ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
IV НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ТЕХНОЛОГИИ»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Керимова М.В.,
учитель музыки,
ОГКОУ ШИ №88 «Улыбка».
УЛЬЯНОВСК-2011
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением экологической обстановки актуальность вопросов диагностики, обучения и духовно – нравственного воспитания детей, имеющих проблемы в развитии, растёт стремительными темпами.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармоничной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоничное развитие ребёнка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему духовно-нравственному образу Я. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственно-этических и духовно–нравственных основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
На современном этапе специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки как одного из важнейших средств воспитания гармоничной личности ребёнка, его социальной адаптации во внешней среде и его духовно – нравственного воспитания. Музыкальная коррекция в тесной связи с лечебной педагогикой дает возможность создать особые предпосылки для успешного обучения, воспитания и адаптации в социуме каждого ребенка с неврологическими, психическими заболеваниями и умственной отсталостью. Для обеспечения возможностей успешного обучения каждого такого ребенка, для улучшения усвоения знаний, для активизации их самостоятельной познавательной деятельности, для его духовного воспитания очень важно использовать те богатые и разнообразные возможности, которые дает нам музыка.
Методика коррекционного музыкального воспитания является особой и изучает закономерности обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции, средствами музыки различных отклонений в развитии, формирует средствами искусства гармоничную социально адаптированную личность.
Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности, обеспечивает знакомство ребёнка с культурно-историческими и духовными традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребёнок с отклонениями в развитие осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познаёт общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отражённые в произведениях.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к детям, страдающим таким заболеванием, как например Детский Церебральный Паралич, обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально - художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
В наше время существует множество коррекционных программ для развития детей-инвалидов. Одной из самых исследуемых является музыкотерапия.
Музыкотерапия берёт свои истоки ещё в древности, такие философы как Пифагор, Платон, Боэций и многие другие уже в те времена говорили о лечебных свойствах музыки. Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX – начала XX – веков. Такие учёные как Сеченов, Тарханов, отметили, что музыка воздействует не только на психику, но и на физическое состояние людей.
Хочется акцентировать значение духовно-нравственного воспитания, через музыкальное искусство в системе коррекционной педагогики, раскрыть эффективность методов и форм специальных музыкальных занятий.
Для этого нужно:
- проанализировать воздействие музыки (музыкотерапии) на человека;
- определить роль музыки в коррекции функциональных нарушений детей с отклонениями в развитии.
Музыка является не только основным методом влияния на ребенка, но и сопровождатет учебно - воспитательную, духовно – нравственную, лечебную и коррекционную деятельность.
Влияние музыки не только подготавливает ребенка к учебе, но и улучшает психические процессы и познавательную деятельность.Помогает сформировать нужный эмоциональный настрой, даёт возможность расслабиться и отдохнуть.
Музыка доступна для каждого ребёнка и делает его жизнь богаче и интереснее, а так же она даёт возможность самовыражаться и находить свое место в группе детей, выбирать и высказывать свои предпочтения, формирует умение слышать других, сопереживать, общаться, что особенно важно для детей с проблемами в здоровье.
Основная цель занятия - это коррекция эмоционально - волевых, духовно – нравственных, речевых, коммуникативных навыков у детей, путем объединения музыки, слова, движения, наглядного материала, упорядоченных в четкой ритмической последовательности.
Музыкальное занятие осуществляет систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание способностей каждого ребёнка.
Через музыку дети познают окружающий мир, учатся сопереживать, выражать свои эмоции, у них появляются общие темы, общие радости, что является одним из пунктов духовно – нравственного воспитания.
. Хочется отметить отдельно то, что музыка является альтернативным вариантом работы с детьми для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами дает возможность проникнуть в скрытый мир ребенка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения.
Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями, а так же с проблемами в поведении и коммуникации.
Музыкальные занятия дают возможность проводить обучение с учетом психофизиологии ребенка, интенсивно развивают головной мозг, активизируют компенсаторные механизмы, обеспечивают полисенсорную стимуляцию познавательной деятельности ребенка, помогают детям адаптироваться в жизни и воспитать свою духовно – нравственную позицию.
На занятиях по коррекционому музыкальному воспитаются решаются такие задачи как:
Формирование духовно – нравственного воспитания;
формирование художественной культуры личности и норм поведения средствами музыки;
формирование интереса, отзывчивости к музыкальному искусству;
обеспечение информационно – познавательных потребностей детей в музыкальном искусстве через участие в художественной деятельности;
обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их сенсорно – музыкальных способносей, тембрового, ладово-высотного, динамического, ритмического слуха;
активизация потенциальных возможностей детей, обеспечение развития эмоционально – художественных, нравственно – эстетических, коммуникативно – рефлексинвых основ личности средствами музыкального искусства и движений;
формирование способности выражения своего Я во всех доступных видах музыкальной деятельности;
осуществление средствами музыки и движений профилактики и коррекции имеющихся отклонений в развитии психической функций, эмоционально волевой, моторной сферах, создание условий для социокультурной адаптации ребёнка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия в системе всей коррекционнопедагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки и адаптация к жизни. В связи с этим при их организации и проведении необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушений. Это форма обучения обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребёнка с проблемами в соответствие с задачами и содержанием типовой программы.
В процессе организации и проведения музыкальной деятельности с детьми с отклонениями в развитии нужно:
-учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, степень отклонения от нормы, специфические черты характера детей с отклонениями;
-применять индивидуально педагогический подход к каждому ребёнку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;
-использовать специальные методы и приёмы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.
Подводя итоги хочется сказать, что музыка – это не только вид искусства, но это один из древнейших способов лечения, лечения не только физического, но и духовного. И по сей день проводятся опыты и становиться ясно, что музыка расслабляет, улучшает психическое состояние, помогает в формировании духовно – нравственного воспитания и помогает ребёнку в адаптации в социуме. С помощью музыки у детей улучшается общее эмоциональное – состояние.
Список литературы:
Алексеева Е.А. Пение в системе музыкального воспитания детей с ДЦП/Е.А. Алексеева// Коррекционная педагогика: науч. - метод. журн. / ООО «Изд - во КОРРЕКЦ. Педагогика». - М., 2005. - № 1(7). - C.55 – 58
Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. –М.,1980.-86с.
Античная музыкальная эстетика. –М., 1960.-275с.
Бадалян Л.О. Детская неврология. –М., 1975. -470с..
Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы //Психологический журнал. Вып.3. –М.,1998. -13-14с.
Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. –М.: Институт психологии РАМ, 1987. -297с.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии // В.Е. Рожнова. –М.,1985. -154с.
Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. –М.:Педагогика, 1985. -126с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М., 1973. -173с.
Выготский Л.С. Психология искусства. –М.,1968. -94с.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. –Казань:КазГУ,1981. 21-23с.
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. –Смоленскк,2001. -264с.
Копытин А.И. Основы арттерапии. –Спб.,1999. -62с.
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии// Б.П. Пузанов. –М.: Аркти,2005. -160с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
Медведева Е.А., Ленченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. –М.,2001. -248с.
Музыкальная психология. Хрестоматия. –М.: Проблемная научно – исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования, 1992. -247с.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –М.: Музыка, 1972. -134с.
Орлов А.В. Психологические механизмы музыкального восприятия// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. –Л.,1963. -34-35с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. –М.: Владос, 1997. -236с.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. –М.: Композитор,1999. -227с.
Рожнов В. Е. Руководство по психотерапии. –Ташкент,1979. -187с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М., 2003 . -239с.
Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? – В кн.: Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.е. Физиология нервной системы. – М.,1952. -393с.
Сластенина В.А. Основы коррекционной педагогики. –М.: Академия, 2006. -280с.
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. –М.,1990. -126с.
Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. –Л,1962. -64с.
Сулейманов Р.Ф. Психологическая диагностика музыкального слуха // Музыка и время. Вып.3. –М.,2005. -50-52с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // избр. труды. Т.1. –М.: Педагогика, 1985. -42-223с.
Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. –М.,1966. -134с.
Хазрат Инайят Хан Мистицизм звука // Сборник. М.: Сфера, 1997. 336 с
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. –М.: Музыка,1990. -175с.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М.: Лань, 2000,339с.
Чистякова М.И. Психогимнастика. _М., 1995. – 160с.
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. –М.,1998. -153с.
Default Paragraph Font