Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции




Учитель I категории
Гутикова
Галина Николаевна






Тема: «Классификация
межпредметных связей,
уровни
и виды интеграции












Ноябрь 2013 г.
г. Севастополь
В математике надо ценить то, что
способствует развитию смежных
дисциплин и практической
деятельности.
П. Чебышев


А. Кушнир: «Все многообразие жизни – общение, деятельность, достижения, коллизии, события, переписывания по поводу названного, - буквально все происходящее с ребенком развивает его. Специально организованное обучение может стать частью этой жизни, продолжать, направлять и усиливать это движение жизни и развитие, и тогда оно обязано быть жизнеспособным, строиться на жизненном языке, перекликаться с жизненными реалиями».

***

Технологическое образование – есть важнейшее составляющее общеобразовательной подготовки. Место черчения в системе школьного образования означает его роль в интеллектуальном, социальном и моральном развитии личности.
Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала школьника является интегративность образовательного процесса.
Интегрированное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, в каких каждый ученик чувствует свой успех, интеллектуальный рост.

Уровни интеграции:

I уровень – вводные и обобщающие уроки (осознать социальную значимость учебного материала, увидеть его место в целостной картине мира).

Учебное занятие (урок, семинар и т.д.), рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.


Примерная структура вводимого занятия:

Цели учебного занятия.
Мотивационный этап (показ практической значимости и социальной значимости).
Ориентировочный этап (обзор темы).
Инструктаж учащегося о выполнении творческих заданий (обзор литературы, статей; рисунки, модели).
Этап рефлексии.

Все отмеченные элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический ПЯТИУГОЛЬНИК (рис.1).


ОЗ – образовательные задачи.
МО – методы обучения.
СУМ – содержание учебного материала.
ФОПД – формы организации учебно-познавательной деятельности.

II уровень – учитель разрабатывает единую программу формирования ведущих понятий межпредметного характера (выделение стержневых линий учебных курсов).



Межпредметные связи обуславливают:

Углубление и расширение учащимися фактических данных.
Эффективное формирование научных понятий.
Осознанное усвоение теории, которую изучает каждая дисциплина естественно-природного цикла.

Межпредметные связи черчения с другими предметами могут развиваться в двух направлениях:

Разные науки естественного цикла выступают источником чертежей.
Технические чертежи – вспомогательный инструмент исследования в естественных науках.


Классификация межпредметных связей:

Связи между знаниями в смежных дисциплинах, которые используются как начальный материал.
Связи между знаниями в смежных дисциплинах, как способы деятельности учащегося.
Связи между знаниями в смежных дисциплинах, как формирования мотивов обучения.


III у
· интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов (реализация горизонтальных структур взаимосвязей учебных дисциплин).







Исторически сложилось

Наука – особая
форма знания.



Обособились:

В XVIII ст.
Логика Физика
Математика Химия
Астрономия Биология


Но природные связи между этими науками остались навсегда.
Теперь науки опять объединяются для изучения комплексных проблем современности: «Информация и человек», «Человек и общество», «Природа и техника», «Техническое черчение». Появляются и набирают темп развития синтезированные науки:

Математическая лингвистика
Биохимия
Биофизика
Синергетика
Прикладная физика и математика
Биотехнология


Решение прикладных
задач активизирует



анализ синтез аналогия закономерность


различные мыслительные процессы

В каждом случае применения черчения дело сводится к построению и исследованию технической или математической модели реального процесса, т.е. преобразование фактически математических выражений и числовых данных.

Связь черчения с предметами естественного цикла (геометрия, алгебра и начала анализа, физика, технический труд, начертательная геометрия):

Украинский педагог Г.Г. Ващенко:
«Технические науки освещенные историческими данными, становится все более живыми и интересными».

Происхождение технических терминов
Решение прикладных задач
Биографии ученых, их философское наследие
Предметные экскурсии


IV уровень – использование общенаучных методов познания,
обучение этим методам учащихся (наблюдение,
гипотеза, эксперимент).

Благодаря единству видов деятельности учащихся возможно обеспечить системное овладение ими различными способами самоуправления деятельностью в учебной и внеучебной работы.

Учебные предметы по выбору
Факультативы и дополнительные
занятия
Кружки
Творческие объединения и т.д.




Идеи интеграции взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Осуществление интеграции учебного материала позволяет:

Рационально сократить объем информации, предлагаемой учащимися
Более четко систематизировать учебный материал
Создать у детей представления о целостной научной картине мира


Технология – это мельница, которая перерабатывает количественные отношения, содержащиеся в моделях реального процесса. И ей все равно где эти отношения возникли: в биологии, астрономии, или военном деле. С одной и той же равнодушной отстраненностью она перемелет высокосортное зерно традиционных математических моделей из области техники и грубые булыжники пустопорожних моделей. «Мука» на выходе получается разная, но это уже дело заказчика, что он собирается из нее выпекать.
Единство видов деятельности

Учащиеся

Социум школы

Педагогический процесс



15