Урок русского языка Двойная роль букв е, ё, ю, я (5 класс)
Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Цель: совершенствовать знания о йотированных буквах, обозначающих два звука
Планируемые результаты:
1. Предметные – устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными.
2. Личностные – сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
3. Познавательные – активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; активизировать словарь при общении; использование знако – символических средств (выполнение транскрипции).
4. Коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению; допускать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
5. Регулятивные – давать адекватную самооценку; проговаривать вслух последовательность выполняемых действий; целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что ещё не известно.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Обратите внимание на гостей, присутствующих сегодня на нашем уроке, улыбнитесь им и приступим к работе.
Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки открыли, ручки сложили, Головки подняли, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного!
За окном зима, а так хочется лета. Откройте тетради и возьмите бабочку, которая лежит у каждого в тетради, и посадите ее на свою ладонь. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания.
Актуализация опорных знаний
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое фонетика?
- На какие две группы в русском языке делятся все звуки?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- А гласных звуков? Почему?
- какая позиция для гласных является сильной?
- Назовите буквы, не имеющие звуков.
- Чем отличаются друг от друга буквы и звуки?
- Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
Проверка домашнего задания
1 группа
- Выписать слова, помещенные в орфографическом словаре учебника, в которых все согласные звуки мягкие.
2 группа
- Выписать слова, помещенные в орфоэпическом словаре учебника, в которых буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного.
(Ателье, модель, партер, свитер, теннис, шоссе).
Объяснение нового материала
- На доске записаны два столбика слов. Подумайте и ответьте, по какому признаку слова разделены именно таким образом. (В первом столбике йотированные гласные обозначают один звук, во втором – два звука).
лес ель
лямка объявление
рюкзак вьюга
мёд ёж
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Двойная роль букв е, ё, ю, я).
- Чему на уроке мы должны будем научиться? (определять, когда гласные е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда – два).
- Запишите в тетради дату, классная работа, тема урока (на слайде).
- Запишите транскрипцию слов: тема, мята. (Двое учеников работают у доски, все остальные - в тетрадях).
- Где стоят гласные буквы е и я в этих словах? (После согласных)
- Сколько звуков они обозначают? (Один)
- А мы с вами уже сказали, когда формулировали тему урока, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука. Определите, в каких случаях это происходит на примере слов (слайд).
Ель, ясно, вьют, поем, дают, подъём.
- Сделайте вывод, когда е, ё, ю, я обозначают два звука. (Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после ъ или ь).
- Откройте учебники на стр.142 упр. 310. Читаем слова второго (третьего и четвертого) столбика и объясняем, сколько звуков и почему обозначают гласные е, ё, ю, я.
Закрепление материала.
- А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были. Игра «1» или «2». С помощью сигнальных карточек вы будете показывать сколько звуков обозначают е, ё, ю, я в словах, представленных с помощью картинок (слайд)
Яблоки, обезьяна, лев, яхта, заяц, лягушка, свинья, юбка, объявление, тюльпаны (или цветы).
- Молодцы, с заданием справились. Немного отдохнем. Тихонько встаньте.
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
- А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает карточку. Слова в карточках одинаковые, но задания у всех разные. Ваша задача быстро и внимательно выбрать слова согласно своему заданию (слайд)
Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.
1 группа: Количество букв и звуков совпадает (актёр, подарок, счастье)
2 группа: Букв больше, чем звуков (радость, акварель, праздник)
3 группа: Звуков больше, чем букв (желание, баян, ярмарка).
- Проверяем. Представитель каждой группы читает те слова, которые они выписали. Молодцы, справились с заданием.
- Продолжаем работать. У вас на каждой парте лежит карточка. Переверните ее. Сейчас вы работаете в паре. Ваша задача найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука (5 слов).
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
- Хорошо, с заданием справились. Сейчас каждый работает самостоятельно. Перед вами четыре группы слов. Выпишите в тетрадь из каждой группы слово, которое является лишним.
Месяц, семья, перец, посёлок.
Тяжесть, ящерица, яблоко, ясень.
Юля, юрта, каюта, жюри.
Салют, брошюра, ягода, земля.
- По какому признаку вы определили лишнее слово в каждой группе?
Дополнительное задание:
- Составьте и запиши простое предложение с любым из этих слов, подчеркните его грамматическую основу. Устно дайте характеристику этому предложению.
Домашнее задание
- Домашнее задание параграф 61, упр. 312 (по заданию).
Второе задание творческое: придумать сказку «В каких словах спрятался хитрый [й,]?» Возможное начало: «На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живет очень хитрый звук [й,]». (Каждый получает задание, написанное в карточке). Это заданию выполните по желанию.
Рефлексия
- Оцените вашу работу. Продолжите фразы (на слайде):
Сегодня на уроке я узнал………
Я научился...
Было трудно…
- С помощью сигнальных карточек выбери ответ, который касается вашей работы на уроке. Если выбираете первый вариант ответа, показываете цифру 1, если второй - 2.
1.Своей работой на уроке я2.Урок для меня показался3.Материал урока мне был4.Домашнее задание мне кажется доволен / не доволенкоротким / длинныминтересен / скученинтересным/ неинтересным
- Молодцы, сегодня на уроке вы были активны, старались правильно отвечать, четко формулировать свои ответы. Вы помните, что сказал мудрец в притче своему ученику, что все в его руках. И сегодня вы это доказали. (Выставление оценок)
- Урок окончен. Всем спасибо за работу.