Конспект урока по окружающему миру 1 класс ПНШ Про больших и маленьких



Конспект урока.
Предмет: Окружающий мир.
Тема: Про больших и маленьких.
Учитель: Довгулевич Галина Михайловна
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №8 г. Выборга».
Педагогический стаж: 8 лет.
Образование: средне-специальное.
Квалификационная категория: llЦель урока: Формирование представления о разнообразии окружающего мира.
Задачи:
Познакомить учащихся с разнообразием форм появления потомства у животных.
Выяснить, как животные заботятся о своем потомстве (на примере поведения птиц).
Продолжить формировать навык устного рассказа по рисунку.
Продолжить формирование навыка чтения (на материале хрестоматии).
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Развивать познавательный интерес к предмету.
УУД:
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Использование знаково-символических средств.
Кооперация с учителем и сверстниками.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Установление причинно-следственных связей.
Оборудование:
Натуральные объекты: аквариумные рыбки в двух банках (мальки и взрослые рыбки по отдельности).
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, МР3-плеер.
Учебник, хрестоматия.
4 листа ватмана формата А2.
Средства: презентация, музыкальное оформление.
2
Ход урока.
l. Организационный момент. (1 мин)
ll. Игра «Большие и маленькие». (4 мин)

Учитель: Помогите малышам: потеряли дети мам.
Без родителей, одни попадут в беду они.
Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
(Открывается презентация, учитель читает загадки, дети отгадывают.)
1-2 слайды. Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший – не догонит мама …(лошадь).
3-4 слайды. Шею вытянул гусенок, озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына под крыльцом нашла … (гусыня).
5-6 слайды. Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет.
Не бойся, не заблудится, придет домой …(верблюдица).
7-8 слайды. Что стряслось у индюшат? Почему они спешат?
У сарая за кадушкой червяка нашла …(индюшка).
9-10 слайды. Олененок-озорник за кустом к земле приник.
Притаился тихо-тихо: пусть поищет … (олениха).
11-12 слайды. Забрели четыре брата в поле сладкого овса.
- Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет … (овца).
13-14 слайды. Купаться в речке страшновато,
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья – не узнает детей … (свинья).
15-16 слайды. Куда бы спрятаться козленку?
Какой-то зверь летит вдогонку.
Не бойся! – это стрекоза. Прогонит вмиг ее …(коза).
17 слайд. Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят малыши благодарят.
lll. Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о животных: о больших и маленьких.
- Похож ли олененок на свою мать-олениху?
3
Ответ детей: Похож.
Учитель: Похожа ли мать-свинья на своих поросят?
Ответ детей: Похожа.
Учитель: А все ли детеныши животных похожи на своих родителей? Это мы и выясним сегодня на уроке.
lV. Знакомство с разнообразием форм появления потомства у животных. (23 мин)
Учитель: Для этого мы отправимся на экскурсию в весенний лес. Закройте глаза.
(Звучит фонограмма птичьих голосов).
- В небольшом озерке, поросшем тростником множество икринок. Откройте глаза: вот таких. (Икринки на слайде 18).
- Кто же появится из этих икринок?
Ответы детей: (Мнения детей разделились): рыбы, лягушки.
Учитель: Правы те, кто назвал лягушек. Это лягушачья икра. Давайте познакомимся, как из икринки развивается лягушка.
(Просмотр фильма «Развитие лягушки)
Учитель: Быстро мчится под водой
Головастик молодой.
Головастики спешат
Превратиться в лягушат.
Б. Заходер. (слайд 19)
- Рассмотрим поподробнее, как идет развитие лягушки, откройте учебник на странице 52, рассмотрите левый рисунок.
- Кто появляется из икринки?
Ответы детей: Головастик.
Учитель: Что появляется у головастика вначале?
Ответы детей: Задние лапки.
Учитель: Что происходит с головастиком дальше?
Ответы детей: Вырастают передние лапки.
Учитель: Когда головастик станет похож на лягушку?
Ответы детей: Когда у него отпадет хвостик.
(Рассказ одного ребенка о развитии лягушки по картинкам у доски слайд 20).
4
Учитель: Кого еще можно увидеть в весеннем лесу, отгадайте!
Слайд 21.На большой цветной ковёр Села эскадрилья – То раскроет, то закроет Расписные крылья. (бабочка)
- Как же размножаются бабочки? (слайд 22)
- Бабочки размножаются при помощи ряда превращений. Сначала бабочка откладывает яйцо, из яйца появляется личинка (гусеница), гусеница становится куколкой, а из куколки выходит взрослая бабочка .- Похожа ли гусеница на бабочку?
Ответы детей: Не похожа.
Учитель: Нам пора дальше.
Слайд 23. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках.
(ящерица)
Слайды 25-26. – Ящерицы откладывают яйца в песок, почву, среди камней или гниющих листьев. Яйца ящериц покрыты плотной кожистой оболочкой. Из отложенных яиц выходят вполне сформированные молодые ящерицы, внешне похожие на взрослых ящериц.
Слайд 27. Не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая, Ну-ка в сказку загляни!
(рыбка)
- Как размножаются рыбки?
Ответы детей: Они откладывают икру. Из икринок появляются мальки.
Слайд 28.
Учитель: Молодцы, ребята. Но бывают такие рыбки, которые не откладывают икру. Они сразу рождают мальков, которые очень похожи на своих родителей, только маленькие. Посмотрите, в первой банке взрослая
5
рыбка – гуппи. А во второй – ее маленькие детки, которые появились совсем недавно. Живут эти гуппи в нашей школьной библиотеке, вы сможете за ними там понаблюдать.
- А чьи голоса мы слышали в весеннем лесу?
Ответы детей: птиц.
Учитель: Какие птицы прилетают весной?
Ответы детей: Гуси, утки, жаворонки, грачи, соловьи.
Учитель: А как размножаются птицы? (Слайд 29)
Ответы детей: Они откладывают яйца.
Учитель: А какие животные то же откладывают яйца?
Ответы детей: Ящерицы, змеи.
Учитель: Правильно, но у птиц скорлупа яиц не кожистая, а плотная и твердая, способная выдержать тяжесть птицы-наседки. (Слайд 30)
У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьев, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. (Слайд 31) Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птицы гнездовые. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда молодежь станет лётной, кормление прекращается.
Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 53. Похожи ли птенцы на своих родителей?
Ответы детей: Только что появившиеся птенцы на своих родителей мало похожи.
V. Закрепление пройденного материала. Научный совет. (14 мин)
(Дети делятся на четыре группы по 7 -8 человек, во главе каждой – эксперт, который будет отвечать от имени группы.)
Учитель: А сейчас соберем научный совет. Соберитесь каждая группа около своего эксперта. Каждая группа получает свое задание.
1 группа. Как из икринки получается лягушка. Зачем головастику хвост?
6
2 группа. Превращения бабочки. Гусеница и бабочка – это одно и то же?
3 группа. Кто откладывает яйца? Собери картинку. К каким птицам относится птенец: выводковым или гнездовым?
4 группа. Как вы думаете, каким рождается птенец дикого гуся? Нарисуйте.
(Выступления экспертов каждой группы)
Vl. Итоги урока. (2 мин)
Учитель: Нам пора возвращаться с экскурсии. Вы узнали много нового из жизни животных. Похожи ли у животных дети и родители?
Ответы детей:
- Не у всех животных дети похожи на своих родителей.
- У лягушки сначала появляется головастик, похожий на рыбку, только потом у него отрастают лапки, а затем отпадает хвост, и он становится похож на взрослую лягушку.
- У бабочки из яиц появляется гусеница, которая превращается в куколку, лишь затем появляется бабочка.
Учитель: Есть еще один вопрос, который я хотела бы вам задать: когда еж не колется? На этот вопрос вы можете найти ответ в хрестоматии «Окружающий мир» на странице 64. Рассказ называется «Колючая семейка». Но на этот вопрос вы ответите на следующем уроке.