двусоставные неполные предложения (Ты что, совсем что ли?!).
Среди сложных предложений преобладают сложноподчиненные предложения, как правило, с придаточным условия (Если, ты не уберешь свой телефон, я тебя выгоню!) и придаточным изъяснительным ( Я не понимаю, почему вы не слушаете!).
Мало распространены сложносочиненные предложения: (Уберите все, а то выгоню!), а также бессоюзные сложные предложения (Вы можете дальше продолжать играть: я поставлю единицы!).
Среди грамматических средств в побудительных предложениях преобладают: глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения (Да замолчите же!) и глагол- сказуемое в форме инфинитива (Молчать!)
Среди грамматических средств вопросительных конструкций можно выделить:
- собственно вопросительные (А что народ сегодня буйный?) и вопросительно - утвердительные (Я в детском саду или в школе? Хотите хорошо написать контрольную – готовьтесь!)
- Вопросительно-риторические. Риторические вопросы утвердительные по
форме, содержащие скрытое отрицание (Вы что обалдели все?) и риторические вопросы по форме, содержащие скрытое утверждение (Я что не понятно говорю что ли?)
По эмоциональной окраске характерно преобладание восклицательных
предложений над невосклицательными. Этот показатель весьма субъективен, так как, фактически, большинство агрессивных высказываний содержит "скрытые" эмоции.
По модальности утвердительные предложения превалируют над отрицательными, среди которых встречаются как общеотрицательные (Я больше объяснять не буду!), так и частноотрицательные (Все поняли, нет?).
«О, явилось, красное солнышко! Выспался?» «Где уж мне тебя понять!» «Где уж мне с тобой тягаться!»
Приведенный пример содержит элементы речевой агрессии, которая выражается через насмешку, основным способом проявления которой является ирония. Обращение имеет конкретного адресата (учащегося), что говорит о целенаправленном характере данного явления. «Что вы тут базар устраиваете?»
В примере явно выражен разговорный характер высказывания, о чем свидетельствует употребление жаргонного слова «базар».
Базар- 1.Разговор, спор, беседа, обсуждение;2. Беспорядок, неразбериха;3. Манера говорить, произношение, акцент, характерный разговор
[Елистратов, 91].
На мой взгляд, вина учителя в том, что «следуя моде на язык», он позаимствовал слово из сферы жаргона, который в определенной ситуации воспринимается как оскорбительный.
«-Где тетрадь?
- Забыла
- А голову ты не забыла?»
Приведенный выше пример содержит речевую агрессию. Об этом свидетельствует резкий тон высказывания.
«Ну-ка быстро сотри эту ерунду с доски! А теперь пиши правильно!»
Данное высказывание демонстрирует нам проявление речевой агрессии в форме грубого требования, которое характеризуется:
грубым тоном высказывания;
наличием глаголов повелительного наклонения «пиши», «сотри»;
предложение по цели высказывания побудительное;
наличием разговорного слова «ерунда», которое в Толковом словаре характеризуется следующим образом :
Ерунда – (разг.). Вздор, пустяки, чепуха [Ожегов, 246].
«Непутёвая ты, Оля!»
В данном примере также имеет место быть речевая агрессия, выраженная через оскорбление. Об этом говорит употребление просторечного слова «непутёвая», которое в словаре С.И.Ожегова имеет следующее значение:
Непутёвый – (прост.). Легкомысленный, беспутный, разгульный.
«Тоже мне художник человека нарисовать не может».
Говорящий скептичен и считает, что адресат не отвечает тем требованиям, которые естественно ему предъявить.
«Уберите со стола ваши чемоданы» (о рюкзаках).
«Убери с прохода свои корабли!» (о ботинках).
Использование гиперболы для выражения отрицательной оценки действий адресата или, наоборот, не совершения ожидаемого действия.
«Глазоньки свои подними на меня!», «Ноженьки собери в кучку!», «А в головушке-то звон от пустоты идет!»
Использование лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Кроме этого, в высказываниях учителей были зафиксированы фразеологизмы, значение которых имеет отрицательную оценку: «Смотрю в книгу – вижу фигу», «курица лапой», «от зубов отскакивать», «как воды в рот набрал», «стоишь как истукан», «хватит лапшу на уши вешать»,
« мозги компостировать».
К разновидностям речевой агрессии относят и прием антибеседы (нарушение речевого паритета), который может актуализироваться в нескольких вариантах:
- пренебрежительное отношение к содержанию высказывания речевого партера («У меня для вас есть только пять минут», «Мне некогда с вами разговаривать»);
- прямая или косвенная презентация собственной профессиональной компетентности, перевод обсуждения проблемы на уровень «профессионал – дилетант», где приоритетное право на речь, конечно же, у профессионала («Я не первый год работаю в школе», «Я пришла работать в школу, когда ты ещ пешком под стол ходил», «У тебя в голове опилки, а должны быть знания»);
- прием «игры на понижение» оппонента является намеренно нечетким, неконкретным определением его несостоятельности («Ты, отличник, не можешь решить элементарного!», «И за что я только тебе пятерки ставлю?», «Ты уж реши для себя, умная ты или красивая»).
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что проявление
вербальной агрессии в речи учителей – обычное явление. Это серьезная
проблема, так как речевая агрессия педагога является примером для формирования моделей агрессивных действий, реакций у обучающихся.
Учителями часто игнорируются необходимые формулы речевого этикета. А между тем именно речевая агрессия педагога может иметь наиболее опасные последствия.
Во-первых, это так называемый дидактогенный невроз ( тревога, страх, ребёнка вызваны системой обучения), который, по некоторым данным составляет около 30% всех детских неврозов (Крестьянка", №2, 1998. - С. 56). Проявляется он у детей в снижении самооценки, возникновении неуверенности в себе. Страх появляется сначала перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще. Дети, особенно ученики начальной школы, не распознают вектор учительской агрессии. Часто они воспринимают агрессию учителя не на их поведение в конкретной ситуации, а на них самих, их личность: «я плохой», а не: «сейчас я поступаю плохо».
Во-вторых, решая свои педагогические задачи в неэтичной форме, учитель невольно провоцирует ответную агрессию. Кроме того, школьники усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом. Психологическая и педагогическая науки однозначно рассматривают агрессивную речь со стороны учителя как позиционирующую авторитарный стиль общения, кроме того, она демонстрирует отсутствие профессионализма и приводит к отчуждению, враждебности, непониманию.
Таким образом, агрессия слова не только недопустима в этическом отношении, но и оказывается просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.
Раздел 2 Исследовательская часть
2.1. Исследование проявления речевой агрессии в речи учащихся и учителей МОУ «Школа № 132 им. Н. В. Поповой г. Донецка»
Для исследования выявления «речевой агрессии» было проведено анкетирование 66 учащихся разных классов «Школа № 132 им. Н. В. Поповой
г. Донецка», в ходе которого предполагалось сравнить показатели старшей и средней ступени обучения и выявить различия.
На вопрос: знаете ли вы, что такое «речевая агрессия»? (Если да, то дайте определение «речевой агрессии») ответы учащихся были таковы:
Да, знаю – 29 %;
Нет, не знаю – 33 %;
Да, знаю, но не могу объяснить – 38% Приложение А (рисунок 1)
Давая определение понятию «речевая агрессия», ученики понимают под ними нецензурные слова (10,8 % в 5-8-х классах и 14,7 в 9-11-х классах);
считают, что «речевая агрессия» - это употребление грубых слов, оскорбление, резкое эмоциональное высказывание (27,3% в 5-8-х классах и 25.7% в 9-11-х классах); некультурная речь(9.7% в 5-8-х классах, 5.3% в 9-11 классах); повышение голоса, крик (6 % в 5-8-х классах, 1% в 9-11 классах). Приложение А (диаграмма 2).
Для выявления уровня агрессии была использована сфера неофициального общения школьников, для этого предложен опросник Басса-Дарки
(Приложение В).
Данный опрос был проведен в 5,6,7,8, 9, 10 и 11 классах. В эксперименте участвовало 66 человек.
Опрос позволил получить следующие диагностические данные, которые представлены в Приложении А (рисунок 3).
Итак, можно сделать вывод, что в основном у учащихся преобладает средний уровень агрессии. Нужно отметить также тот факт, что в последнее время идет усиление тенденции доминирования одного из собеседников (спор, ссора, намерение поставить человека на место, использование грубых высказываний).
Проанализировав ответы на вопрос «Какие слова вы считаете грубыми?», выделились три группы слов, которые называют учащиеся (Приложение Г ).
С точки зрения значения все приведенные выше высказывания имеют отрицательную оценку. Данное исследование подтверждает тот факт, что часто у учащихся преобладает повышенный уровень речевой агрессии.
2.2. Способы преодоления речевой агрессии
Конечно же, мы живем в очень трудное время. Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.
Пожалуй, самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии - это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова.
Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде - самонаблюдение и самоконтроль участников учебного процесса над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия.
Задумаемся, например, всегда ли наши обращения, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше ссоры».
Способность к эмпатии - сопереживанию проблемам оппонента, умение объективно оценить его личностные особенности и эмоциональное состояние - очень важны для коммуникативной компетенции. Наконец, толерантность - терпимость, снисходительность – тоже необходимые качества каждого человека, которое предполагает корректность, умение прощать, признание права другого человека на собственное мнение.
Существуют и частные приемы контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях: Игнорирование. Это альтернативная коммуникативная стратегия, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий». Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение.
Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему.
Основные способы переключения внимания: неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что...?»; «Сколько времени мы уже потратили на ссору?»); отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии»; «Давай попросим помощи у всего класса» и т.п.); необычное задание (например, ролевая игра, работа в парах, использование раздаточных материалов, просмотр учебного фильма); постоянное чередование на уроке различных видов речевой деятельности (устный ответ, слушание, чтение текста, письменная работа).
Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций, с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка:
- напоминание («Ты же взрослый, рассудительный мальчик!»);
- удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»);
- разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому...»); - «тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания»): целенаправленная словесная «провокация». Например: «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»
Положительные оценочные высказывания. Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме: - --традиционные выражением позитивной оценки : «молодец!» «умница!»;
- обращение к прошлым успехам ребят («Вчера вы отлично справились с заданием, давайте сегодня поработаем еще лучше!»);
- согласие, благодарность, поддержка мнения ребенка («Мне нравится, как ты выполнил это задание»; «Полностью разделяю твое мнение»; «Спасибо за интересный вопрос»);
- цитирование наиболее интересных, точных, оригинальных ответов учеников. Шутка, юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию. Убеждение. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?», «Представь, что ты оказался в Сашиной ситуации...», «Подумай, как бы ты поступил на месте Саши». Вежливое обращение - один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения к собеседнику.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника - посильная задача для каждого цивилизованного человека.
ВЫВОДЫ
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Речевая агрессия - обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
В устной речи учащихся встречается очень много грубых, обидных слов, содержащих речевую агрессию.
Наиболее распространенными являются три группы слов: жаргонная, просторечная и нецензурная лексика.
В основном у учащихся преобладает средний и повышенный уровень агрессии.
Речевая агрессия имеет место и в речи учителей.
Речевую агрессию можно контролировать.
В ходе исследовательской работы мы убедились, что среди учащихся и учителей МОУ «Школа № 132 им. Н. В. Поповой г. Донецка » существует такая проблема, как речевая агрессия. Часто подростки не осознают, что это высказывание содержит отрицательную оценку, для многих это норма. Многие даже не знают значений тех слов, которые используют в своей речи.
Наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы контролировать агрессивные высказывания в адрес кого-либо.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание учащихся на бережное отношение к родному языку и своей речи. Закончить свою работу хочется словами В.Г. Белинского: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь Язык идет вместе с жизнью народа».
Литература
Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга. Справочное издание. М.: Издательство «Русские словари», 2000.
Енина Л. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в политкультурном обществе : толерантность и мультикультуризм как ориентиры профессионального поведения : (материалы исслед. и науч.-практ. конф.). – М., 2002
3.Купина Н.А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. - Екатеринбург - Пермь: изд-во Урал. ун-та, 1995. - 448 с.
4. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - 245 с.
5.Муравьева Н. Речевая агрессия как форма проявления конфликтного сознания журналиста // Российская пресса в поликультурном обществе : толерантность и мультикультуризм как ориентиры профессионального поведения : (материалы исслед. и науч.-практ. конф.). – М., 2002
6. Ожегов С. И. «Словарь Русского Языка», Москва «Русский язык». М.: 2006 7.Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. М.: Флинта, 2011.
8. Покровская Я.А. Взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в речевом жанре оскорбления. // Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Тезисы докладов научной конференции. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 71.
9. Рябенко Т. Г. Ссора: речевые тактики жанра и средства их языковой реализации. Вестник Сам ГУ, 2013 № 8-1
10. Седов К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: "ссора", "комплимент", "колкость". // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1997. - С. 188-195.
11. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Учеб. пособие - М.: Флинта, 2004.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
t21.rgups.ruarchive/doc2007/1/22.doc
Приложение А
Рисунок 1
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 2
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Приложение Б
Рисунок 3
Проявление агрессии
Приложение В
Опросник Басса-Дарки (ответить «да» или «нет»)
1.Если я не одобряю людей, я даю им это почувствовать.
2.Я часто бываю не согласен с людьми.
3.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
4 Я требую, чтобы люди уважали мои права.
5.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
6. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
7. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
8. Я ругаюсь только со злости.
9. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
11. В споре я часто повышаю голос.
12. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
13. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
14. Какие слова вы считаете грубыми (напишите их).
Приложение Г
Слова, наиболее часто употребляемые учащимися МОУ «Школа № 132 им. Н. В. Поповой г. Донецка »
Просторечная лексика
Жаргонная лексика
Нецензурная брань
Придурок
Сволочь
Тварь
Тупарь, тупой, тупица
Скотина
Идиот
Лошадь
Свинья
Идиота кусок
Придурошный
Корова
Козел
Чеканутый
Никчемный
Дебил
НедоумокУродина, уродский
Дура
Баран
Чудовище
Братан
Стукач
Тормоз
Овца
Лох
Лошара
Олень
Долбоящер
Выявили 7 слов
13PAGE 15
13PAGE 14215
Объект 4Root Entry