Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале урока истории


«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале урока истории (История. 5 класс / А.А. Вигасин и др.)»
Учитель истории: Ермакова Н.Н.
Тема урока: «Зарождение демократии в Афинах»
Цели урока: формирование представления о зарождении демократии в Афинах ;ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
развитие умений работать с картой, дополнительными источниками, умений рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события
воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки
Задачи урока:
- повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;
- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);
- формировать умения самоорганизации (целеполагание, контроль и оценка деятельности) (регулятивное УУД);
- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).
Оборудование: карта «Аттика в древности»
№№
п/п
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Метапредметные результаты

1
Мотивация. Здравствуйте, ребята! Снова рада видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверена, что сегодня на уроке у нас все получится!
Учащиеся приветствуют учителя


2
Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания.
- Дайте развернутый ответ на вопрос:
«Как жили древние греки в своих полисах?» по следующему плану:
1.Что такое полис?
2.Какие черты отличают его?
3.Какие полисы тебе известны?
4.Какие занятия существовали у жителей полиса?
5.Кто управлял полисом?
6.Кто такой демос?
7.Чем был недоволен демос?
8. К чему он стремился?



Примерный ответ учащегося на 1 – 3 вопрос.(карта)
Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет.
Приметный ответ учащихся на вопросы 4 – 8.
Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.
(В примерном ответе информация разделена на главную и дополнительную. Дополнительная информация выделена курсивом)
ПЛ6: Построение логической цепи рассуждений.
ПО8: знаково-символическое моделирование (пространственно-графическая характеристика объекта)

3
- Понравились ли вам ответы? Почему?
- Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос?


Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах». Какой вопрос предыдущего темы будет являться причиной зарождения демократии?
Какую цель мы поставим перед собой, изучая данную тему?


Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогают знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное.
«Отношение между демосом и знатью», «Положение бедных»


Учащиеся формулируют цель урока – «научится работать с информацией;
понять, что общего между понятиями «демос» и «демократия»?»
ПО4: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи







РЦ: Целеполагание как
постановка учебной задачи.


4.
Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии.
- Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?»

Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.
Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом.
Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.
Примерный ответ учащегося:
- Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э.
ПО7: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

5
Работа с текстом стр. 137-138
Вопрос: Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия – власть демоса.
Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.
Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.
Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы...
Задание стр. 139 (по выбору)
В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу.
- Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?
Поймавший волка получает пять драхм (1 драхма – 5 серебряных монет)
- Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм – бык.

Учащиеся читают документ по абзацам вслух и отвечают на вопросы.

Примерные ответы учащихся.
1. Отменены частные и государственные долги.
2. Законы Дракона, за исключением законов об убийствах.
3. Совет четырехсот.
4. Он должен был следить за выполнением его законов.
5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании.


2
2.1.Незнатные выходцы из демоса могли разбогатеть на морской торговле. Запрет продажи хлеба за границу бьёт по карману демоса, но выгоден знати, т.к. не даст возможность бедняку разбогатеть на морской торговле, а, значит, в дальнейшем не позволит занять простолюдину должность архонта.
2.2. Солон – злейший враг и бедняков (не наделил их обещанной землёй), и богатых (отменил долги и лишил богатых даровых рабочих рук)



ПО7: Смысловое чтение с целью извлечения необходимой информации на заранее поставленные вопросы.
ПО7: Умение адекватно, выборочно передавать информацию.
ПЛ7: Доказательство: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
РО: Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.
ПО4: Построение речевого высказывания.
ПЛ1: анализ объектов с целью выделения признаков
ПЛ5: установление причинно-следственных связей
ПЛ8: выдвижение гипотез и их обоснование
РВС: волевая саморегуляция как способность к преодолению препятствий
ПО3: структурирование знаний

6
- Прочитайте самостоятельно п. 3 «Перемены в управлении Афинами» §30. (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Просвещение, 2011) – Найдите демократические черты государственного устройства Афин. Работаем по группам.




Учащиеся работают группами
Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах.
Примерные ответы учащихся.
Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором принимали участие граждане Афин.
Судьи выбирались по жребию из всех граждан, независимо от знатности и богатства.
Решение суда определялось по большинству голосов.

Коммуникация как общение (интеракция):
учёт разных мнений и умение обосновать собственное

7.
- Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время?

В солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными:
1 - отмена личной кабалы... 2 - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; 3 - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властью в государстве.
РО: Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.


ПЛ4: Подведение под понятие, выведение следствий




8.
- Попробуйте составить свое определение термина «демократия»
- Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение.
Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах – сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения,
Коммуникация как кооперация: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

9.
Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте.

Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение.

Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его.
Демократия – власть народа.
Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника.
ПО7: Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
РКон: Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий.

10
Что имел в виду Солон: «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов».

Ученики предполагают и сверяют с текстом учебника (п.4 «Солон вынужден покинуть Афины»)
Ученик: «Солон не угодил богатым, т.к. отменил долги и лишил их даровых рабочих рук».
РПр: предвосхищение результата
РКон: контроль в форме сличения с заданным эталоном

11
Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
- Чему вы научились?
- Удалось достичь целей урока?
- Что получилось?
- В чем испытали затруднения?
- Над чем предстоит поработать?
Примерные ответы учащихся:
- Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах.
- Научились находить необходимую информацию.
- Научились понимать текст.
РО: Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.
Самоопределение: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

12.
Учитель предлагает записать домашнее задание.
Домашнее задание: §30 , рис. Стр 138 (составить рассказ от имени бедняка и богатого)
Учащиеся записывают домашнее задание.
ПЛ1: анализ объектов с целью выделения признаков
ПП2: решение творческого характера




13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15