Дефиниция понятия «ценностные ориентации» в историческом аспекте
Дефиниция понятия «ценностные ориентации» в историческом аспектеЦенность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.
С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения.
Значимость ценностей в жизни личности и общества была осознана еще античными философами. Были предприняты попытки сформулировать вопросы, касающиеся сферы ценностных ориентации человека: существует ли высшее счастье? В чем смысл жизни человека? Что есть истина? Что нужно любить и что ненавидеть? Что такое красота? Философы отмечали противоречивость природы ценности: красивые вещи могут спровоцировать человека на преступление; красивые слова — скрывать неблаговидные замыслы, а красивая внешность — духовное уродство.
Категория «ценностная ориентация» является фокусом, в котором сходятся точки зрения отраслей научного знания на личность. С ней связаны все основные понятия, которые разрабатывались в философии, социологии, социальной психологии, педагогике.
Ценностные ориентации — важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.
Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.
Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм. Мерой всех вещей он считал человека. По мнению Гераклита, выше его стоит только бог. Демокрит в качестве высшей ценности рассматривал мудрого человека. Сократ дал определение таким этическим понятиям, как «справедливость», «доблесть», «счастье», «добродетель». Счастья человек не достигает не потому, что не хочет его, а потому, что не знает, в чем оно заключается. Тезис «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, которое таковым не является. Аристотель считал, что кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души — почет, богатство, власть. Однако духовное благо он считал «самым высоким».
Большинство современных авторов определяет ценностные ориентации как установку личности на те или иные социальные ценности, обусловленные общественным характером существования человека. Они более подвижные, изменчивые, находятся под непосредственным влиянием людей. Среди них есть ценности общечеловеческого значения (производство, общественные отношения, труд, дисциплина, воспитание, мораль и др.). Они предстают как условия жизни людей, способы их действия, которые должны быть переданы, закреплены и усвоены последующими поколениями.
Философ А.Н, Максимов считает, что ценность является первичной формой предмета реальности, в которой он предстает перед сознанием через ценностное отношение человека к этому предмету. Он убежден в том, что «встреча с любым предметом сразу же предполагает включение механизма оценки, ценностного отношения».
П.И. Смирнов утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же — поведение личности, а через него — сама жизнь.
В ценностных ориентациях сосредоточены уровень притязаний личности, представления о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в соответствии с моральными нормами и правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности.
Существует определение ценностных ориентаций как системы. Ценностные ориентации сегодняшнего подрастающего поколения – это система ценностей исторического субъекта, оказавшегося в условиях «перелома времени». Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, что и определяет направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. В современных условиях процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения протекает на фоне реформирования самого общества. Данные перемены ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и самым прямым образом сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях.