Конспект урока Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия
Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.
География 7 класс
Тема урока: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.
Цели и задачи урока:
Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать интерес к предмету.
Способствовать развитию духовно-нравственных качеств у учащихся.
Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация и мотивация знаний.
Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии.
3. Новая тема.
План изучения нового материала:
Географическое положение материка Евразия
Природные особенности
История заселения и исследование Евразии
Ученые исследователи
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Тема нашего урока «История исследования Евразии».
Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
Итак, пришло время открыть для себя Евразию.
Географическое положение материка Евразия
«Самый – самый» (показ презентации слайд 12-26)
Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря, - Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень - 403м.
Самый большой полуостров земного шара – Аравийский, его площадь – более 3 млн.кмІ.
Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71
·С.
Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53
·С.
Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).
В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.І
Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии ,его глубина 1620м.
Работа с контурной картой .
Практическая работа пo описанию ФГП Евразии
А сейчас давайте составим описания ФГП материка.
План описания ФГП материка
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
Определите какие океаны омывают материк?
Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь. Задания:
Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, синим - линию экватора.
Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
Подпишите названия крайних точек и их координаты.
Подпишите названия океанов омывающие материк.
История заселения и исследование Евразии.
(сообщение учащегося)
В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия. Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.
Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом. Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360
·. Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее. Финикийцы, избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб», а восточные «асу». Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».
В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами юго-западной Азии по суше, и по воде. В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство. Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».
Ученые исследователи
Н.П. Пржевальский (рассказ учащегося)
Открытия , сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками. Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.
Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегу Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах.
П.П. Семенов – Тян – Шанский (рассказ учащегося)
Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова.
Ш. Уалиханов (рассказ учащегося)
В 1856 – 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый – просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута.
Работа с учебником.
Заполните таблицу, используя текст учебника:
Исследователь
Исследуемая территория
Н. М.Пржевальский
Истоки рек Хуанхэ и Янцзы, пустыни горные хребты, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского
Петр Петрович Семенов – Тянь-Шаньский
Горы Тянь-Шань, исследовал озеро Иссык-Куль, доказал, что оно бессточное
Ш.Уалиханов
Внутренние районы Центральной Азии, часть горной системы Тянь – Шаня в Казахстане и Средней Азии, побережье Иссык – Куля.
4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы)
1.Какова площадь материка Евразия? (53,3 млн.кмІ)
2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия? (пустыня Тар)
3.Сколько океанов омывает Евразию? (4)
4.На каком полуострове расположено Мертвое море?
(на северо – западе Аравийского полуострова)
5.Самое большое озеро на материке? (Каспийское море)
6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри? (в Тянь – Шанских)
5.Кроссворд.
Вопросы для кроссворда
1.Крайняя точка на западе материка Евразия. /Дежнева
2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре? /Черапунджи
3.«Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н.М.Пржевальский. /Лобнор
4.Самое низкое место земного шара. /Мертвое
5.Крайняя точка материка на востоке /Рока
6.Самое глубокое озеро на земном шаре? /Байкал
7.Казахский ученый – просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? /Уалиханов
8.Крайняя точка на севере Евразии /м. Челюскин
9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? /Гималаи
10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? /Оймякон
11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии?
/Пржевальский
6. Итоги урока: оценивание
Оценки
7. Домашнее задание: §14 (читать, пересказывать), ответить письменно на вопросы 1, 2, 3.
13PAGE 15
13PAGE 14315