Конспект урока развития речи по теме Сжатое изложение по сказке В. Катаева
Конспект урока русского языка
Сжатое изложение по сказке В. П. Катаева (2 часа)
Личностные результаты: осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Метапредметные результаты: воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Предметные результаты: формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение исходного текста.
Оборудование: учебник русского языка («Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – С. 69).
1. Организационный момент (тетради, учебники, ручки, карандаши, черновики).
2. Самоопределение к деятельности.
- Предлагаю вам посмотреть выпуск юмористического журнала «Ералаш» (№14 «Интересное кино». Автор : В. Алеников, И. Магитон. Режиссёр: И. Магитон)
(просмотр, 1 мин. 47 сек)
(Мальчик рассказывает другу содержание фильма про поход на кладбище, черепушку от мертвеца и бедного Юрика. Из рассказа мало что понятно и его друг решает сам пойти посмотреть фильм. Оказывается, это - фильм «Гамлет»…)
- Было ли вам смешно?
- Можете ли вы по пересказу героя определить жанр фильма (комедия, боевик, драма, мелодрама…)?
- За счет чего создается юмористический эффект? (трагедия Шекспира пересказана как боевик)
- Посмотрите маленький фрагмент из фильма по трагедии «Гамлет», снятого в 1964 году (эпизод с черепом Йорика). Что мы можем сказать о стилистике фильма? (это явно не боевик, не триллер)
- Какое требование к пересказу не соблюдено героем «Ералаша»? (…)
- Докажите, что умение пересказывать текст – это умение, которое пригодится в жизни каждого человека (умение пересказать книгу, фильм, телепередачу так, чтобы сохранить авторскую установку).
- Как называется устный или письменный пересказ текста? (изложение)
- Сформулируйте задачу урока (научиться письменно пересказывать текст)
- В чем особенность работы по передаче содержания исходного текста на сегодняшнем уроке? (изложение будет сжатое)
- Как понимаете, что такое сжатое изложение? (это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений).
- К какому результату вы должны прийти в конце урока? (научиться пересказывать текст сжато)
- Запишите в тетрадях число, тему занятия.
3. Чтение и анализ текста рассказа.
- Прочитайте задание в вашем учебнике на стр. 69.
- Почему этот текст назван сказкой? (занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
- Я прочитаю текст, а вы сформулируйте тему и основную мысль. Что такое тема? (то, о чем говорится в тексте)
- Что такое основная мысль? (то, ради чего написан текст, что хотел выразить автор с помощью текста).
(Выразительное чтение учителем)
- Какие слова вызвали вопросы? (кузовок)
- Какова тема текста? О чем он? (о зазнайстве)
- Почему пень возгордился? Какими словами можно охарактеризовать его поведение? (зазнайство, высокомерие, гордыня)
- А в чем разница в значении слов гордость и гордыня?
Определите по словарю («Толковый словарь» С. И. Ожегова и Толковый словарь на сайте «Грамота.ру»)
Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня - преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, надменность.
Зазнайство (разг.) - поведение того, кто зазнаётся, важничает; спесивость.
Высокомерие - уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.
- Что общего в значении этих слов и в чем разница? (общее – осознание человеком своей важности; высокомерие, гордыня, зазнайство - синонимы – чрезмерная гордость (зазнайство – разговорное слово))
- Какое слово больше подходит пню?
- Сформулируйте основную мысль текста (нельзя зазнаваться)
- (В ПАРАХ) подберите заголовок, чтобы он отражал основную мысль текста («Пень-зазнайка», «Как старый пень возомнил себя царем», «Возгордился старый пень…»)
- Запишите заголовок в тетрадь (без кавычек)
- Найдите в тексте сказки однокоренное слово к глаголу «возгордился». В каком значении оно употреблено? («Деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой красоте»)
- Что означает это слово – «гордый»?
(«Толковый словарь» С. И. Ожегова и сайт «Грамота.ру»: «выражающий гордость»)
- Почему деревья имели основание для того, чтобы гордиться собой?
4. Чтение памятки на стр. 170.
- Что мы уже сделали для подготовки к сжатому изложению? (1 и 2)
- Что теперь надо сделать? (исключить из текста подробности, повторы; назвать одним словом сходные действия, предметы признаки)
- Не думаете ли вы, что необходимо добавить еще пункты в работу по подготовке к написанию изложения? (определить стиль текста, составить план)
- Каким стилем написан текст? (художественным) Докажите (красочное изображение событий, явлений природы, чувств человека).
- Как вы думаете, почему вопрос о стиле текста важен в нашей работе? (нужно сохранять особенности авторского стиля в своем изложении)
- Какой пункт необходимо добавить для того, чтобы верно передать основную мысль текста и чтобы работа по пересказу была не такой трудной? (составить план текста)
5. Составление плана текста.
- Зачем необходима работа по составлению плана текста?
- Составляя план, что мы выделяем? (микротемы)
- Что поможет нам в составлении плана? (выделение абзацев и нахождение ключевых слов в каждом абзаце)
- Сколько абзацев этом тексте? (6) А пунктов плана? Что нужно сделать, чтобы составить план текста? (разделить его на относительно законченные части и озаглавить их)
- Прочитайте первую часть (до слов «и шли дальше»). Как озаглавим эту часть? («Люди кланялись пню»). Запишите (разделите страницу на две части, в левой записывайте наименования пунктов плана, в правой мы запишем рабочие материалы).
- Какие рабочие материалы мы оформляем? (ключевые слова)
- Что такое ключевые слова? (смысловая цепочка)
- Как вы думаете, где названы приемы сжатия текста? (в памятке) Прочитайте их.
- Попробуем сформулировать их название (исключение, обобщение).
- Что нельзя исключать из текста? (основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли).
- Воспользуемся этими приемами для сокращения текста, оформим рабочие материалы.
- Какой прием сокращения текста мы используем? (исключение деталей, обобщение). Какие слова в этой части являются ключевыми? (старый пень, люди, кланялись, шли дальше) Что запишем? (старый пень, шли дальше).
- Сколько еще пунктов плана у вас будет? (2)
(РАБОТА В ГРУППАХ)
- Попробуйте составить дальше план текста и оформить рабочие материалы: 5-6 ключевых слов и словосочетаний к каждому пункту. Учтите, что формулировки пунктов плана должны быть единообразными.
- Почему такой план удачен для данного текста? К какому типу речи он принадлежит? (повествование).
- Как назвали второй пункт плана?
- Какие ключевые слова выписали?
- Перескажите эту часть текста.
План.
1. Люди кланялись пню (старый пень, шли дальше).
2. Пень возгордился (самый главный, кланяйтесь, молча стояли, рассердился, царь).
3. Синичка сказала правду (защебетала, расшумелся, обыкновенный пень, ищут опенки).
- Почему работали в группах? Что было сложно? Что было интересно?
- Посмотрите внимательно на выписанные нами ключевые слова. Не заметили ли вы закономерность их расположения в тексте? Прочитайте первые предложения каждого абзаца. Что получилось? О чем это свидетельствует? (в первом предложении каждого абзаца, как правило, заключена главная информация).
7. Пересказ текста целиком.
Критерии оценки изложения.
- Предложите критерии, по которым будет оцениваться ваша работа (…)
(Учитель сообщает критерии оценивания изложения).
1. Передача основного содержания текста (отражены все важные для его восприятия микротемы).
2. Передача типа и стиля речи исходного текста.
3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
4. Отсутствие орфографических ошибок.
5. Отсутствие пунктуационных ошибок.
6. Отсутствие грамматических ошибок.
7. Отсутствие речевых ошибок.
8. Отсутствие фактических ошибок.
- На что обращаем внимание? (глаголы в одном времени, связь между предложениями)
- Зачем необходимо пересказать текст целиком?
- Что получилось и не получилось в пересказе?
8. Анализ этапов работы.
- Приемы какого чтения использовали в работе на уроке? (изучающего)
- Какой основной прием сжатия текста вы использовали?
(исключение)
- Каков был порядок работы на уроке?
1. Внимательно прослушали текст, чтобы понять его содержание.
2. Определили тему текста (о чем текст?), основную мысль (чему учит текст?)
3. Определили стиль текста, чтобы затем сохранять особенности этого стиля при написании изложения.
4. Запомнили последовательность событий, рассуждений.
5. Определили количество абзацев.
6. Составили план текста, озаглавили пункты плана.
7. Написали названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
8. Сжимали текст, при этом передавали главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключили второстепенную информацию, обобщили единичные факты, заменили конкретное обобщающим. Сохраняли особенности языка данного текста в изложении, использовали авторские ключевые слова и словосочетания.
- Что предстоит сделать?
9. Написать сжатое изложение каждой части, связать их между собой, чтобы получился текст.
10. Следить, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
11. Написать черновик изложения, внимательно проверить его.
10. Написание черновика изложения.
11. Оформление работы.
12. Подведение итогов.
- Можете ли вы ответить на вопрос, какие ошибки допустил мальчик при пересказе содержания фильма? Почему в его пересказе жанр фильма воспринимался как боевик? (несоблюдение стиля исходного произведения)
- Так гордость – это хорошо или плохо? (…)
- Проанализируйте свою работу на уроке. Продолжите предложение
На уроке я…
- узнал…
- понял…
- научился…
- Самый большой мой успех – это…
- Самые значительные трудности я ощутил…
- Я не умел, а теперь умею…
- Я изменил своё отношение к …
- На следующем уроке я хочу…