Духовно-нравственное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики


Духовно-нравственное развитие личности в контексте междисциплинарной интеграции содержания образования в условиях реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Л.Д. Янина
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»
Нравственный человек много делает
ради своих друзей и ради отечества,
даже если бы ему при этом
пришлось потерять жизнь.
Аристотель
Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности в проекте ФГОС общего образования. Воспитание будущего гражданина должно быть интегрировано во все виды деятельности школьника, в том числе и в учебную. В современном обществе падает мораль, утрачиваются семейные ценности и патриотические чувства. В жизнь внедряются жестокость, зло, сексуальная осведомленность, преклонение перед вещами. Такие моральные качества как честность, трудолюбие, чувство долга перед коллективом, ответственность перед семьей беспощадно вытравляются. И в таких условиях, великий долг учителя искать пути в умы и сердца детей для воспитания честных, добрых, милосердных, щедрых душой, готовых к добрым делам будущих граждан нашей Родины.
И уроки математики предоставляют для этого большие возможности. Математическая наука воспитывает в человеке собранность, систематичность действий, учит вырабатывать и принимать решения, проверять действия, находить и исправлять свои ошибки, аргументировать, находить рациональные пути решения жизненных проблем.
В процессе изучения предмета у учащихся формируются такие черты характера как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей умение справляться с трудностями, не останавливаться на достигнутом. Математика развивает волю, внимание логическое мышление, активности, инициативу, умение работать в коллективе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках математики я осуществляю через специальные приемы и методы, через разнообразные формы урока, через личностьучителя. На моих уроках математики стали традиционными рассказы о жизни и деятельности великих ученых Софьи Ковалевской, П.Л.Чебышева, Н.И.Лобачевского, М.В.Ломоносова и многих других. Учащиеся знакомятся с именами ученых, родившихся на земле рязанской – К.Э.Циолковским, А.А.Марковым, Л.Н.Запольской, В.Ф.Уткиным и другими. На примере их жизни воспитываются чувства гордости за наших земляков. Многие занимательные задачи составляются с использованием краеведческого материала. Решение задач по краеведению развивает у детей способность к математическому моделированию реальных ситуаций, а это очень важно для развития мышления, которое должна формировать математика. В этом учебном году один из моих классов работает над проектом «Задачи о родном городе».
Решая задачи с краеведческой тематикой, учащиеся знакомятся с историей родного края, с ее удивительной природой и богатым животным миром, узнают о героях-земляках и великих людях, узнают о хозяйственной деятельности населения и экологических проблемах. Поиск и подбор цифрового материала учащимися для составления задач является важнейшей формой патриотического воспитания, так как школьники получают навыки анализа и использования различной информации, в курсе важных событий региона. Часто тексты задач дают не только материал для ума, но и вызывают чувство сопричастности к происходящему, желание преодолевать трудности. Предлагаемые задачи обычно предваряются небольшой исторической справкой, рассказом о том или ином событии.
Примеры. Задача по теме «Выделение целой части из неправильной дроби». На экскурсии в Рязанский Кремль мы познакомились с прекрасными памятниками русской архитектуры, которые и сейчас украшают наш город. Вспомните, какое из сооружений Кремля имеет форму куба? (Успенский собор). Задание. Выделите целую часть из неправильной дроби, найдите верный ответ и поставьте в соответствие букву. Выполнив верно задание, вы прочитаете фамилию архитектора Успенского собора.







4 5 2
М Х О Б Т В У В С А О
2. Соборная колокольня – памятник архитектуры 18-19 веков. По настоящее время она является самым высоким историческим зданием. Ее высоту мы узнаем, решив следующий пример:
3,42 : 0,57 ∙(9,5 – 1,1) + 32,8
3. Выполнив следующее задание, вы прочитаете название села, где родился великий русский поэт, наш земляк Сергей Есенин.
Подчеркните в первом ряду числа, кратные двум, во втором – кратные пяти, в третьем –кратные трем, в четвертом – кратные десяти, в пятом – кратные девяти.
158 667 264 881 7191
К РО ПН
175 557 200 321 295
С В Т Е А
161 270 111 555 232
О Н Т И Л
1050 552 260 455 305
Н А О У Г
996 873 559 684 268
Н В Д О М
4.Пользуясь таблицей, определить, сколько процентов вредных веществ было уловлено и обезврежено в Рязанской области в 2009 и 2011 годах. Ответ округлите до десятых. Постройте столбчатую диаграмму для каждого года. Сделайте вывод об экологической обстановке в области.
Выброшено в атмосферу (тыс. тонн) Уловлено и обезврежено (тыс. тонн)
2009 год 131,8 305,2
2011 год 121,5 506,0
Подумайте над проблемой: что нужно сделать, чтобы уменьшить выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
При проведении уроков закрепления пройденного материала я провожу тематические уроки, посвященные проблеме нравственного воспитания. Например, урок по теме «Делимость чисел», посвящен знаменитому земляку С.А.Есенину; по теме «Проценты» - экологическим проблемам региона; по теме «Линейные уравнения» - животному и растительному миру области; по теме «Распределительное свойство умножения» - истории олимпийских игр; по теме «Действия с обыкновенными дробями» - борьбе с вредными привычками; по теме «Решение квадратных уравнений» - здоровому образу жизни; по теме «Действия с десятичными дробями» - полету Юрия Гагарина в космос.
Эти уроки помогают формировать гражданские качества личности, чувство гордости за свою малую родину и знаменитых земляков, бороться с вредными привычками и вести здоровый образ жизни.
За долгие годы работы в школе разработано и проведено много и внеклассных мероприятий, формирующих гражданскую позицию учащихся. В последнее время вовлекаем учащихся в проектную деятельность по предмету.