РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 имени Героя России В. В. Талабаева г. о. Самара
Утверждаю
Директор ______/______________/
«__»____________2014 г.
Согласовано
«__»____________2014 г.
Зам. директора по УВР
______/________________/
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей гуманитарных дисциплин
Протокол № __от «__»_________2014 г.
Председатель МО
______/________________/
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Класс: 10 «А»
Учитель: Борзых Н. Е.
Количество часов: всего – 68, в неделю – 2
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. М.: Просвещение, 2011.
Учебники, дополнительная литература:
Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.
Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Поурочные разработки. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2014.
Рабочую программу составил(и): Борзых Н. Е. __________
(подпись)
Самара, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. , Программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева
Данная программа ориентирована на учебник:
Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение», 2007.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
определяет сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивает, сопоставляет, оценивает и классифицирует объекты по указанным критериям;
объясняет изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
решает познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации;
применяет полученные знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умеет обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
владеет навыком поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделяет основную информацию от второстепенной, критически оценивает достоверность полученной информации, передает содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбирает вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работает с текстами различных стилей, понимает их специфику; адекватно воспринимает язык средств массовой информации;
самостоятельно создает алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участвует в проектной деятельности, владеет приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирует полученные результаты;
создает собственные произведения, идеальные модели социальные объекты, процессы, явления, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользуется мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владеет основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.
Основное содержание курса
68 часов
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (17 Ч)
Т е м а 1. Общество (5 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Т е м а 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (39 Ч)
Т е м а 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Т е м а 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Т е м а 5. Социальная сфера (15 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Т е м а 6. Политическая сфера (12 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 Ч)
Т е м а 7. Право как особая система норм (10 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Календарно-тематическое планирование курса обществознания
для 10 класса (68 часов)
Неделя
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Примеч.
I четверть
1
1-2
Что такое общество
2
2
3-4
Общество как сложная динамичная система
2
3
5-6
Природа человека
2
4
7-8
Человек как духовное существо
2
5
9-10
Деятельность - способ существования людей
2
6
11-12
Познание и знание
2
7
13-14
Человек в системе социальных связей
2
8
15-16
Повторение раздела I: «Общество и человек»
2
9
17-18
Культура и духовная жизнь общества
2
II четверть
10
19-20
Наука. Образование.
2
11
21-22
Мораль. Религия
2
12
23-24
Искусство и духовная жизнь
2
13
25-26
Роль экономики и жизни общества
2
14
27-28
Экономическая культура
2
15
29-30
Социальная структура общества
2
16
31-32
Социальные взаимодействия
2
III четверть
17
33-34
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
2
18
35-36
Нации и межнациональные отношения
2
19
37-38
Семья и быт
2
20
39-40
Социальное развитие и молодежь
2
21
41-42
Духовная, экономическая и социальная сферы
2
22
43-44
Политика и власть
2
23
45-46
Политическая система
2
24
47-48
Гражданское общество и правовое государство
2
25
49-50
Демократические выборы и политические партии
2
26
51-52
Участие гражданина в политической жизни
2
IV четверть
27
53-54
Повторение раздела II «Основные сферы общественной жизни»
2
28
55-56
Право в системе социальных норм
2
29
57-58
Источники права
2
30
59-60
Правоотношения и правонарушения
2
31
61-62
Современное российское законодательство
2
32
63-64
Предпосылки правомерного поведения
2
33
65-66
Повторение раздела III «Право»
2
34
67-68
Общество в развитии
2
ИТОГО 68 часов
Учебно – методический комплект
Литература
Учебник Обществознание. 10 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение», 2007.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. М., «Просвещение», 2003.
Цифровые – образовательные ресурсы
1. Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Новая школа. М., 2003г.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательные ресурсы Интернета. Обществознание.
15