Современные формы духовно-нравственного воспитания детей разновозрастных групп в условиях детского дома


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Итоговая работа
Современные формы духовно-нравственного воспитания детей разновозрастных групп в условиях детского дома
Выполнила: Шачнева Н.С.

Анжеро-Судженск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3 Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе……………………………....5
2.Современные формы духовно-нравственного воспитания детей разновозрастных группы в условиях детского дома……………………9 Заключение……………..………………………………………………...13 Список источников………………………………………………………14 Приложение……………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Детский дом в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания. К сожалению, проблема духовно-нравственного воспитания является на сегодняшний день наиболее острой, как среди детей, находящихся в семье, так и среди воспитанников.
Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей детских домов  является разновозрастные группы. У каждой возрастной категории свои особенности и требования, а, следовательно, и должны быть подобраны соответствующие формы и методы  духовно-нравственного воспитания.
У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности [2, с 47].
Одним из подходов к формированию нравственного сознания воспитанников является систематичность в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения. Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому воспитанники должны быть активными участниками процесса [1,с.101].
Целью данной работы является изучение современных форм духовно-нравственного воспитания детей разновозрастных групп в условиях детского дома.
Задачи:- изучить проблемы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе; - изучение и обобщение современных форм духовно-нравственного воспитания детей разновозрастных группы в условиях детского дома.Методы: изучение психолого-педагогической литературы по теме, изучение практического опыта.Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Изучением нравственности занимались такие великие мыслители античности как Платон, Сократ, Аристотель. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Ш.А.Амонашвили, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, В.Д.Шадрикова, Н.Е.Щурковой и др.Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Формированию духовно-нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), превалирование общественного интереса над личным.Советская дошкольная педагогика формировала у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.
В настоящее время формирование национального сознания и духовной культуры анализируется в трудах исследователей, занимающихся национальным образованием. Вопросы духовности и нравственности постоянно являются предметом обсуждения в русле тематики возрождения национальных школ. Широкое освещение получила данная проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е.П, Белозерцева., Г.Н. Волкова, И.Ф.Гончарова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, B.IVL Меньшикова, В.А, Сластёнина, А.Г. Пашкова, В.Ю. Троицкого, А.Н. Ходусова, В.Д. Шадри-кова, М.А. Некрасовой, С.Ф, Ивановой, ЮМ. Юдина и др., а также деятелей Русской православной церкви; Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архимандрита Зиновия (Корзинкина) и др. В последние годы вопросы духовности и нравственности особенно часто отражаются в периодической печати (Р.Б. Вендровская, А.Я. Данилюк, И.Ф. Гончаров, В.К. Журавлёв, В.Г. Распутин, А.Н. Солженицын и др.)
Проблемам нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности посвящены диссертационные исследования Л.А, Черных, J1.R Пауковой, Л.И. Чупахиной, М.С. Стародубцевой, Н.И. Пономарёвой и др., где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания и использования традиций народной культуры в решении задач образования и воспитания.
Русский народ копил национальный опыт, сохраняя и передавая из поколения в поколение духовно-нравственные устои и традиции воспитания. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры. Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень психолого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии.Как справедливо полагал академик Д.С.Лихачёв, «экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим... Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [2,с 50].
В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является достойным способом выживания человека. В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена.
В научной литературе существуют различные определения понятия «культура». Одно из них - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе» [3, с 47].
Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности. Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека. Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры. «Поле» культуры - это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К. Мамардашвили). Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть человеком». Культура - это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я». Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа. Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык, устное народное творчество, историю, веру, ценности.Категория ценности рассматривается нами ключевой в содержании народной культуры. Решение поставленных в исследовании задач потребовало рассмотрения понятия «ценность». В качестве исходной мы приняли концепцию отечественного философа Н.А. Лосского.
Согласно Н.А. Лосскому, духовные ценности выступаю основанием культуры. Ценности возможны, если основа бытия духовна. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Ценность - единство должного и значимого, сущего и идеала. Ценность не просто необходимая и должная, но и желаемая цель, которая выступает регулятором человеческих отношений.Необходимым условием духовно-нравственного воспитания является взятие за основу национального образования гуманитарных дисциплин. В основе обновления учебных курсов и авторских программ сегодня лежит идея обобщения опыта отечественного образования, всего лучшего в национальном наследии и воспитание на этой основе всесторонне развитой личности, обладающей способностью целостного видения родной культуры, правильно ориентирующейся в ней и способной служить ей. Стимулирование национального компонента должно проводиться на всех уроках и во внеклассных (кружковых) мероприятиях, связанных с различными видами народного творчества. Это должно учитываться и при составлении программ.

Современные формы духовно-нравственного воспитания детей разновозрастных группы в условиях детского дома
В целях формирования духовно-нравственной сферы воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы:    анкетирование;      дискуссия;    диспут;   тематические классные часы;   проблемные ситуации;   упражнения;   игры; тренинги;  тематические мероприятия;   изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий; изучение традиций и обычаев семьи.Основными направлениями работы воспитателя являются следующие аспекты:
- познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов "Учись учиться”, викторина "Что? Где? Когда?”, серии классных часов "Замечательные люди науки”, "За страницами учебника” и многое другое;
- ценностно–ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра "Символы России”, виртуальное путешествие "Если с другом вышел в путь”, серии классных часов "Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета), "Горжусь тобой моя Россия”, "Толерантность к человеку – правило XXI века” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с ветеранами Великой Отечественной Войны и представителями военной службы. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий. А некоторые ребята выбирают военную службу как дальнейшее направление в жизни;
- трудовая деятельность: дежурство по группе, по комнате, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов "Труд и призвание”, "В мире профессий”, кружковых занятий таких как: вязание крючком и бисероплетение, "Хозяюшка”, выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и т.д.Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в Объединении "Милосердие”, обучении в воскресной школе. Совместное проведение мероприятий с волонтерскими организациями, которые оказывают как материальную, так и моральную поддержку. Участие к жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям;
- художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров "Осенний бал”, "Новогодний карнавал”, "Весенние забавы”, выставка "Малая Третьяковская галерея”, посещение драматического и кукольного театров, филармонии и зала классической музыки, вечера авторской песни и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляется через активное сотрудничество с библиотекой. Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
В каждой группе, помимо работы дополнительного образования существующей в детском доме,  организована творческая деятельность. Например, во второй группе действует кружок "Фантазия”, где каждый ребенок реализует свои идеи с помощью вязания, вышивания, бисероплетения.
- физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, "Школа здорового образа жизни”, "Веселые старты”, "Вечер комических Эстафет”, "Малые олимпийские игры”, устный журнал "Спортивный калейдоскоп”. "День бегуна”, тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, " О профилактике вредных привычек”, "Моё здоровье - залог здоровья моего поколения” и т.д.;
- деятельность свободного времени: изучение репрезентативной системы воспитанников, психологические игры, тренинги, "сюрпризы дружбы”, конверт откровений.
Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у воспитанников детских домов, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей.Наглядный метод  используется во время:   чтения педагогом рассказов;  экскурсий в картинную галерею;  рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;    проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок;    моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем;   чтения стихотворений детьми, воспитателем;   бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;   проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);     загадывания загадок;   рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо организовывать           продуктивную деятельность      провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);    организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;     провести экскурсии различной направленности;      изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно- нравственного содержания. Проведение совместных праздников.Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр). Организация выставок Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема духовно - нравственного воспитания была и остается актуальной. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что учебная деятельность в воспитательной цели значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте. В процессе воспитания, вырабатываются такие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность. Наиболее значительные исследования проблемы нравственного воспитания принадлежит: Болдыреву Н.И., Сухомлинскому В.А., Харламову И.Ф., и другим.Важным является понимание того, что духовно-нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируется нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменения целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентации. Деятельность человека выступает и как критерий нравственного развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Айзерман, Л.С. Дар души и дар глагола. [Текст] / Л.С. Айзерман: - М.: Педагогика, 2003
Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. [Текст] / Н.В. Архангельский:— М.: Просвещение, 2006
Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст] /Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение,1998.
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. [Текст] / Н.И. Болдырев: М.:Просвещение, 1999.
Марьенко,И.С. Нравственное становление личности школьника. [Текст] / Н.С.Марьенко: М.: Просвещение, 2005.
Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций. [Текст] / И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение,2000.
Приложение 1
Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (7–11лет)
Сентябрь
1. Занятие «Старание и терпение»
Цель. Продолжать освоение социокультурной категории «Традиции дела»; воспитывать у детей любовь к старанию и терпению.
Октябрь
2. Фольклорный праздник «Покров»
Цель. Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.
Октябрь
3. Тематическая неделя «Верность земле русской»
Цель. Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.
Ноябрь
4. Тематическая неделя «Светлый образ»
Цель: развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.
Декабрь
5. Тематическая неделя «Семейные традиции»
Цель. Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.
Январь
6. Тематическая неделя «Рождественское чудо»
Цель: познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом.
Февраль
7. Тематическая неделя «Мастера и рукодельницы»
Цель: познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.
Февраль
8. Развлечение «Масленица»
Цель. Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.
Март
9. Тематическая неделя «Книга – праздник души»
Апрель
10. Праздник «Благовещение»
Цель. Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.
Май
11. День Победы
Цель. Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Май
12. Тематическая неделя «Здравствуй школа! »
Цель. Создание условий для успешной адаптации в школе.