Рабочая программа по коррекции дизорфографии 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности при усвоении школьной программы. Следовательно, нужны специальные коррекционные программы, разработанные в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющих недостатки устной и письменной речи.
Данная программа составлена с учетом особенностей детей с дисграфией смешанного вида (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической дисграфии), с опорой на программу обучения в средней школе;
в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.
В программах отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.
Основой программы являются идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Л.Г.Парамоновой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.
При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.Занятия проводятся с учащимися 6 классов, имеющих смешанную форму дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической дисграфии) 2 раза в неделю по 30 минут в подгруппах .Срок реализации программы -1 год..Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 6 класса..Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Методы коррекционной работы:
словесные методы обучения;
наглядные методы обучения;
практические методы обучения;
создание ситуации успеха в обучении.
Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с учениками по преодолению смешанной формы дисграфии базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональныйэтап контроля).
Принцип дифференцированного подхода.
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
Форма работы: индивидуальная, групповая
Содержание образовательной программы
1. Обследование письменной речи.
Обследование школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.
2. Работа на фонетическом уровне
Гласные и согласные звуки, понятие «звук-буква», звукобуквенный анализ слов ,ударение
3. Работа на лексическом уровне
Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.
4. Работа на синтаксическом уровне
Словоизменение, согласование частей речи, составление описаний,предложений,рассказов.
Учебно-тематический план логопедических занятий по коррекции дисграфии в 6 классе
№ п/п Содержание Кол-во занятий
Диагностическое обследование
1 Обследование письменной речи учеников 4
Коррекционно-развивающя работа
3 Работа на фонетическом уровне 13
4 Работа на лексическом уровне 35
5 Работа на синтаксическом уровне 14
Итоговое диагностическое обследование.
6 Обследование письменной речи учеников 2
Итого: 68 занятий
Планирование логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия) в 6 В классе второй подгруппы.
(2 раза в неделю)
№ Дата занятия Тема коррекционногозанятия Элемент содержания Требования к уровню достижения Контрольно-оценочная деятельность Средства коррекции
план факт Диагностическое обследование состояния письменной речи (4 занятия)
02.09 02.09 Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
07.09 07.09 09.09 09.09 14.09 14.09 2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Работа на фонетическом уровне (12 занятий)
Гласные и согласные звуки и буквы Гласные звуки в словах. Соотношение гласных звуков и букв. Систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне речи.
. Понятия «звук» и «буква». Дифференциация гласных и согласных. Правильно произносить звуки, соотносить их с соответствующими буквами..Ставить ударение в словах, выделять ударные и безударные гласные, проверять написание безударных гласных путем изменения формы слова. Ставить ударение в словах, выделять ударные и безударные гласные, проверять написание безударных гласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов. Уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем.
Закрепить умение дифференцировать твердые и мягкие согласные. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по заданиям Ефименковой Л.В. «Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического слуха». Карточки с заданиями на определение ударения. Задание «Посчитай гласные», схемы слогоритмической структуры слова
Гласные ударные и безударные. Алфавит. Слогообразующая роль гласных. Роль ударения в слове(многозначность, утрата смысла). Самоконтроль,
взаимопроверка «зашумленные буквы», «зашифруй предложения», «соедини элементы», «слова-паронимы», «вставь буквы»
«зашумленные буквы», «зашифруй предложения», «соедини элементы», «слова-паронимы», «вставь буквы»
Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных Самоконтроль,
взаимопроверка Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звуки. Понятие о твердых и мягких звуках. Буквы а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных. Самоконтроль,
взаимопроверка Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Самоконтроль,
взаимопроверка Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Самоконтроль,
взаимопроверка «исправь ошибки»
Звуко-буквенный анализ слов Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Уметь проводить звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова, правильно писать слова со стечением согласных в середине, в конце, в начале слова Самоконтроль,
взаимопроверка Таблица согласных звуков. Упражнения с согласными буквами-выделение, вычленение, определение последовательности звуков в слове и места звука . «повторяем шепотом», «произнеси и запиши наоборот»
Звуко-буквенный анализ слов Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Самоконтроль,
взаимопроверка «пропущенные буквы», «исправь ошибки»
Звуко-буквенный анализ слов Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова .Самоконтроль,
взаимопроверка Упражнения на определение количества, последовательности звуков в слове
Звуко-буквенный анализ слов Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова .Самоконтроль,
взаимопроверка «слоговой аукцион»
Звукобуквенный анализ слов Фонетический разбор слов Знать характеристики звуков, какими буквами обозначаются звуки на письме, проводить фонетический разбор слова Самоконтроль,
взаимопроверка Задание «Посчитай звуки»
Индивидуальные карточки
Звукобуквенный анализ слов Самоконтроль,
взаимопроверка Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа
(35 занятий)
Состав слова. Части слова. Повторение пройденного в 5-6 классах Состав слова.Корень,
приставка, суффикс,
окончание. знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части
Уметь разбирать слово по составу
Владеть способом действия при выборе гласной в корне
Владеть способом действия при выборе гласной в корне Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)Работа с таблицами
Закрепление разбора слова по составу. Повторение состава слова Владеть способом действия при выборе гласной в корне
Владеть способом действия при выборе Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Дифференциация корней «лаг-лож» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях лаг-ложгласной в корне
Владеть способом действия при выборе гласной в корне
Владеть способом действия Самоконтроль,
взаимопроверка Творческий диктант с вставлением слов.
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне «лаг-лож» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях лаг-ложпри выборе гласной в корне Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Дифференциация корней «кас-кос» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях кас-косСамоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне «кас-кос» Применение на практике Самоконтроль, Работа по тетрадям с
Владеть способом действия при выборе гласной в корне
правила правописания букв А-О в корнях кас-косвзаимопроверка заданиями (Мазанова Е.В.)
Дифференциация корней «гор-гар» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях гор-гарВладеть способом действия при выборе гласной в корне
Самоконтроль,
взаимопроверка Выборочный предупредительный диктант
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне «гор-гар» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях гор-гарВладеть способом действия при выборе гласной в корне
Самоконтроль, Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний
взаимопроверка Дифференциация корней «раст-рост» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях раст-ростВладеть способом действия при выборе гласной в корне
Владеть способом действия при выборе гласной в корне
Владеть способом действия при выборе гласной в корне
Владеть способом действия при выборе гласной в корне Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне «раст-рост» Применение на практике правила правописания букв А-О в корнях раст-ростСамоконтроль,
взаимопроверка
Самоконтроль, Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Работа по тетрадям с
Дифференциация корней «бир-бер» Применение на практике
правила правописания букв И-Е в корнях бир-бервзаимопроверка заданиями (Мазанова Е.В.)
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне «бир-бер» Применение на практике правила правописания букв И-Е в корнях бир-берСамоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Дифференциация корней (обобщение) Закрепление на практике правила правописания гласных в корне Уметь совершать правильный выбор написания гласной в корне, применяя правила
Уметь дифференцировать родственные и однокоренные слова, осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений.
Уметь выделять основу слова
Знать перечень разносклоняемых существительных, особенности их склонения, правильно писать окончания существительных
Знать перечень разносклоняемых существительных, особенности их склонения, правильно писать окончания существительных
Уметь определять склонение качественных и относительных прилагательных, правильно писать окончание
Уметь определять склонение качественных и относительных прилагательных, правильно писать окончание
Уметь определять спряжение глагола, правильно писать окончание Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Однокоренные и родственные слова (повторение) Понятие однокоренные и родственные слова Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Основа слова Понятие основа слова
Склонение имен существительных. Падежи и способы их распознавания. Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Окончание имени существительного Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Окончание имени существительного Склонение имен существительных. Падежи и способы их распознавания
Склонение качественных и относительных прилагательных Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Окончание имени прилагательного Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Окончание имени прилагательного Склонение качественных и относительных прилагательных Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Окончания глаголов Виды спряжения глаголов Самоконтроль,
взаимопроверка Работа по тетрадям с заданиями (Мазанова Е.В.)
Окончания глаголов Виды спряжения глаголов Уметь определять спряжение глагола, правильно писать окончание Самоконтроль,
взаимопроверка Диктант «Проверяю себя».
Приставка Приставка. Правописание приставок. Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая. Уметь образовывать новые слова с помощью приставочного способа. Самоконтроль,
взаимопроверка Составление алгоритма, запись под диктовку, объяснение орфограммы
Дифференциация приставки и предлога Различение предлога и приставки. Уметь различать предлоги и приставки, правильно употреблять Самоконтроль,
взаимопроверка Самостоятельная работа (карточки)
Дифференциация приставок «по-,под-,у-,от-,за-,к» Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая Уметь различать приставки «по-,под-,у-,от-,за-,к» в зависимости от смысла, совершать правильный выбор приставки Самоконтроль,
взаимопроверка Творческий диктант по опорным словам
Дифференциация приставок «пре-,при» Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая Уметь различать приставки «пре-,при»в зависимости от смысла, совершать правильный выбор приставки Самоконтроль,
взаимопроверка Объяснительный диктант
Дифференциация приставок «раз-,рас» Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая Уметь различать приставки «раз-,рас»в зависимости от смысла, совершать правильный выбор приставки Самоконтроль,
взаимопроверка Объяснительный творческий диктант
Дифференциация приставок «с-,з» Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая Уметь различать приставки «с-,з» в зависимости от смысла, совершать правильный выбор приставки Самоконтроль,
взаимопроверка Индивидуальные карточки с заданием
Дифференциация приставок «без-,бес» Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая Уметь различать приставки «без-,бес»в зависимости от смысла, совершать правильный выбор приставки Самоконтроль,
взаимопроверка Диктант «Проверяю себя».
Дифференциация приставок (обобщение) Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая Уметь образовывать новые слова с помощью приставочного способа Самоконтроль,
взаимопроверка Составление алгоритма, запись под диктовку, объяснение орфограммы
Образование глаголов с помощью приставок образование глаголов совершенного вида с помощью приставок Уметь образовывать глаголы с помощью приставочного способа Самоконтроль,
взаимопроверка Самостоятельная работа (карточки)
Суффикс, лексическое значение суффикса. Суффиксы, их правописание и значение, которое они придают новообразованным словам. Уметь изменять значение слова используя суффиксы Самоконтроль,
взаимопроверка Творческий диктант по опорным словам
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образование новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком. Уметь изменять значение слова используя суффиксы Самоконтроль,
взаимопроверка Объяснительный диктант
Суффиксальный способ образования различных частей речи. Образование новых частей речи с помощью суффикса Владеть суффиксальным способом образования различных частей речи Самоконтроль,
взаимопроверка Объяснительный творческий диктант
Суффиксальный способ образования различных частей речи. Образование новых частей речи с помощью суффикса Владеть суффиксальным способом образования различных частей речи Самоконтроль,
взаимопроверка Индивидуальные карточки с заданием
Суффиксальный способ образования различных частей речи. (обобщение) Закрепление образования различных частей речи суффиксальным способом Владеть суффиксальным способом образования различных частей речи Самоконтроль,
взаимопроверка Диктант «Проверяю себя».
4. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (14 занятий)
Словосочетание
Согласование. Управление. Примыкание. Обобщить и углубить знания учащихся о словосочетании; Главная и зависимая часть словосочетания.
словосочетания и видысвязи: согласование, управление, примыкание; Уметь выделять словосочетания из предложений, определять вид связи Самоконтроль,
взаимопроверка
Работа на определение вида связи слов в словосочетаниях
Обобщение знаний о видах связи в словосочетаниях Обобщить и закрепить знания учащихся о словосочетании и видах связи: согласование, управление, примыкание; Уметь выделять словосочетания из предложений, определять вид связи Самоконтроль,
взаимопроверка Индивидуальные карточки с заданием на определение вида связи слов в словосочетаниях
Предложение
Главные чл. предложения. Нераспространённое предложение Подлежащее, сказуемое.
Понятие о нераспространенных предложениях Уметь распространять предложения, знать главные и второстепенные члены предложения.
Уметь отличать распространенные и нераспространенные предложения; использовать в активном словаре термина второстепенные члены предложения. Самоконтроль,
взаимопроверка Разбор предложений
Второстепенные члены предложения.
Распространённое предложения научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных; дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам;отработка навыка построения схем предложений. Уметь определять члены предложения (главные и второстепенные); уметь распространять предложения Самоконтроль,
взаимопроверка Задание на распространение предложения
Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения (признаки) уметь находить однородные члены предложения Самоконтроль,
взаимопроверка Работа с карточками
Сложное предложение
Сложное предложение с союзом А. расширение и углубление знаний о сложном предложении;
формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений
упражнять учащихся в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.
закрепить навык расстановки знаков препинания в сложных предложениях. Уметь устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений, использовать знаки препинания. Самоконтроль,
взаимопроверка Работа с опорной схемой
Сложное предложение с союзом И. Самоконтроль,
взаимопроверка Работа с опорной схемой
Сложное предложение с союзом НО. Самоконтроль,
взаимопроверка Работа с опорной схемой
Сложное предложение с союзами(обобщение) Самоконтроль,
взаимопроверка Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)
Разбор предложений по составу. Повторить понятия: простое предложение, сложное предложение, грамматическая основа, главные члены предложения и т.д. Уметь разбирать предложение по членам. Самоконтроль,
взаимопроверка Разбор предложений по составу (индивидуальные карточки)
Самостоятельная работа. Закрепление знаний о видах предложений, разбор предложения по членам. Уметь определять вид предложения, совершать разбор предложения по членам. Самоконтроль,
взаимопроверка Текст, нахождение заданных предложений и синтаксический разбор.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Составление плана. обеспечить применение понятий: текст, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста, план, абзац.формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков. Понимать понятия заголовок текста, тема текста, основная мысль текста, план, абзац. Знать признаки текста. Самоконтроль,
взаимопроверка Работа с деформированным текстом.
Тип текста. Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение. ознакомиться с видом текста повествование;роль глагола в речи
текст-описание; роль прилагательных в речи
Текст-рассуждение
тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение); алгоритм Определять повествовательный текст Самоконтроль,
взаимопроверка Составление текста
Определять текст - описание Самоконтроль,
взаимопроверка Составление текста
Определять текст-рассуждение Самоконтроль,
взаимопроверка Составление текста
Типы текста (обобщение) анализировать тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение) по алгоритму; анализировать построенные тексты по алгоритму; оценивать правильность построения текста Самоконтроль,
взаимопроверка моделировать построение текстов разного типа.
67-68 Итоговое диагностическое обследование состояния письменной речи
(2занятия)Обследование состояния письменной речи
Итого:68 занятий
Перечень учебно-методических средств обучения:
Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практиче-ской конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.
2.Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие.ч. 1 – М.: РУДН, 2007..
Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азо-
ва // Школьный логопед. – 2005.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического слуха.-М., 2004.
6.Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом. –СПб.,2008
7.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1993.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2