Доклад Формы и методы работы по профилактике правонарушений с младшими школьниками
ГУО « Средняя школа № 3 г. Лунинца»
«Формы и методы работы по профилактике правонарушений с младшими школьниками»
( из опыта работы)
Е.Н. Ярохович, учитель начальных классов, в/к
2013 -2014 уч.годЦели и задачи:
Изучить причины и условия совершения правонарушений учащимися;
Направлять воспитательную работу на формирование высоконравственных и этических ценностей у младших школьников;
Целенаправленно и систематически формировать речевую культуру младшего школьника;
Совершенствовать гражданско-патриотическое воспитание, уважительное отношение к семье, формировать гендерную культуру;
Формировать адекватную самооценку, повышать представление о собственной значимости, ценности.
Известно, что процесс социализации ребёнка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что « … главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет – это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».
Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а заметив, не придают им значения, считая, что ребёнок ещё мал, подрастёт, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребёнка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.
Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении ещё не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника ещё не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребёнку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.
Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся начальных классов.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьёзной, общественно значимой деятельности. Они обнаруживают исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Особое внимание необходимо уделять учащимся начальных классов, для которых приход в школу является очень сложным и ответственным периодом социальной адаптации. Период адаптации в школе – один из наиболее напряжённых периодов социального становления личности, ребёнку приходится привыкать к новым людям, к новым условиям, режиму работы, системе требований к себе и оценок себя как личности со стороны окружающих.
Для младших школьников с отклонениями в поведении свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче. Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.
Преодолеть отклонения в поведении младших школьников возможно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: « В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием личности, входящей в коллектив».
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Центральным в воспитательной модели « Ориентир», по которой мы работаем в начальных классах, является структурный проект « Школа человечности».
На протяжении четырёх лет дети постигают такие человеческие ценности как: добро, истина, красота, самопознание, самовоспитание, самостоятельность в организации своей жизнедеятельности.
Проект состоит из следующих блоков:
« Культура речи и речевой этикет»
« Красота поступка»
« Изучаем права ребёнка»
« Приобщаемся к народным традициям»
« Наш внутренний мир»
Блок « Культура речи и речевой этикет» предусматривает формирование культуры общения, навыки грамотной устной и письменной речи, усвоение форм обращения к человеку. Учащиеся хорошо усваивают правила культуры речи, общения: нельзя вмешиваться в разговор взрослых, перебивать их беседу; шептаться когда кто-то рядом; некрасиво настаивать на своём, если взрослые возражают; нехорошо не откликаться на обращение; недопустимо дразниться разными прозвищами; говорить надо не торопясь, произносить слова чётко и выразительно и т.п.
В этом блоке проводятся следующие мероприятия:
-- Практикум « Вмиг по речи те спознали…» ( овладение этикетными средствами речи: узнать у незнакомца время, обращение к продавцу, учителю, вежливые слова, внимательность к собеседнику)
-- Занятие « Ты» или «Вы». (формы обращения)
-- Практикум « Давайте говорить друг другу комплименты»
-- Занятие « Доброе слово, что ясный день»
-- Занятие « Словом можно убить, словом можно спасти» ( формула вежливости – приветствия, благодарность, прощения, правильное употребление форм слова – устранить ошибки Н-р: пожалуйста пирожки с повидлой, сколько время, эта юбка длиньше и др.)
-- Беседа « Культура общения»
-- Занятие « Неотвязные слова», « Жаргон» и др.
Дети становятся более внимательными терпимыми друг к другу, стремятся к уровня речевой культуры.
Младший школьник любознательный, активный, всем интересуется, готов на добрые поступки и дела. Однако его жизненный опыт мал, поэтому ему иногда трудно оценить поступок с позиции « хорошо – плохо».
Человеческие отношения многообразны, и постигает их ребёнок, прежде всего в семье. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия, на каждого ребёнка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.
Блок « Красота поступка» включает следующие направления:
« Я и моя семья»
« Мальчики и девочки»
В работе используются такие формы, которые ставят детей в ситуации выбора поступка на основе имеющихся знаний, сложившихся ранее представлений о крепкой, дружной семье. В каждой семье сложились свои традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. Выбору правильного представления способствуют такие формы работы как:
-- Занятие « Семья вместе – и душа на месте» (любовь и доброе отношение к родным)
-- Занятие « Родословная семьи» ( Создание родословного древа)
-- Праздник « У меня сестрёнка есть» (Терпение и любовь к братьям и сёстрам)
-- КТД « Домашние волшебники» ( обязанности и поручения по дому)
-- Дело-практикум « Стала Маша гостей созывать» ( гостеприимство, правила поведения за столом, приём гостей).
С целью повышения педагогической культуры родителей проводятся родительские собрания, педагогические консультации для родителей. Только взрослые могут вселить в детей надежду, научить их анализировать реальность, принимать решение, уважать и сочувствовать, справляться со своим горем и страхами, жить без насилия, развивать силу воли, сильный характер и др., для чего, прежде всего сами должны уметь соблюдать определённые законы жизни, достойной человека. Темы и формы работы с родителями следующие:
-- Тренинг « Говорим правильно и красиво».
-- Беседа « Культура нашей речи»
-- Беседа « В семье сын (дочь)»
-- Беседа « Обрядовые традиции в семье»
-- Лекция « Воспитание без насилия»
-- Тренинг « Садимся за уроки» и др.
Особого внимания заслуживает проблема формирования у младших школьников гендерной культуры, которая предполагает « сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и семье».
Этому способствуют занятия:
« Без друга в жизни туго»
« Девочки-подружки»
« Повзрослевший Вовка»
КТД « Она мне нравится»
Занятие « Учимся прощать» и др. с помощью которых дети учатся замечать красоту поступков одноклассников, подавлять в себе гнев, раздражение, учат ценить и поддерживать дружеские отношения с мальчиками и девочками.
Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. Именно в младшем школьном возрасте необходимо своевременно воспитывать у детей самоуважение, уважение к окружающим людям. На этих понятиях базируется осознание детьми своих прав, прав других людей, а в целом формирование правовой культуры будущего гражданина.
На развитие позитивных отношений детей между собой, детей и взрослых направлен блок занятий « Изучаем права ребёнка».
-- Беседа « Школа – наш дом»
-- Занятие « Мне нужна защита»
-- Игра-путешествие « Я о людях расскажу»
-- « Путешествие в страну доброты»
-- « Путешествие в город Невеж»
-- Занятие « Листаем страницы Декларации прав ребёнка»
-- Занятие « Забота о детях»
-- Занятие « Цветок счастья» ( право на имя, цветок – серединка имя, лепестки – права ребёнка)
В период работы, по блоку « Изучаем права ребёнка» младшие школьники глубже знакомятся с такими понятиями как – долг, честь, совесть, право, обязанности, гуманность, сострадание, достоинство и другими. Очень важно проводить беседы с родителями о соблюдении прав ребёнка, знакомить их с основополагающими документами по правам ребёнка.
Окончание возрастного периода ( 6 –11 лет) характеризуется появлением у детей интереса к себе, своим возможностям, способностям. Именно эта особенность возраста обусловила структуру блока занятий « Наш внутренний мир», который представлен направлениями – « Познаю себя», « Изучаем правила общения» и « Учусь владеть собой».
Направление « Познаю себя» призвано помочь детям узнать сильные и слабые стороны своей личности, способствовать формированию адекватной самооценки, укреплению чувства собственного достоинства, повышению представлений о собственной значимости, ценности.
-- Занятие « Знакомая незнакомка» ( ведение дневника самонаблюдений)
-- Тематическое рисование « Я особенный» ( рисование Автопортрета)
-- Диагностический тренинг « Тропинка к своему «Я»» ( солнце –я, лучики- любимое занятие, друзья, животное ит.д., лесенка характера)
-- Практикум « Разные мысли обо мне». (взрослые обо мне, одноклассники обо мне, я о себе)
Направление « Изучаем правила общения» -- развивает навыки социального поведения.
-- Тренинг « Слушать и слышать»
-- Практикум « Смотреть на мир глазами другого», « Сотрудничество лучше конфликта»
-- Беседа « О правилах дружбы»
На трудности в школе, дома дети чаще всего отвечают реакциями гнева, страха, обиды, растерянности. В блоке занятий « Наш внутренний мир» -- направление « Учусь владеть собой» -- знакомит с некоторыми приёмами саморегуляции в сложных ситуациях, учит сознательно и целенаправленно управлять своим поведением, психическими процессами и состояниями.
-- Практикум « Слезами горю не поможешь»
-- Тренинг « Стоп! Подумай! Действуй!»
Имитационные и ролевые игры, техники и приёмы саморегуляции, аутотренинги.
-- Беседа « Быть уверенным, но не самоуверенным»
Занятия блока « Наш внутренний мир» позволяют снизить у детей школьную тревожность, преодоление неуверенности в себе, повышают учебную мотивацию, а также формируют адекватную самооценку, навыки социального поведения.
Исследования учёных ( Н.Н. Куинджи, Н.Б.Коростелёв, Н.Т.Лебедева и др.) показали, что уже в младшем школьном возрасте некоторые дети попадают в зависимость от алкоголя, табака и наркотиков. Профилактика этих вредных пристрастий у детей представляет непростую задачу. На ребят в возрасте 9-10 лет слабо действуют беседы, нотации и увещевания учителей и родителей, так как « прогнозируемый от них вред представляется слишком далёким от настоящей жизни». По этой причине в работе с младшими школьниками мы опираемся на особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту формы организации деятельности: игры, практикумы, инсценировки, выставки плакатов и др.
-- Практикум « Чёрная метка» ( о вреде курения)
-- Беседа « Серьёзный разговор», « Неприятная история» ( вред алкоголя)
-- КТД « Ну, Волк, погоди!» ( вред курения)
-- Занятие « Это важно знать каждому» ( опасность СПИД)
Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребёнка. Данное положение обуславливается следующим:
Во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность, которая характерна для детей старшего школьного возраста;
Во-вторых, нервная система ребёнка в младшем школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддаётся перевоспитанию;
В-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимается младшим школьником с особым интересом и обязательностью;
В-четвёртых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;
В-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспитательно-развивающий характер также носят арт-терапевтические методики и упражнения, которые создают условия для определения путей, способов, методов и форм предупреждения и преодоления трудновоспитуемости младших школьников, такие как:
СказкотерапияИгротерапияДраматерапияИзотерапияКуклотерапияРазыгрывание социально-психологических этюдов и др Арт-терапевтические методики, по мнению И.Г.Малкиной-Пых, позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях школьника, в завуалированном, символическом виде посредством визуальных образов выявить, проблемное поле ребёнка.
В процессе рисования, лепки из пластилина, сочинения сказок удаётся увидеть проблемы со стороны и помочь их разрешить. Рассмотрим некоторые из них:
-- Рисование « Новоселье» ( выявление отношений между одноклассниками, рисуют дом, на этажи которого расселяют своих одноклассников)
-- Кукла « Бобо» ( изготавливают самостоятельно из пластилина или бумаги куклу и выплёскивают на неё положительные или негативные эмоции и чувства)
-- « Рисуем себя» ( рисуют себя в прошлом, настоящем и будущем, затем высказывают своём мнение, обсуждают, что нравится, что не нравится, а что хотели бы изменить)
-- Рисование « Страна клякс» ( рисование цветных пятен любой величины и формы, рассматривание и составление сказки об увиденном, глядя на кляксу, ассоциации)
-- Игра « Весь покрытый зеленью» ( обсуждение ситуации, как бы я повёл себя окажись с друзьями на необитаемом острове)
-- Упражнение « Живые скульптуры» ( изображаю людей, детей в различных ситуациях – дружба, ссора, драка – взаимоотношения между сверстниками со стороны)
-- Сказкотерапия – Сочинить или продолжить сказку по данному началу. Например: Жил-был доктор, у которого никогда не было собаки. Доктор часто покидал дом, чтобы навестить больных. Вместо собаки он оставлял чернильницу полную чернил, которая сторожила дом, от « непрошенных гостей». Однажды….
« Захотел отец женить сына на трудолюбивой девушке, но если об этом рассказать, то все девушки постараются показаться трудолюбивыми и добрыми. Как отец решил выбирать невесту для сына?...... ( профилактика воровства, вранья)
« Волшебный лес» : -- дети жили в волшебном лесу, где царил мир и покой, все вокруг любили и уважали друг друга, но однажды….. ( исследование реакции младшего школьника на конфликт и способы выхода из сложившейся ситуации)
« Медвежонок-сладкоежка» -- придумать продолжение сказки про медвежонка, который увидел на полянке спящего старого медведя, рядом с которым стояла колода мёда… ( поведение в ситуации выбора: воровать или не воровать)