Конспект логопедического занятия для учащихся 4-ых классов общеобразовательной школы по коррекции дизорфографии


Конспект логопедического занятия
для учащихся 4-ых классов общеобразовательной школы
по коррекции дизорфографии
Тема: «Правописание сложных слов»
Форма занятия: интеллектуальная игра «Кто? Где? Когда?»
Тема игры: «Великие люди России»
Цель: Совершенствование навыков правописания сложных слов.
Коррекционная цель логопедического занятия: предупреждение и устранение дизорфографии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать навыки словообразования с помощью двух корней;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- учить правильно применять сложные слова в речи;
- учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий.
Коррекционно-развивающие: - развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
- развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
- развивать синтаксическую сторону речи;- обогащать словарь за счет устаревших и редко употребляемых слов и слов синонимов; - развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные: - развивать умение работать в команде; - воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь к истории России;
Используемые педагогические технологии:
технология развивающего обучения;
технология перспективно - опережающего обучения;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методические приемы: наглядность (использование карточек-таблиц, слайдов презентации), практическая совместная деятельность, использование приемов арт-терапии и игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность.
Оборудование: карточки-картинки для тренинга зрительного восприятия и памяти, карточки с заданиями, презентация, мультимедийная аппаратура, карточки – исторические справки, глобус, стилизованная под рулетку юла, карточки-кроссворды с домашним заданием.
Структура занятия
Организационный момент.
Развитие зрительного восприятия и памяти.
Объяснение условий интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?»
2.Основная часть
Великие люди в российской истории.
1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы, военачальники, военнослужащий, военнопленные).
Музыкально– динамическая пауза.
2 раунд – Географические открытия (путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, чужеземцы).
Музыкальная пауза – релаксация.
3 раунд – Наука и культура. (первопечатник, первооткрыватель, авиаконструктор)
Блицтурнир «Профессии»
3.Награждение наиболее отличившихся знатоков.
4.Домашнее задание.
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Развитие зрительного восприятия и памяти
- Здравствуйте, ребята!
Перед вами пять картинок.
Посмотрите на них и запомните, а теперь запишите слова в тетрадь по памяти. Скажите, чем эти слова отличаются от других? Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? Бывают ли сложные слова без соединительных гласных? Приведите примеры. Выделите корень в сложных словах, которые вы записали в тетрадь, подчеркните соединительную гласную.
2. Выполняя задание и отвечая на мои вопросы, вы, наверно, догадались о теме нашего урока. Правильно! Но сегодня мы с вами попробуем соединить два предмета на одном уроке. Первый предмет – это русский язык, где мы будем повторять правописание сложных слов, а второй предмет – это окружающий мир, точнее история России, потому что мы будем говорить о великих наших соотечественниках: полководцах, мореплавателях и первооткрывателях. Вы, наверное, видели по телевизору передачу, где настоящие знатоки отвечают на вопросы телезрителей. Вот и мы с вами будем сегодня играть в интеллектуальную игру: «Что? Где? Когда?» Но сначала давайте вспомним правила этой игры.
Логопед объясняет условия интеллектуальной игры
Дети здороваются, выполняют задание.
- Эти слова сложные, они имеют два корня.
- О и Е.
- Трехэтажный, пластмасса.
- Правописание сложных слов.
Карточки-картинки с изображением: кофеварки, пылесоса, носорога, самолёта, паровоза.
II. Основная часть
Великие люди в российской истории.
Всем нам хорошо известно, что в истории любой страны были и есть великие люди, которые прославили свое отечество. В истории России таких имен огромное множество. Своими великими делам эти люди преумножали славу России и в мирное и в военное время, они открывали новые земли и были первыми в науке. Великим людям России посвящена наша интеллектуальная игра.
1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы, военнослужащие)
Вопросы:
Перед вами изображения трёх известных всему миру полководцев. Кто из них командовал русской армией в войне против Наполеона в 1812 году?
Под какой цифрой расположен портрет великого русского флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова.
Кто из представленных здесь людей не являются военнослужащими?
- А теперь, ребята, я предлагаю вам составить из слогов сложные слова.
- Запишите их в тетради, выделите корни и подчеркните соединительную гласную. Какие слова являются историзмами.
Музыкально-динамическая пауза
Взором глобус обведём –
Всё увидим и поймём:
Реки, горы и поля,
Океаны и моря,
Континенты, острова,
Деревеньки, города,
Всё на маленькой планете
Уместилось без труда.
2 раунд – Географические открытия
Вопросы:
По фамилии какого путешественника названа порода лошадей?
Кем был первооткрыватель Индии Афанасий Никитин?
В 1820 году русские мореплаватели Ф.Ф Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли континент мира, как он называется?
- Я предлагаю вам самим составить сложные слова, подобрать к ним слова-признаки (прилагательные)
- Запишите словосочетания в тетради, выделите орфограмму. Определите какие слова являются синонимами.
3 раунд – Наука и культура.
Вопросы:
Кто первым в России стал печатать книги?
Назовите фамилию основоположника современного естествознания, первого русского академика, основателя московского университета
Посмотрите на эти изображения и скажите, кем был Андрей Рублёв?
- Образуйте сложные слова из следующих слов, с одним из них придумайте предложение, запишите его в тетрадь, выделите известные вам орфограммы . Физкультминутка
Встаньте около парт, правой рукой рисуйте горизонтальную восьмерку в воздухе, затем левой рукой.
Блицтурнир «Профессии» (блиц в переводе с немецкого – молниеносно)
Ваша задача ответить на вопросы как можно быстрее, за каждый правильный ответ – один балл.
Вопросы:
Чистит трубы - ….
Печет хлеб - …
Разводит цветы - …
Варит сталь - …
Считает звезды - …
Разводит пчел - …
Ловит рыбу - …
Рубит лес - …
Возит воду - …
Капает землю - …
111. Награждение знатоков. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия.
По результатам нашей игры победила команда знатоков со счетом: …
В Блицтурнире победу одержал: …
Все дети награждаются грамотами.
В качестве домашнего задания, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Помните все ответы в кроссворде – это сложные слова.
А сейчас вспомним какие новые имена мы узнали? Чем прославили Россию эти люди? Какие слова называются сложными? С помощью каких соединительных гласных образуются сложные слова?
Что вам понравилось на уроке? В каком настроении вы прибываете? С какими чувствами вы покинете сейчас кабинет логопеда? Молодцы!
Наше занятие окончено. До новых встреч!