Разработка урока по истории Тувы Развитие культуры Тувы в годы Великой Отечественной войны(9 класс)


МБОУ СОШ им. Ш Ч Сат с Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна
История Тувы. 9 класс.

Развитие культуры Тувы в годы Великой Отечественной войны
Разработка учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ им. Ш Ч Сат с Чаа-Холь
Даваа Марины Маннай-ооловнаПредмет: История Тувы
Тема урока: Развитие культуры Тувы в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока – комбинированный
Цель урока: создать условия для изучения и первичного закрепления знаний о развитии культуры в Туве в годы Великой Отечественной войны
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент урока.
Создание положительной эмоциональной Готовятся к уроку. Записывают
направленности на основе доброго поже- тему урока: Развитие культуры в
лания удачи, успехов на уроке. Проверяет в годы Великой Отечественной
готовность к уроку. Озвучивает тему. Войны
2.Целеполагание
Организация беседы Отвечают на вопросы учителя и
Как вы думаете, о чем будет идти определяют цели урока
речь на уроке?
Объясните значение понятий: культура,
материальная культура, духовная культура,
искусство
3.Изучение нового материала Записи в тетрадях.
Знакомит учащихся с планом урока План урока.
1.Основные события развития культуры в
годы Великой Отечественной войны.
2. Выдающиеся деятели искусства.
3. Национальная литература в годы войны
.

Учитель: В ходе объяснения темы постарайтесь запомнить и подготовить информацию о деятелях культуры: (записи имен на доске)
Анатолий Шатин 8. Владимир Оскал-оолАлексей Аксенов 9. Ажыкмаа РушеваРостислав Миронович 10 Максим МунзукВладимир Ермолаев 11.Монгуш ЧерзиВасилий Демин 12. Салчак Тока
Всеволод Тас-оол 13.Степан Сарыг-оолВиктор Кок-оол 14.Сергей ПюрбюМатериал для рассказа учителя:
Период Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией (1941-1945 гг) стал важным этапом в развитии культуры ТНР. Именно в эти годы закладываются основы для развития основных видов тувинского профессионального искусства – театра, хореографии, оркестрового исполнительства, а также литературы и живописи. В то же время негативным явлением в политике правительства ТНР в 40-е годы стал почти полный отказ от ценностей тувинской традиционной культуры.
Самым основным событием развития культуры является то, что в годы войны происходит перевод тувинской письменности от латинизированного в русский алфавит. 10 июля 1941 года был утвержден алфавит из 36 букв, 33 из которых полностью совпадали с буквами русского алфавита и только 3 буквы передавали особые звуки тувинского языка. Перевод письменности на русский алфавит открыл для тувинского народа широкие возможности в овладении русским языком.
Основными событиями развития культура также являются открытие республиканской библиотеки имени А.С.Пушкина, создание Союза писателей Тувы, присвоение имени «Алдан- Маадыр» национальному музею ТНР.
В 1943 году в Туву приезжают советские специалисты в области искусства – Шатин Анатолий Васильевич, Ростислав Миронович и другие. Анатолий Васильевич Шатин вошел в историю тувинского искусства как основоположник тувинской национальной хореографии. Изучив танцы тувинских девушек, он приступил к созданию на их основе собственных композиций. Так зародился знаменитый танец тувинского хореографического искусства «Звенящая нежность», которая стала классикой тувинской хореографии. Музыку танца сочинил советский композитор, исследователь тувинского музыкального искусства Аксенов Алексей Николаевич. Танец исполняла группа из семи девушек, роль солистки исполняла Ажыкмаа Рушева, мать знаменитой художницы Нади Рушевой. В 1957 году «Звенящая нежность» становится лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Советский музыкант и дирижер Ростислав Миронович организовал в ТНР первый профессиональный оркестр национальных инструментов. В этом оркестре играл один из корифеев музыкально- драматического театра Максим Мунзук.
Видное место в культурной жизни Тувы в годы войны занимает творчество основателя тувинского национального музея «Алдан-Маадыр», профессионального фотографа Владимир Петрович Ермолаева. В фотографиях Владимира Ермолаева запечатлены все основные события в годы Великой Отечественной войны
Летом 1941 года из Советского Союза в Туву приезжает молодой художник для оказания помощи в становлении тувинской профессиональной живописи. Это был Василий Фадеевич Демин, которого мы знаем как проектировщика обелиска «Центр Азии». В годы Великой Отечественной войны он создал плакаты «Теплую одежду – бойцам красной Армии», «Все силы на разгром врага» (1941). Его учеником Всеволодом Тас-оолом в годы войны были созданы портреты – Портрет С.А.Сарыг-оола (1944), «Тувинка» (1945).
Видное место в развитии искусства данного периода занимают также творчество основоположников тувинского камнерезного искусства, а также основоположников тувинского национальной литературы и театра.
Учащиеся: Выполняют задание:
О чем говорят имена?
Кок-оол Виктор Шогжапович
Оскал-оол Владимир Базыр-оолович
Мунзук Максим МонгужуковичРушева Ажыкмаа ДойдаловнаМонгуш Черзи Хола-Салович
Закрепление урока.
1. Соотнесите имена и вид деятельности.
1. Василий Демин а. Театр
2. Ростислав Миронович б. Живопись
3. Виктор Кок-оол в. Хореография
4. Анатолий Шатин г. Камнерезное искусство
5. Монгуш Черзи д. Музыка
2. Соотнесите имена и произведения
1. Всеволод Тас-оол А. «Всенародная помощь фронт
2. Виктор Кок-оол Б. «Звенящая нежность»
3. Анатолий Шатин В. Портрет Степана Сарыг-оола4. Василий Демин Г. «Хайыраан бот»
Итог урока:
О каких наиболее интересных фактах вы узнали на уроке?
К каким выводам вы пришли?
Дома: Выполнить задания (по выбору)
Сформулировать самые лучшие вопросы по теме.
Подготовить сообщение о знаменитых земляках, деятелях культуры.
Подготовить презентацию.