Планирование уроков русского языка. Сжатое изложение с использованием текста учебника

Поурочное планирование по русскому языку
6 класс

II четверть (8 недель по 6 ч.=48 ч.)

№ класса:
6-б
Тема:
раздела
( ч.)

1 ч.

урока
Тема: Р/р Выборочное изложение – описание помещения

№ урока:
60
Тип урока:
формирования
и совершенствования
знаний

Учебно-методический комплекс урока:
Программа дисциплины, КТП к программе.
Литература: учебник «Русский язык 6 класс» Ладыженская, Баранов, Тростенцова.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Дата:
15.11.15г.




Вид урока: комбинированный




Формы и методы организации: словарный диктант по шаблонам, фронтальная беседа, работа в парах с материалом упражнения, конструирование словосочетаний, речевое конструирование

Комплексные развивающие цели урока:
продолжать формировать представление о логике построения текстов описательного характера;
повторить сведения о правописании приставок пре- и при-;
учить запоминать словарные слова;
формировать навык сжатия текста в соответствии с алгоритмом;
развивать коммуникативные качества и умение вести научную беседу на лингвистическую тему;
воспитывать ответственность за партнера при выполнении совместной работы.
Комплексные цели урока для учеников:
учиться логически правильно строить текст описательного характера;
воссоздать правило написания приставок пре- и при-;
запомнить словарное слово;
освоить алгоритм сжатия текста;
учиться давать полный ответ на поставленный вопрос;
учиться использовать аппарат учебника в учебных целях.

Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Проверка готовности к уроку.
Сообщение целей и задач урока.
Повторение сведений о правописании приставок пре- и при-
Проверка выполнения д/p:
1 ученик – представляет пересказ текста для изложения

ОГЭ

Мотивация учащихся на новую тему урока.
1. Выполнение словарного диктанта по шаблонам, взаимопроверка, оценка по образцу:
Прибежать, преумножить, преинтересный, прибрежный, премилый, причудливый, преступник, прикрыть, прицелиться, пресытиться, примириться, привезенный.
2. Работа с учебником стр. 93
(изучение словарных слов, ответы на вопросы учителя с применением словаря)
3. Упр. 165 (наблюдение)
-Какого стиля предложенный текст?
- Каков тип текста, используемый в упражнении?
- Что мы знаем об изложении? Какие требования к изложению предъявляет итоговая аттестация?
1.Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
2. Должно быть сохранение последовательности в развитии событий.
3. Обязательно наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части.
4. По возможности необходимо использование грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия.
5. Должно присутствовать установление смысловой связи между предложениями.
6. Нужно использовать уместные, точные и лаконичные языковые средства обобщенной передачи содержания.
- Итак, какие же способы сжатия текста вам известны? (использование презентации)
Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчинённого предложения простым.

Исключения:
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких из синонимов.

Слияние нескольких предложений в одно.

Синтаксическое конструирование по материалам упражнения:
В облике дома В.М. Васнецова сочетается деревенская изба с княжескими хоромами.

Итоговая беседа по основным учебным элементам урока.
- о чем шла речь на уроке?
- что нового вы узнали о сжатии текста?
- какие виды сжатия вам знакомы?
- каков алгоритм работы по сжатию текста?
Выделение опорных слов.
Наблюдение над средствами связи предложений.
Выбор приёмов сжатия текста.
Сжатие текста


2.Обобщение преподавателя или ученика.
3. Задание на дом.


Домашнее задание: §32 (повторить) подготовьте карточки для опроса по правописанию приставок и корней с чередованием


15