Проблемно-интегративный подход и методика его реализации
Тема: Проблемно-интегративный подход и методика его реализации
Учитель: Танбаева Е.Т.
Все это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью учащегося в предметном обучении. Одним из таких подходов считаем мы проблемно-интегративный подход к обучению химии.
Исходя из этого, под проблемно-интегративный подход к обучению мы понимаем особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам продвижения и доказательства истинности гипотез. Следовательно, по своей природе проблемно-интегративный подход – технический, так как его реализация предполагает четкую постановку учебных целей, гибкое и поэтапное управление и организацию познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи. В условиях проблемно-интегративный подхода ведущим становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения химии:
1.Принцип межпредметной интеграции , предполагающий систематический и целенаправленную реализацию межпредметных связей как основного механизма интеграции знаний и способов действий в обучении химии, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций, постановки и решения межпредметных учебных проблем;
2.принцип единства внутри – межпредметной интеграции знаний и способов действий, отражающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри – и межпредметных связей в обучении химии;
3.принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной деятельности учащихся ,определяющий динамику развития познавательной деятельности школьника в течение каждого учебного года (т.е. по горизонтали) и ее преемственность при переходе от одного года обучения к другому.
Таким образом, организация процесса обучения химии на основе проблемно-интегративного подхода предполагает пересмотр всей методики изучения учебного материала. Это в свою очередь приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения процесса проблемно-интегративного обучения, под которым мы понимаем комплекс средств и методов предъявления учебной информации, а также средств организации и управления познавательной деятельностью учащихся.
Межпредметная проблемная ситуация – это спровоцированное учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри – и межпредметной интеграции.
1.ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью. При рассмотрении роли железа в организме и нахождения его в природе (IX класс) учитель опирается на знания учащихся из курса биологии. Он сообщает, что в настоящее время всем известно о содержании железа в составе гемоглобина крови человека. 2.ситуации конфликта возникают при наличии противоречия между: а) теоретически возможным способом решения задачи, найденным учащихся на основе своих знаний внутри – и межпредметного характера, и невозможностью его практического осуществления; б) практически достигнутым результатом и недостаточностью только предметных знаний для его теоретического обоснования; в)жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями. 3.ситуации опровержения создаются, когда учащимся на основе всестороннего анализа предлагают доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, выводы, проекта и т.д. Подобная ситуация может быть создана при изучении физиологических свойств оксидов углерода. 4.ситуации предположения создаются, когда предполагается существование какого-либо явления или закона, теории и т.д., расходящегося с полученными ранее знаниями, или же требуется доказать справедливость какого-либо предположения. При обобщении знании о роли кислорода в природе и жизни человека (VIII класс ) учитель может использовать большой объем знании учащихся по данному вопросу, которые были получены ими при изучении естествознания, биологии и географии. 5.ситуации неопределенности возникают, когда учащимся предъявляют задание с недостаточными или избыточными данными для получения однозначного ответа. При проведении лабораторного опыта «Получение и свойства водорода» (VIII класс) учащимся важно осознать необходимость соблюдения правил безопасности при работе с любыми веществами, даже безвредными. Для этого можно создать следующую проблемную ситуацию. Учитель напоминает учащимся, что в чистом виде водород не имеет ни окраски, ни вкуса, ни запаха и не ядовит. Далее, учитель говорить, что гремучим газом можно даже дышать, как воздухом. При этом, пока легкие остаются наполненными гремучим газом, изменяются лишь тембр голоса, так как скорость звука в водороде значительно больше, чем в воздухе. Однако известен случай, когда экспериментатор, получая водород, решил на себе испытать его физиологическое действие и сильно отравился.
Под межпредметной учебной проблемой мы понимаем форму практической реализации возникшей в предметном обучении ситуации межпредметного характера, побуждающей к внутри и межпредметному синтезу знании и способов действии для своего решения с целью усвоения нового понятия, нового способа деятельности.
1.Академические методы. Они определяют уровень познавательной деятельности школьников. К ним относятся: монологическое изложение знании учителем; диалогическое изложение знании учащихся. Академические (проблемный урок; проблемные лекция, семинар, зачет) 2.Специфические методы. Эти методы связаны с особенностями процесса познания химии и реализуются в разработанной системе методов преимущественно в виде проблемного химического эксперимента. Специфические (спецурок)
3.Инновационные методы. Они определяют характер познавательной деятельности школьников: исследовательский; проблемно-игровой; проблемно-дискуссионный; метод коллективного решения проблем. Инновационные (исследовательский урок; урок-игра; урок-дискуссия)
4.Комбинированный метод. Вместе с тем методы обучения как важнейший компонент учебного процесса в практике обучения реализуются в условиях той или иной формы его организации. Комбинированная форма проблемно-интегративного обучения (образована серией логически выстроенных и различающих по целям, содержанию и используемым методом)