Интегративный подход и методика его реализации в обучении химии.
Интегративный подход и методика его реализации в обучении химии.
Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию.
Достижению данной цели способствует интегративный подход в обучении.
Интеграция необходима в современной системе образования. Во-первых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. Поэтому необходимо их тесное взаимодействие, при сохранении предметного «лица». [1]
Под интеграцией знаний принято понимать такое их взаимопроникновение, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира.
Слово «Интеграция» в переводе с латинского языка означает объединение в целое, каких – либо частей. Интеграция позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.
Интегрированный подход в современной школе можно осуществлять при помощи интегрированных курсов, уроков, внеклассных мероприятий, проектов с интеграционным содержанием.
Интегрированный урок - это объединение знаний из различных предметов по определенной теме. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
При планировании интегрированного урока следует учитывать, что интеграция- это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки.
Структура интегрированного урока может быть следующей:
1)вступление, в котором ставится цель, задача урока, актуализируются опорные знания;
2)основная часть, где раскрывается содержание учебного материала при помощи каких либо образовательных технологий;
3)заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания.
Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных технологий обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностными качествами учителей. Интегрированные уроки открывают большую возможность для реализации творчества учителя при применении каких-либо инновационных технологий.
Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
1) правильное определение темы урока, объекта изучения, тщательный отбор содержания урока, его интегративного ресурса;
2) высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающих творческое интегративное сотрудничество при подготовке урока, во время урока;
3) включение самообразования учащихся при подготовке урока;
4) использование различных образовательных технологий: традиционных (они всегда необходимы), проектных, интерактивных, информационных, проблемного обучения, с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
5)продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
6)обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся; [2]
Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны:- на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных качеств учащихся;
- через него можно выйти на формирование у учащихся старших классов более широкого научно-теоретического и научно-практического мышления, развитие кругозора, применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях;
-интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;
- интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук, эффективно формируют естественнонаучное мировоззрение;
- эти уроки взаимообогащают учителей, сближают их, способствуют улучшению психологического микроклимата в коллективе и творческому росту .[3]
Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.
Рассмотрим в качестве примера интегрированный урок химии и биологии в 11 классе по теме: «Полисахариды: строение, состав, биологическое значение крахмала и целлюлозы, физические свойства, химические свойства, гидролиз полисахаридов, качественная реакция на крахмал, полисахариды в природе, применение полисахаридов».
Цель: на примере крахмала и целлюлозы углубить знания о природных полимерах, рассмотреть их состав, строение, свойства и применение, сравнивая углеводы друг с другом, изучить их химические свойства и значение.
Задачи:
1. Обучающие
Развивать умения выявлять связь между составом, строением молекул полисахаридов и их свойствами, продолжить формирование умений и навыков при работе с химическими реактивами.
2. Развивающие
Развивать умения сопоставлять и сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
развитие познавательного интереса учащихся.
3. Воспитательные
Осуществляя межпредметные связи курсов химии, биологии формировать диалектико-материалистические взгляды; содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;
Данный урок-урок изучения нового учебного материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных, практических и исследовательских методов. В разработку урока включены видеоролики, презентации, флипчарты.
Для актуализации знаний учащихся проводится работа на интерактивной доске. На флипчарте предлагаются три задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала.
При изучении нового материала используется презентация.
Учитель химии ставит перед учащимися цель и задачи.
Во время изучения новой темы учащиеся заполняют таблицу «Сравнение крахмала и целлюлозы» (образец таблицы находится на партах, учащиеся переписывают ее в тетрадь и в течение урока заполняют).
Учитель биологии выясняет с учащимися вопросы о биологической роли полисахаридов.
Повторение материала, изученного на уроках биологии, сопровождается слайдами презентации.
Вопросы для повторения:
1. Где встречается крахмал в природе?
2
·. Какие органы растений запасают крахмал?
3. В чем заключается биологическая роль крахмала?
4. Какой процесс служит для образования крахмала?
5. Что такое фотосинтез?
6. Какую роль играет крахмал для человека? и другие
Учитель химии при помощи слайдов рассказывает о составе и строении крахмала и целлюлозы. Слайды предназначены для быстрого восприятия данного вопроса, так как срабатывают зрительная и слуховая память. Видеоролики используются при изучении новой темы. Первый видеоролик - гидролиз крахмала, второй – кислотной гидролиз целлюлозы. Использование видеороликов позволяет выполнить лабораторные опыты, не прибегая к использованию опасных химических реактивов (концентрированной серной кислоты), и способствует экономии времени. При изучении химических свойств учащиеся выполняют лабораторный опыт – качественную реакцию на крахмал и обнаруживают крахмал в продуктах питания. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что способствует развитию самостоятельности, формирует общие лабораторные, организационные и другие практические умения.
О применении полисахаридов рассказывают учащиеся, используя свои презентации, которые приготовили в качестве домашнего задания. Это задание способствует повышению информационной культуры учащихся.
Учитель биологии провела физминутку для снятия напряжения глаз.
Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности используются программированные тесты, которые учащиеся выполняют на ноутбуках. Это позволяет осуществлять самопроверку и быстрый контроль усвоения нового материала.
Взаимосвязь химии и биологии углубили содержание урока, повысили его познавательную ценность, учащиеся наглядно убеждались во взаимосвязи процессов и явлений природы. Учащиеся применяли знания двух предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Интерес учащихся к уроку был высоким на всем его протяжении.
Во внеурочное время учащиеся выполняют проекты с интеграционным содержанием.
Рассмотрим в качестве примера проект, выполненный учащимися 10 класса.
Тема: «Анализ снежного покрова для оценки чистоты воздуха города Семей и изучение влияния загрязненности снежной воды на прорастание семян»
Цель данной работы: исследование уровня загрязнённости воздуха по снежному покрову города Семей и изучение влияния загрязненности снежной воды на прорастание семян.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.
2. Изучить методы исследования загрязнённости снега.
3. Исследовать снег на кислотность и наличие посторонних примесей.
4. Выявить наиболее загрязнённые участки.
5. Выявить влияние загрязненности снега на прорастание семян
Объект исследования – снег, взятый с разных участков города Семей.
Предмет исследования – химические загрязнения снега, всхожесть и развитие семян.
Гипотеза - если владеть данными о химическом составе снега, то можно прогнозировать загрязнение окружающей среды и влияние загрязненности снежной воды на прорастание семян.
Использованы методы: теоретические, экспериментальные, практические.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов и анализ разносторонней информации из области биологии и химии:
-сведения об источниках загрязнения воздуха
- время пребывания веществ в атмосфере
- влияние загрязнения снега на прорастание семян
- определение содержания катионов и анионов воде
- определение уровня кислотности воды.
При работе над проектом предусматривается объединение учащихся в творческие группы. В процессе работы проводятся опыты по определению катионов и анионов в талой воде и определение водородного показателя при помощи портативного компьютера NOVA -5000. Закладываются опыты по биологии.
Разрабатываются рекомендации для улучшения качества воздушной среды.
Результатом применения интегративного подхода является повышение интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла, рост уровня знаний учащихся, формирование у учащихся целостной картины мира.
Очень резулльтативными являются интегрированные внеклассные мероприятия., они могут проводиться в разных формах.
В качестве примера приведу внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 класов.
Тема: « Вода - бесценный дар природы»
Цель: сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам нашей планеты и своей страны, научить их беречь воду в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для активизации знаний учащихся о воде, полученные при изучении химии, биологии, географии;
способствовать расширению и систематизации знаний учащихся о распространении воды в природе, свойствах воды, значении воды и охране воды.
создать условия для реализации трехъязычного образования.
Развивающие:
продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации;
Воспитательные:
способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;
содействовать формированию ответственности, доброты, толерантности.
Оборудование: компьютер, проектор, ИД, презентация, видео вопросы для конкурса капитанов, разработка игры по типу «Своя игра», музыкальное сопровождение, плакаты о воде.
План проведения мероприятия.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
3 Представление жюри.
4.Интересные факты о воде (выступление учащихся)
5.Презентация
6.Викторина
7.Конкурс команд.
8. Игра с живыми вопросами от учителей школы.
9.. Подведение итога
10.Рефлексия.
Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
Список использованной литературы
1. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании, Народное образование,2001, №1.
2. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12- летнего обучения. Методическое пособие, Астана .2013.
3. Щербакова С.Г. Интегрированные уроки. Издательство: Учитель. Волгоград, 2008.
4. Кузнецова Н.Е. Проблемно – интегративный подход и методика его реализации в обучении химии. Журнал «Химия в школе». 1999, №3.
5.Максимова В.Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения, Москва. Просвещение.1984.
15