Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности
Этапы формирование действий контроля и оценки в начальной школе
(по материалам А.Б. Воронцова)
На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации действий контроля и оценки зависит во многом успех образования ребенка. Цель действия оценивания – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять.
Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Сегодня можно утверждать, что современные цели образования, новые образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без трансформации системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.
Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования и сопровождающие его регламенты, методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Прозрачность и открытость оценивания, где критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Приоритет самооценки учащихся над оценкой учителя для чего система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включаясь в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к этой самооценке.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности, в соответствии с требованиями Стандарта, являются:
оценивание образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);
формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся;
индивидуальный прогресс ребенка в обучении; особенности развития его собственного процесса обучения.
Необходимо выделить этапы становления действий контроля и оценки в рамках начального образования:
1 этап – 1 класс, когда осуществляется переход от дошкольного к школьному образованию;
2 этап – со 2-го класса – до начала второго полугодия 4-го класса - совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества
3 этап – со второго полугодия 4-го – по 5-й класс – рефлексивный, когда осуществляется переход от начальной школы к основной.
На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя. Рассмотрим их подробнее.
На первом этапе (1 класс) основная цель – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся отводится пооперационному контролю.
В 1-м классе закладывается два вида оценки:
Ретроспективная оценка - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями оценки. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.
(ГС) Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:
выполнение самой работы,
выработка критериев,
оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
обнаружение расхождений в оценке.
Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, способности видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. (Г.А. Цукерман).
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе на доске, условно деля ее пространство на: «Место сомнений (тренировки)» и «Место на оценку». Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
Такой подход к оцениванию, по нашему опыту, побуждает школьников к ответственному оценочному действию.
К концу обучения в 1-м классе дети могут:
сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях.
На втором этапе формирования действий контроля и оценки (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. Такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль должен быть связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
Возникает другой вид контроля – рефлексивный, направленный на анализ основания собственно способа действия. Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия - как инициативного и ответственного учебного действия. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
На этом этапе действия оценки полностью дифференцируются. Свою работу учащиеся рассматривают как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания.
Учитель договаривается с классом о «цене» заданий и отдельных действий. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки школьники могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
На третьем этапе (4 – 5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. На данном этапе обучения эффективно строить работу в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов. Со стороны учащихся 5 классов предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы). На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
Полный цикл контрольно-оценочной деятельности включает:
– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
– выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);
– сопоставление полученных данных с образцом;
– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
– составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;
– сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.
Теперь необходимо представить этапы контрольно-оценочной деятельности учащихся в рамках учебного года.
Диагностика.
3 раза в год сравниваются уровни сформированности компонентов учебной деятельности (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки).
Используя выше перечисленные подходы к системе оценивания в нынешних условиях развития образования можно достичь одной из приоритетных образовательных целей - подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек, лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной вектор взросления.
Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную // Материалы для слушателей курсов. М., 2001, с. 48.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15