Консультация для педагогов Особенности организации воспитательной системы в условиях детского дома


Особенности организации воспитательной системы в условиях детского дома.
 
По мере того как государство пыталось решить проблему сиротства развивалась система учреждений, которые занимались призрением сирот, и формы их устройства.
Первые крупные заведения для беспризорных детей известны в России с начала XVIII века. Они возникают в Новгороде главным образом при монастырях в форме детских приютов - благотворительных учреждений для призрения и воспитания сирот, покинутых и беспризорных детей, как правило, в возрасте от 3 до 14 лет. Там дети получали начальное образование, их обучали ремёслам или сельскохозяйственным работам, готовили к самостоятельной жизни. До 1917 года детские приюты были наиболее распространённым типом воспитательных учреждений для детей-сирот в России.
К 1917 году на территории России (в границах РСФСР) было 583 детских приюта, в которых находилось около 30 тысяч детей.
После Октябрьской революции заботу о содержании и воспитании осиротевших детей взяло на себя государство. Декретом СНК (1918 год) были созданы специальные органы - Комиссии для несовершеннолетних, на которые возлагались функции социальной охраны детства, устройства беспризорных детей. Детские приюты и другие аналогичные учреждения были преобразованы в детские дома и переданы в ведение органов социального обеспечения, а в 1919 году - в ведение Наркомпроса.
Изначально был определён статус детских домов - воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин. Основные задачи детских домов - сохранение жизни и здоровья детей, их воспитание, обучение, подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
В начале 20-х годов в стране развернулась борьба по ликвидации детской беспризорности - тяжёлого следствия гражданской войны и разрухи. Возглавила эту работу Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК, образованная в 1921 году). Наряду с детскими домами в эти годы возникли новые типы учреждений для воспитания беспризорных детей - трудовые коммуны и колонии, где организовывались трудовое, общественно-политическое воспитание и общеобразовательная подготовка воспитанников. Примером таких учреждений являлись колония имени М.А. Горького и коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, возглавляемые А.С. Макаренко. Своеобразными типами детских домов были школа имени Ф. М. Достоевского, организованная В.Н. Сорокой-Росинским, детская коммуна B.C. Ершова.
Во 2-й половине 30-х годов, в период культа личности и нарастания репрессий, в системе государственной охраны детства произошли изменения. В 1935 году ликвидированы комиссии для несовершеннолетних. Трудовые коммуны и колонии переданы в ведение НКВД.
С особой остротой вопрос о судьбах детей-сирот вновь встал в годы Великой Отечественной войны. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» 1942 года создавалась дополнительная сеть детских домов, расширялись возможности участия граждан в воспитании осиротевших детей в форме опеки и патроната. В центральных областях России и республиках средней Азии были открыты новые детские дома.
В 50-х годах система воспитательных учреждений для детей-сирот была унифицирована и сведена преимущественно к типу детского дома. Все интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей, были распределены между ведомствами (эта структура в основном сохранилась до настоящего времени): здравоохранения (дома ребёнка для малышей), образования (детские дома, интернаты), внутренних дел (специальные учебно-воспитательные учреждения и воспитательно-трудовые колонии для детей-правонарушителей), социального обеспечения (специнтернаты для детей-инвалидов). Таким образом, выбор форм устройства детей-сирот зависел от их возраста, состояния здоровья и поведения. Личные интересы и качества ребёнка, родственные связи (братья и сестры могли помещаться в разные заведения) практически не учитывались.
Подобный подход к проблемам сиротства соответствовал главной задаче, которую решало государство: определить ребёнка в учреждение и обеспечить его содержание и идеологическое воспитание как гражданина своего государства. Интернатные учреждения были призваны обеспечить общегражданские и социально-экономические права воспитанников.
Выделение типов и видов образовательных учреждений способствовало активизации работы по изучению особенностей их воспитательных систем.
Понятие «воспитательная система» появилось в отечественной педагогической литературе сравнительно недавно. Если мы посмотрим Педагогическую энциклопедию 1964 года, то такое понятие там не встретим. В Российской педагогической энциклопедии 1993 года введено понятие «воспитательная система»: «Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Создаётся для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся».
Степень соподчинённости «воспитательной» и «образовательной» систем зависит от вида образовательного учреждения. В закрытых учреждениях: школах-интернатах, детских домах, специальных школах и профессиональных училищах для детей с девиантным поведением, - «воспитательная система» доминирует, в общеобразовательных учреждениях её значимость ниже, она уравновешивается учебным процессом.
Несмотря на отсутствие понятия, «воспитательные системы» существовали и ранее. «Воспитательную систему» следует рассматривать как некий «живой организм», она всегда имеет авторство. Её возникновение, развитие, существование зависит от конкретного человека: Януш Корчак (1878 - 1942), Антон Семёнович Макаренко (1888 - 1939), Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 - 1960), Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970), -все они создали свои системы, которые получили преломление и развитие в современных условиях.
С именем Антона Семёновича Макаренко связано возникновение первой в постоктябрьский период демократической «воспитательной системы». Возглавляя колонию имени М. Горького (1920 - 1928) и коммуну имени Ф.Э. Дзержинского (1927 - 1935), А.С. Макаренко создал на практике целостную, теоретически обоснованную систему воспитания трудового детского коллектива.
Оставляя в стороне идеологические мотивы, которые использовал А.С. Макаренко, обосновывая свою систему, и которых он не мог избежать, на первый план выходит главный принцип воспитания коллектива и в коллективе. А.С. Макаренко применяет деятельностный подход к организации коллектива. Основой этого подхода служит труд. В труде каждый воспитанник имеет возможность проявить себя, оценить свои силы и способности (производительный труд). Труд позволяет увидеть цель своей жизни.
В учреждении должна существовать «преемственность поколений», отмечает А.С. Макаренко. Связь младших ребят со старшими обогащает первых, создаёт естественные условия постоянного накопления опыта. Большое значение в системе А.С. Макаренко отводится самоуправлению воспитанников. Оно должно охватывать все области жизни коллектива. Каждый воспитанник отвечает за порученное ему дело, в то же время принимает участие в делах коллектива, через органы коллектива.
Януш Корчак в основу своей системы ставит личность ребёнка. Он формулирует принципы, призванные обеспечить свободное и всестороннее развитие детей, лишившихся родительского попечения. В их основе лежит любовь и уважение к личности ребёнка, его переживаниям, мыслям, поступкам.
В.А. Сухомлинский развивает идеи демократии и гуманизма, заложенные Янушем Корчаком и А.С. Макаренко. Основываясь на методике воспитания коллектива, сформулированной А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский развивает идеи нравственно-эстетического воспитания детей. В основе деятельности коллектива лежит принцип: «Забота человека о человеке, ответственность человека за человека».
Воспитательные системы А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского основаны в разное время на базе разных учреждений, но имеют общие принципы: уважение личности ребёнка, его права на свободное развитие, защиту.
Специфика воспитательной системы современного детского дома обусловлена задачами социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускники детского дома должны быть готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.
В настоящее время в организации работы детских домов происходят изменения вызванные изменением характера сиротства воспитанников. Большинство детей, воспитывающихся в детских домах, являются так называемыми «социальными сиротами», то есть имеют живых родителей, лишенных родительских прав.
Кроме того, наблюдается многообразие педагогических систем, положенных в основу организации жизнедеятельности ребенка-сироты (традиционная система, «семейный» детский дом, приемные семьи и так далее).
В целом воспитательная работа в детских домах основывается на общих психолого-педагогических принципах, но требует от воспитателя максимальной отдачи, восполняющей детям отсутствие обычных семейных условий воспитания.
Воспитание детей с младенческого возраста вне семьи накладывает отпечаток на психическое, физическое и социальное развитие ребят, затрудняет работу воспитателей, в ряде случаев приводит к необходимости осуществлять дополнительную психокоррекционную работу.
Воспитанники детских домов отстают в таких областях психического развития, как развитие самосознания, в эмоционально-волевой сфере, в сферах общения со сверстниками и с взрослыми.
Функции и цели системы.
Воспитательная система детского дома, как и школьная, выполняет ряд важных функций. Однако эти функции в условиях учреждения интернатного типа имеют свою специфику, а некоторые приобретают первостепенное значение:
развивающая - в условиях детского дома направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, на "гармонию их развития" (Л.Н.Толстой), чего они были лишены в дезадаптированных семьях, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;
компенсаторная - предполагает создание условий в детском доме для компенсации у воспитанников последствий различных видов депривации, которым они подвергались с рождения, и педагогической запущенности;
защитная - направлена на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспи-танников в условиях их пребывания в учреждении интернатного типа, в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе;корректирующая - заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;
регулирующая - связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.
Таким образом, в связи с особенностями личностного развития воспитанников, учреждения в целом, особенностями его функционирования, на первое место в целеполагании выходит создание условий для ликвидации последствий различных видов депривации.
Воспитательная система включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: внешкольную познавательную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимы для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими.
Основные виды деятельности в детском доме должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, то есть на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально-волевое развитие, в том числе -развитие самостоятельности, а также его физическое развитие.
Особую роль в этом процессе следует отвести таким видам деятельности как познавательная, деятельность по интересам, трудовая, игровая.
Познавательная имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Главную роль в полноценном развитии личности играет познание себя (своих психофизических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни), а также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен).
Деятельность по интересам: для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Особое значение имеет для подросткового и предподросткового возраста. Деятельность по интересам для детей-сирот - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Трудовая: труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в детском доме должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников - подростков, покидающих детский дом, овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысит чувство уверенности в себе.
Игровая: важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Однако жизнь этих детей была лишена игры и нормального развития. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые. в детстве «не доиграли». Они практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности - задача психологов и педагогов детских домов.
Субъекты деятельности
Воспитанники детского дома как субъект воспитательной системы обладают рядом особенностей личностного развития. Концепции и модели воспитательных систем, программы воспитания, разрабатываемые в учреждениях интернатного типа, должны учитывать специфику становления личности этих детей и быть ориентированы на решение их проблем.
Поэтому при создании воспитательной системы особенно актуальной становится задача установления подлинно гуманистических отношений, обращение педагога к личности ребенка, к его внутреннему миру (гуманно-личностный подход).