Сжатое изложение с элементами сочинения Василия Александровича Сухомлинского 
   Урок развития речи
Сжатое изложение с элементами сочинения по притче Василия Александровича Сухомлинского «Обыкновенный человек».
 Сапунова Марина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия 13» города Ульяновска
                                    Ход урока
Организационный момент.
Цели и задачи
                                Воспитательные
        1 . Познакомить учащихся с судьбой В. А. Сухомлинского, рассказать о его педагогической деятельности, о творческом педагогическом  наследии 
(о  притчах, сказках).
       2. Формировать представление о тех нравственных качествах, которые должны стать неотъемлемой составляющей личности каждого человека: о гуманизме, доброте, ответственности за ближнего, бескорыстии.
       3. Способствовать формированию коммуникативно- речевой такта, умению корректно формулировать свою точку зрения, развивать коммуникабельность в общении со сверстниками и взрослыми, а также активность в решении познавательно-поисковых задач.
                               Образовательные
    1. Дать представление о жанре притчи, её художественных особенностях. 
       2.Совершенствовать умение пересказывать текст  сжато, но сохраняя  художественные особенности того или иного фрагмента, передавая  замысел автора, сохраняя его позицию.
        3. Составлять собственное высказывание в соответствии с поставленной задачей, уметь выразить своё собственное мнение по поводу прочитанного, то есть писать изложение с элементами сочинения.
                        Знания, умения, навыки
 1. Учащиеся должны знать :
    *особенности художественного стиля речи; 
    * структуру текста, соответствующую  рассуждению как типу речи;
    *основные способы сжатия текста для написания сжатого изложения.
 . накомить учащихся с судьбой В.   илия2. Учащиеся должны уметь: 
     * понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, связанные с     его пониманием;
     * находить в тексте нужную информацию; 
      *составлять план будущего высказывание;
      *сжимать текст, сохраняя все микротемы; пересказывать текст сжато;
      * создавать высказывание заданного типа речи (рассуждение), то есть применить коммуникативные умения работы со связным текстом  и уметь создавать собственный текст;
     *применять на практике орфографические и пунктуационные навыки, необходимые для написания изложения с элементами сочинения  (по тексту изложения).                                              
Оформление доски:  Портрет В. А. Сухомлинского
3. Рассказ о В. А. Сухомлинском ( 1918   -1970)
Директор школы,  учитель русского языка и литературы, ветеран Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук.
Родился В. А. Сухомлинский на Украине, его детские годы совпали с гражданской войной. Это было время лишений, разрухи. Но после войны родители нашли возможность дать сыну образование: сначала Василий Александрович поступил в медицинский техникум, а затем перевелся в педагогический институт. Затем началась Отечественная война с фашизмом, война жестокая и кровавая. Василий Александрович вынес ее, как говорят, «на своих плечах». Он уходит добровольцем на фронт и сразу же под Смоленском получает первое боевое крещение и первое ранение. В январе 1942 г. младший политрук Сухомлинский, защищая Москву, получает новое тяжелое ранение и чудом остается жив. Василий Александрович видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но тяжелая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, любил людей, старался пробуждать в них добрые чувства. О себе он писал так: «Я прежде всего учитель, народный учитель. Тридцать два года работаю в школе, все время в селе. Дед мой был крепостным и умер на ниве, присев отдохнуть на минуту. Отец тоже всю жизнь работал на земле. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет. Один год учился в институте на стационаре, потом два года  заочно, в семье были очень трудные материальные условия, надо было работать; кончал институт снова на стационаре. С первых же дней войны пошел на фронт, был трижды ранен, лежал в госпитале на Урале, работал там полтора года в школе, как только родной район был освобожден от фашистов, я приехал домой и безвыездно работаю в Павлышской школе.
В 1939 году женился. Когда я ушел на фронт, дома осталась жена, Вера Петровна (весной 1941 года она окончила учительский институт). Она не могла выехать, так как ждала ребёнка. Осталась у своих родителей. Во время оккупации ее арестовало гестапо за распространение советских листовок, сброшенных с самолета, за перепрятывание советских бойцов, бежавших из плена, за сохранение и передачу им оружия. Фашисты жестоко казнили её.
       Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился  работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот  горем... Я взялся за иностранные языки и овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским, потом изучил французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное  это то, что я народный учитель. Творить человека  это высшее счастье». 
 Василий Александрович после войны много думал о том, что видел, пережил во время войны, он мучился в поисках ответа на вопрос, откуда берётся зло в душах  людей. Для себя он нашел ответ. По его мнению, дело в том, что кого-то из них в детстве не учили доброте. Он считал, что детей нужно учить доброте как можно раньше.
     Вот и решил Василий Александрович за год до начала «настоящей» учёбы, устроить для шестилеток особую школу - «Школу радости». «Школа радости» открылась в 1951 году. Ребятишки вроде послевоенные, но войной безжалостно задетые, обожженные: есть сироты круглые, много безотцовщины, у кого родители больные, раненные, у кого с фашистами сотрудничали. Первого сентября ученики «шестилетки», робея, шли в школу, на ногах – непривычные для деревенских босоногих ребятишек ботиночки. Атмосфера напряжённая, настороженная. А Сухомлинский предложил ребятам разуться, в дивный плодоносящий сад пройти, и там зачаровал сказкой о солнышке, рассыпающем искорки-звёздочки, о великанах-кузнецах, выковывающих солнышку лучезарный венец. По ходу рассказа Василий Александрович рисовал. Потом каждому ребёнку по две кисточки винограда в серую бумажку завернул. Одну для ребёнка, вторую для мамы. Такие вот добра уроки.
    Никто в школе не знал, что Сухомлинский носит в своей груди осколки с самой войны, что они причиняют ему сильную боль, что ему была нужна операция. Он не мог оставить своих ребят, и через 28 лет после войны осколки дошли до сердца, и народного учителя не стало. Но остались его письма, сказки, притчи. Одну из его притч мы сегодня прочитаем.
Что такое притча?
Притча-рассказ,  взятый из истории или окружающей жизни, цель  которого - запечатлеть духовные и нравственные истины. ( «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой).
4. Читается текст  притчи без названия и без последнего предложения
                                      ( Обыкновенный человек)
          В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца  изба. В ней живут дед с внуком.
        У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
        Однажды  ведро оторвалось и упало в глубокий  колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
         На другой день  утром подъезжает к дедовой избе  мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Посмотрел он на колодец, глянул на деда с внуком, ударил  кнутом лошадей и поехал дальше.
      -  Что это за человек?- спросил  внук деда.
      -   Это не человек, - ответил дед.
       В полдень проезжал мимо дедовой избы  другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и уехал.
     -  Что это за человек?- спросил  деда внук.
      - Это ещё не человек, - ответил дед.
        Вечером  остановился у дедовой избы третий  проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал воды, а ведро оставил привязанным   у колодца.
      - А это что за человек?- спросил внук.
     ( - Обыкновенный, - ответил дед.) 
Вопросы на понимание текста
Как вы думаете, что ответил дед внуку?
А как бы вы назвали  эту притчу?
Почему третьего человека автор  назвал «обыкновенный»?  Каких людей мы обычно называем «обыкновенными»? 
В толковом словаре С.Ожегова это слово толкуется следующим образом:
Обычный, ничем не выделяющийся. Обыкновенное явление. Самый о. человек. 2. обыкновенно, нареч. Как всегда, как во всех подобных случаях, обычно. Например: По воскресеньям он обыкновенно ходит в театр. 
(Значит, человек должен поступать так, как третий проезжий,  всегда, стремление делать добрые дела для нас с вами должно стать нормой, повседневным, обычным, обыкновенным делом.
По мнению деда и, можно сказать, автора, нет хороших или плохих людей, а есть люди и те, кто ещё не имеет право так себя называть; если ты человек, считаешь себя человеком, ты всегда должен поступать по – человечески.)
3. Как автор называет других  проезжих? (мужик, хозяин) Как их это характеризует, каково отношение автора к людям такого типа?
4. Мы напишем сжатое изложение по этому тексту.
5. Какие способы сжатия текста мы знаем?
* исключение подробностей;
* Изменение структуры предложений на более простые синтаксические     конструкции;
* замена прямой речи или диалога косвенной речью.
На предыдущем уроке мы с вами писали сжатое изложение по тексту, в котором было 130 слов, мы сжали этот текст, не искажая его смысла, в среднем до 50-60 слов. В притче Сухомлинского около 180 слов, но сжать текст мы сможем минимально, так как мы имеем дело с притчей, о язык притчи- это особый язык: в нём каждое слово несёт большую смысловую нагрузку, притча всегда имеет  глубокий подтекст, поэтому сжатие текста будет минимальным.
6. План изложения (вариант)
             1.Колодец в жаркой степи.
             2.Ведро упало в колодец.
             3.  «Это не человек».
             4. «Это ещё не человек».
             5. «Обыкновенный человек».
7. Работа над пунктуацией (замена диалога косвенной речью):
- А это что за человек?- спросил внук деда.
Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это ещё  не человек.
8. Мы прочитали притчу В. Сухомлинского, узнали его мнение о том, каким качеством должен обладать человек: стремление помочь людям должно быть нормой. Мне очень хочется узнать ваше мнение о том, какой ещё, очень важной чертой, по-вашему, должен обладать настоящий человек.  Напишите после изложения небольшое сочинение об этом.
      Я думаю,.
     Мне кажется, что.
     Думаю, многие согласятся с тем, что.            
                  Примерный текст сжатого изложения
          В жаркой степи  живут дед с внуком. Возле их дома  колодец,
 из которого проезжие могли достать воды и напиться. 
        Однажды  ведро оторвалось и упало. Не было у деда другого ведра, нечем воды достать.
         На другой день   подъезжает к дедовой избе  мужик в телеге. Под соломой у него было ведро. Но он не стал доставать воды и быстро уехал.
      Внук спросил деда,  что это за человек. Тот ответил, что это не человек.
      В полдень приехал  другой хозяин. Он напился воды  и дал деду с внуком,   ведро забрал и уехал.
                Внук спросил деда,  что это за человек. Тот ответил, что это ещё не человек.      
        Вечером  остановился у  избы третий  проезжий. У него тоже было ведро. Он напился воды и уехал, а ведро оставил.     
      Внук спросил деда,  что это за человек. Тот ответил, что это обыкновенный человек.  (Около 130 слов)
9. Подведём  итоги  нашей  работы. Прочитаем ваши сочинения о том, какими качествами должен обладать настоящий человек.