РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 имени Героя России В. В. Талабаева г. о. Самара
Утверждаю
Директор ______/______________/
«__»____________2014 г.

Согласовано
«__»____________2014 г.
Зам. директора по УВР
______/________________/

Программа рассмотрена на заседании
МО учителей гуманитарных дисциплин
Протокол № __от «__»_________2014 г.
Председатель МО
______/________________/


ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Класс: 11 «А»
Учитель: Борзых Н. Е.
Количество часов: всего – 68, в неделю – 2
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. М.: Просвещение, 2011.
Учебники, дополнительная литература:
Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Поурочные разработки. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2014.
Рабочую программу составил(и): Борзых Н. Е. __________
(подпись)
Самара, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории,географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов для реализации и использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа составлена к учебнику:
Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев, и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания; уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Основное содержание курса
Человек и экономика (28 ч)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя.

Проблемы социально-политической и духовной жизни. (14часов)
Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.
Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Человек и закон (21 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Календарно- тематическое планирование (68 ч.)
Неделя
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Примеч.

I четверть

1
1-2
Экономика: наука и хозяйство. Измерители экономической деятельности
2


2
3-4
Экономический рост и развитие.
Экономические циклы.
2


3
5-6
Рынок и его роль в экономической жизни. Структура и инфраструктура рынка.
2


4
7-8
Современный рынок. Становление рыночных отношений в современной России
2


5
9-10
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы.
2


6
11-12
Налоги
2


7
13
Правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
1



14
Практическая работа «Свое дело»
1


8
15-16
Слагаемые успеха в бизнесе. Основные принципы менеджмента и маркетинга.
2


9
17
Роль государства в экономике.
1



18
Государственный бюджет. Основы денежной и бюджетной политики
1


II четверть

10
19-20
Банковская система. Финансовые институты
2


11
21
Виды, причины и последствия инфляции.
1



22
Занятость и безработица.
1


12
23
Государственная политика в области занятости
1



24
Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики.
1


13
25
Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики.
1



26
Рациональное экономическое поведение потребителя. Защита прав потребителя.
1


14
27
Рациональное экономическое поведение производителя.
1



28
Повторение раздела "Экономика"
1


15
29
Повторение раздела "Экономика"
1



30
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
1


16
31-32
Общественное и индивидуальное сознание.
2


III четверть

17
33-34
Политическое сознание. Современные политические идеологии.
2


18
35
Политическое поведение
1



36
Политическая элита и политическое лидерство
1


19
37-38
ПР «Создаем партию»
2


20
41-42
Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполных семей
2


21
43-44
Религиозные объединения и организации РФ
2


22
45-46
Повторение раздела " Проблемы социально-политической и духовной жизни"
2


23
47-48
Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ
2


24
49-50
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ.
2


25
51-52
Экологическое право. Защита экологических прав
2


IV четверть

26
53-54
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные права
2


27
55-56
Семейное право. Брак. Права и обязанности супругов
2


28
57-58
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
2


29
59-60
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс.

2


30
61-62
Процессуальное право: уголовный процесс.
2


31
63-64
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство.
2


32, 33
65
Международная защита прав человека.
1



66
Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»
2


33, 34
67
Тестирование по курсу
1



68
Взгляд в будущее: вызовы ХХI века
1


ИТОГО 68 часов












15