Новые подходы к содержанию традиционных и иннова¬ционных форм работы с одаренными детьми по изобразительному искусству
Слайд 1.
Выступление на тему: «Новые подходы к содержанию традиционных и инновационных форм работы с одаренными детьми по изобразительному искусству».
Учитель ИЗО и черчения Литвинова Т.В.МБОУ СОШ №1 Энгельсского муниципального района Саратовской области
Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, именно они в скором времени будут определять развитие нашего государства, займут ключевые позиции в экономике, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.
Слайд 2.Не каждый ребенок может быть отличником, но в каждом есть что-то свое необыкновенное. Если мне удается раскрыть такие способности - это и есть главная задача моей деятельности как учителя.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место именно в творческом развитии ребенка.
Занятия изобразительным искусством развивают у детей воображение, фантазию, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира.
Знания, умения, навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, находят применение на других уроках и внеурочной деятельности. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости от встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. В.А.Сухомлинский писал: “Детский рисунок, как и процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка”.
В связи с этим поддержка, развитие и социализация одарённых и способных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования.
Слайд 3.
Цель работы с одаренными детьми:Развитие системы личностно-ориентированного обучения детей как условия формирования личности с высоким уровнем интеллекта.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.
Создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность, индивидуализированные формы учебной деятельности; выработка проектно-исследовательских навыков.
Слайд 4.
При всех существующих трудностях в системе основного общего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Эти возможности кроются в различных формах работы с одаренными детьми:
Формы работы с одаренными учащимися
конкурсы;
проектная деятельность;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
работа в группах.
Слайд 5.
Общие принципы обучения одаренных учащихся
принцип развивающего и воспитывающего обучения
принцип личностно-ориентированного обучения
принцип учета возрастных возможностей
Слайд 6.
Методы обучения одаренных учащихся
Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.
Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе. Важным фактором является создание благоприятных условий для обучения изобразительному искусству, нужно иметь соответствующие художественные материалы. Однако самым главным является атмосфера увлеченности предметом, его познания. Увлеченность эта не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется педагогом. Учителю необходимо создать эмоциональную атмосферу заинтересованности, ученик же должен захотеть научиться.
Слайд 7.
Основные подходы к содержанию учебных программ- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающейся ускоренным темпом развития.- Углубление. Данный подход эффективен в обучении детей, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной области знаний или области деятельности.
- Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, или предметами. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а так же через погружение учащихся в исследовательские проекты. Проектная деятельность становится средством обучения. Исследовательская работа влияет насодержание обучения, предлагая новые темы и разделы изучения.
Слайд 8.
Для развития творческой одаренности детей проводятся школьные смотры-конкурсы, олимпиады по изобразительному искусству, ребята принимают участие в соревнованиях и конкурсах районного и регионального уровня:
Школьная олимпиада 2013-14уч.г.:
Победители : по 5кл. – Волкова Анастасия 5б кл. с работой «Весь шар земной»;
по 6кл. – Архипова Дарья 6д кл. с работой «Мир будущего»;
по 7кл. – Ляшенко Ксения 7д кл. с работой «Фейерверк счастья».
Слайд 9.
Школьный конкурс 2012-13 уч.г. «Человек труда»:
Призеры: Сухорукова Настасья 8а кл., Татаренко Кристина и Яненская Алена 8д кл., Щеголева Анастасия 8б кл.
Слайд 10.
Школьный конкурс «Космические дали» 2012-13уч.г.
Призеры: Михайлова Виктория 8в кл., Ермолова Кристина 5г кл., Сакова Наталья 7б кл., Шуршилова Анастасия 6а кл.
Слайд 11.
Школьный вернисаж «Золотая осень» 2012-13уч.г.
Слайд 12.
Слайд 13.
Сетевой конкурс «Я – исследователь» в рамках исследовательского общества обучающихся «Поиск» по теме «Кошки» 2011-12уч.г.:
Победители: Парфенова Алена 7в кл. – 3 место,
Черенова Ирина 6б кл. – Диплом II степени.
Слайд 14.
Районный сетевой конкурс детского творчества,посвященный «Дню матери» 2012-13уч.г.Победители: 1 место – Парфенова Алена 8в класс
2 место – Ермолова Вероника 8в класс3 место – Сакова Наталья 7б класс
Слайд 15.
Областной конкурс изобразительного искусства «Человек-Земля-Космос» Детского экологического центра:
Победители: Сакова Наталья7б кл. и Михайлова Виктория 8в кл.
Слайд 16.
Муниципальный конкурс рисунка на бетонных плитах, посвященный Дню Победы - команда школы заняла II место.
Слайд 17.
А также проводятся выставки лучших работ. И вот что у нас получается:
Натюрморты «Осенний букет» и «Фрукты»
Слайд 18.
«Животные в природе»
Слайд 19.
«Иллюстрации к сказкам»
Слайд 20.
Рисунки «Русская зимушка-зима»
И много-многое другое.
Слайд 21.
В этом учебном году я определяю следующие основные направления в работе с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей.
Разработка дополнительных дидактических материалов для одаренных учащихся.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей в школе на уроках и внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся.
Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Организация методической работы с учителями-коллегами по данной проблеме.
Слайд 22.
Мой алгоритм работы с одаренными детьми очень прост: увлечение детей своим предметом плюс кропотливая индивидуальная работа по перечисленным направлениям.