Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции
Учитель I категории
Гутикова
Галина Николаевна
Тема: «Классификация
межпредметных связей,
уровни
и виды интеграции
Ноябрь 2013 г.
г. Севастополь
В математике надо ценить то, что
способствует развитию смежных
дисциплин и практической
деятельности.
П. Чебышев
А. Кушнир: «Все многообразие жизни – общение, деятельность, достижения, коллизии, события, переписывания по поводу названного, - буквально все происходящее с ребенком развивает его. Специально организованное обучение может стать частью этой жизни, продолжать, направлять и усиливать это движение жизни и развитие, и тогда оно обязано быть жизнеспособным, строиться на жизненном языке, перекликаться с жизненными реалиями».
***
Технологическое образование – есть важнейшее составляющее общеобразовательной подготовки. Место черчения в системе школьного образования означает его роль в интеллектуальном, социальном и моральном развитии личности.
Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала школьника является интегративность образовательного процесса.
Интегрированное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, в каких каждый ученик чувствует свой успех, интеллектуальный рост.
Уровни интеграции:
I уровень – вводные и обобщающие уроки (осознать социальную значимость учебного материала, увидеть его место в целостной картине мира).
Учебное занятие (урок, семинар и т.д.), рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
Примерная структура вводимого занятия:
Цели учебного занятия.
Мотивационный этап (показ практической значимости и социальной значимости).
Ориентировочный этап (обзор темы).
Инструктаж учащегося о выполнении творческих заданий (обзор литературы, статей; рисунки, модели).
Этап рефлексии.
Все отмеченные элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический ПЯТИУГОЛЬНИК (рис.1).
ОЗ – образовательные задачи.
МО – методы обучения.
СУМ – содержание учебного материала.
ФОПД – формы организации учебно-познавательной деятельности.
II уровень – учитель разрабатывает единую программу формирования ведущих понятий межпредметного характера (выделение стержневых линий учебных курсов).
Межпредметные связи обуславливают:
Углубление и расширение учащимися фактических данных.
Эффективное формирование научных понятий.
Осознанное усвоение теории, которую изучает каждая дисциплина естественно-природного цикла.
Межпредметные связи черчения с другими предметами могут развиваться в двух направлениях:
Разные науки естественного цикла выступают источником чертежей.
Технические чертежи – вспомогательный инструмент исследования в естественных науках.
Классификация межпредметных связей:
Связи между знаниями в смежных дисциплинах, которые используются как начальный материал.
Связи между знаниями в смежных дисциплинах, как способы деятельности учащегося.
Связи между знаниями в смежных дисциплинах, как формирования мотивов обучения.
III у
· интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов (реализация горизонтальных структур взаимосвязей учебных дисциплин).
Исторически сложилось
Наука – особая
форма знания.
Обособились:
В XVIII ст.
Логика Физика
Математика Химия
Астрономия Биология
Но природные связи между этими науками остались навсегда.
Теперь науки опять объединяются для изучения комплексных проблем современности: «Информация и человек», «Человек и общество», «Природа и техника», «Техническое черчение». Появляются и набирают темп развития синтезированные науки:
Математическая лингвистика
Биохимия
Биофизика
Синергетика
Прикладная физика и математика
Биотехнология
Решение прикладных
задач активизирует
анализ синтез аналогия закономерность
различные мыслительные процессы
В каждом случае применения черчения дело сводится к построению и исследованию технической или математической модели реального процесса, т.е. преобразование фактически математических выражений и числовых данных.
Связь черчения с предметами естественного цикла (геометрия, алгебра и начала анализа, физика, технический труд, начертательная геометрия):
Украинский педагог Г.Г. Ващенко:
«Технические науки освещенные историческими данными, становится все более живыми и интересными».
Происхождение технических терминов
Решение прикладных задач
Биографии ученых, их философское наследие
Предметные экскурсии
IV уровень – использование общенаучных методов познания,
обучение этим методам учащихся (наблюдение,
гипотеза, эксперимент).
Благодаря единству видов деятельности учащихся возможно обеспечить системное овладение ими различными способами самоуправления деятельностью в учебной и внеучебной работы.
Учебные предметы по выбору
Факультативы и дополнительные
занятия
Кружки
Творческие объединения и т.д.
Идеи интеграции взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Осуществление интеграции учебного материала позволяет:
Рационально сократить объем информации, предлагаемой учащимися
Более четко систематизировать учебный материал
Создать у детей представления о целостной научной картине мира
Технология – это мельница, которая перерабатывает количественные отношения, содержащиеся в моделях реального процесса. И ей все равно где эти отношения возникли: в биологии, астрономии, или военном деле. С одной и той же равнодушной отстраненностью она перемелет высокосортное зерно традиционных математических моделей из области техники и грубые булыжники пустопорожних моделей. «Мука» на выходе получается разная, но это уже дело заказчика, что он собирается из нее выпекать.
Единство видов деятельности
Учащиеся
Социум школы
Педагогический процесс
15