Сжатое изложение с элементами сочинения


МБОУ «Порозовская СОШ»
Урок развития речи в 9 классе
Сжатое изложение с элементами сочинения
Составитель: Рудина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы
Урок рассчитан на два часа
Цель деятельности учителя Закрепить навыки сжатого написания текста, развивать умения обобщать, составлять собственный текст
Тип урока: Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями) уметь перерабатывать информацию: разграничивать существенную для понимания авторского замысла информацию, исключать незначительные детали, обобщать однородные явления и факты, подбирать языковые средства для того, чтобы кратко, в обобщающей форме, сжато излагать основную мысль каждой части исходного текста, логично и точно передать его; уметь составлять собственный текст, используя в последней части тип речи – рассуждениеМетапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, краеведения, истории, географии)
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохраненить чистоту русского языка как явления национальной культуры; уважительное отношение к родному краю, гордость за него, привитие интереса к национальной удмуртской культуре; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Работа с текстом, наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа
Образовательные ресурсы http: // www. uroki.net
http: // www.zavuch.infohttp: // festival.Iseptember.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), ноутбук, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока, выполненная учителем и группой учащихся
Основные понятия Исходный текст, сжатие теста путем исключения, обобщения, типы речи
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изученного материала Вступительное слово учителя:
В 9 классе обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию в форме изложения и сочинения. В связи с этим на уроке постараемся написать обучающее изложение и сочинение – закрепить умения перерабатывать информацию: разграничивать существенную для понимания авторского замысла информацию, исключать незначительные детали, обобщать однородные явления и факты, подбирать языковые средства для того, чтобы кратко, в обобщающей форме, сжато излагать основную мысль каждой части исходного текста, логично и точно передать его; уметь составлять собственный текст, используя в последней части тип речи – рассуждение
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку фронтальная Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия и операции
Коммуникативные: работают в парах
2. Актуализация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа Словарный диктант
Потому что, оттого что, однако, так как, ввиду того что, благодаря тому что, не только, но и; вследствие того что, в связи с тем что, несмотря на то что, для того чтобы, с тем чтобы, лишь только, как будто, также; как, так и- Взаимопроверка, оценивание
Вопросы к учащимся
- какие служебные части речи взяты для диктанта? (сочинительные и подчинительные союзы)
- почему нас интересуют союзы? Какова их роль? (с их помощью строим сложные предложения, нужные для составления текста)
- какие тексты бывают? (подробные и сжатые)
Пишут диктант, работают по парам – проверяют друг у друга написанное, оценивают по требованиям учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний для последующей работы недостаточно.
Фронтальная Л ичностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
3. Выявление места и причины затруднения Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа Вопросы к учащимся
- какой это текст по структуре – подробный или сжатый?
- как определили?
- как можно сократить текст?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся в работе в группах - Чем же мы сегодня еще займемся?
Формулирует с учащимися цель учебной деятельности .Объясняет правила организации работы по группам Формулирую цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с одноклассниками фронтальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного ими объявления учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе предложенных текстов Текст «Удмуртия – мой край родной»
на слайде
Работа по данному тексту
- чтение текста
- докажите, что это текст. Связаны ли между собой предложения, абзацы? (словами Удмуртия, этот уголок, наш край, ее они)
- Какая это связь? (цепная)
- К какому типу речи относится текст? Докажите.(повествование, описание, рассуждение)
- Определите стиль и докажите (художественный и публицистический) (используются эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения);
Публицистический (выражения – нельзя допускать, не оградить, главная задача – беречь и охранять)
- что выражено в названии текста: тема или основная мысль? (тема)
- А какова основная мысль текста? (богата и красочна природа Удмуртии; беречь и охранять природу);
- текст делится на 3 части, найдите их, выделите в них главные предложения
(Каждой группе раздает кейсы с заданиями)
Вопросы к группам:
1группа: найдите и прочитайте сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным;
2 группа: найдите и прочитайте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным;
Задание к группам
Составить план по тексту для написания изложения Работают самостоятельно Знакомят с результатами работы над заданием, слушают и обсуждают ответы товарищей
Работают самостоятельно Знакомят с результатами работы над заданием, слушают и обсуждают ответы товарищей
Самостоятельная работа с последующей проверкой Групповая работа;
Групповая работа Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Познавательные: читают и слушают, извлекая новую информацию, самостоятельно находят ее в предложенных источниках, составляют текст
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают и исправляют допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление предложений Вопросы к группам:
1группа: найдите и прочитайте сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным;
- в предложении 8 имеется а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение; г) сравнение
- в каком предложении нет описания: а) 11; б) 15; в) 17; г) 24
2 группа: найдите и прочитайте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным;
- Которое из предложений связывается с предыдущим при помощи притяжательного местоимения? а) 10; б) 14; в) 18; г) 20
- сколько грамматических основ в 4 предложении? А) 1; б) 2; в) 3; г) 4
- в каком сложном предложении одна из частей является односоставным безличным предложением? А) 11; б) 17; в) 22; г) 24
- сколько грамматических основ в 5 предложении? А) 1; б) 2; в) 3; г) 4
Задание к группам
1.Составить план по тексту для написания изложения
Богата и красочна природа Удмуртии
2. Привлекателен этот уголок земли в любое время года.
3. Главная задача каждого из нас – беречь и охранять природу )2. пересказ текста в группах по одному пункту плана Работают самостоятельно Знакомят с результатами работы над заданием, слушают и обсуждают ответы товарищей Групповая работа Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задание для групп
Данные предложения переделать в сложноподчиненные
1 группа:
- Один литр сточных вод, попав в водоемы, приводит в негодность сто литров хорошей воды.
- Для образования плодородного слоя земли толщиной двадцать сантиметров требуется несколько тысячелетий.
- Человечество предстанет перед реальной угрозой глобальной экологической катастрофы, и это время недалеко.
2 группа:
- Отравленный выхлопными газами и окисью углерода воздух оказывает губительное воздействие на природу и здоровье человека.
- Ученые установили: брошенная бумага разлагается более двух лет, полиэтиленовый пакет – двести лет, пластиковые бутылки – до восьмисот лет.
- Человечество предстанет перед реальной угрозой глобальной экологической катастрофы, и это время недалеко.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, записывают предложения Индивидуальная и групповая Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения
Задают вопросы для уточнения информации
7. Самостоятельная работа Составление связного текста Написать сжатое изложение по тексту Составляют связный сжатый текст Индивидуальная работа Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержанияПознавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют выбор необходимой информацииРегулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану
Коммуникативные: формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения Письменная работа
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопросам Домашняя работа написать продолжение изложения – сочинение-рассуждение, используя записанные на уроке предложения
Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились у вас в процессе учебной работы?
- Как вы их преодолели?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложных на вашем столе карточек и покажите. Урок понравился: карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Индивидуальная, фронтальная Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков, аналитических умений как интегрированных сложных умений
Регулятивные: оценивают свою и одноклассников работу
Коммуникативные: стоят небольшие монологические высказывания Удмуртия – мой край родной
1. Удмуртская Республика, где мы живем, - составная часть Приволжского округа. 2. Она раскинулась между Волгой и Уралом, соединяя в себе просторы Приволжья и возвышенности Предуралья.
3. Богата и красочна природа Удмуртии. 4. Разнообразие ее рельефа создает замечательные по красоте пейзажи: леса и перелески чередуются с обширными полями и лугами. 5. В многочисленных лощинах бьют из-под земли кристально-чистые целебные родники, которые являются началом малых и больших рек.
6. Они, не зная устали, прокладывают свой путь по мелким камешкам и спешат в далекие страны. 7. И белопенная Кама, беря свои истоки с хрустального родника, начинает свой бег по удмуртской земле, чтоб «со славой пройти по Уралу и вернуться в сторонку свою». 8. На севере наш край оделся зеленой хвоей, а ближе к югу он сменил колючую одежду лиственным убранством. 9. Она дарит нам как красоту, так и пищу, тепло. 10. Привлекателен этот уголок земли в любое время года.
11. Если вы любитель ярких красок, отправляйтесь осенью в лес, где вас встретят могучие сосны и ели, алые осины, золотые березки, тонкая рябина с красными кистями.
12. Едва лишь наступает лето, на сырых лесных полянках и лугах зажигаются тысячи золотистых огоньков. 13. Так расцветает италмас. 14. Его ласковую, теплую красоту воспели удмурты в своих легендах, песнях, стихах, потому что это красивое весеннее растение издавна полюбилось им, и оно стало национальным цветком. 15. В лесах, на полях и лугах раздается многоголосое птичье пенье, как будто услаждает ваш слух чипчирган или крезь.
16. Зимой наш лес кажется дивной сказкой. 17. Голубовато-чистый снег гроздьями свисает с веток, ярко искрясь в лучах холодного солнца. 18. Он вам дарит тишину и покой.
19. Весна врывается в природу так шумно и стремительно, что наполняет воздух звоном, а землю – бурными разливами рек. 20. Вы ощущаете радостное обновление природы, видя, как ярко сияет солнце, пронзительно голубеет небо, лопаются клейкие почки деревьев и зеленым ковром покрывается земля.
21. Природа нашего края беспредельно разнообразна, красива и щедра. 22. Но нельзя допускать, чтобы ее щедрость оборачивалась для нее разорением. 23. Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе. 24. Главная задача каждого из нас – беречь и охранять природу. 25. Русский писатель и преданный друг природы Михаил Пришвин напоминает нам, что «охранять природу – значит охранять природу»