Реферат на тему «Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
РЕФЕРАТ
«Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
2015
Содержание
Стр.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1.Специальное и инклюзивное образование в контексте концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ------------------------------------------------------------------------------------------4-8
2.Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)--------------------------------------------------------------------------9-15
Заключение-----------------------------------------------------------------------------16-17
Литература----------------------------------------------------------------------------------18
Введение.
На рубеже XX-XXI вв. в России в связи с изменением в политической, социально-экономической, нравственной сферах жизни, усилением центробежных процессов и регионализацией социальной жизни особую актуальность приобретают вопросы организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Усиленное внимание государства к детям и подросткам с ограниченными возможностями зафиксировано в Конституции Российской Федерации, законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в Федеральных целевых программах «Доступная среда», «Дети России» и др.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – это важная часть ключевой для современной России проблемы развития человеческого потенциала. Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в среде нормально развивающихся.
Одной из значимых проблем на этапе модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в региональное образовательное пространство на основе учета их интересов и образовательных потребностей. Концепция интеграции, основанная на принципе равных прав и равных возможностей в получении образования, предполагающая как подготовку лиц с отклонениями в развитии к вхождению в социум, так и подготовку социального окружения к принятию данной категории лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества.
Специальное и инклюзивное образование в контексте концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4 варианта стандарта СФГОС. Образовательные области СФГОС.
В настоящий период времени ведущими отечественными учёными нашей страны (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и др.) завершается подготовка принципиально важного и стратегического документа – Федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация СФГОС призвана обеспечить решение целого ряда задач:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ОВЗ и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;
- обеспечение государственных гарантий получения школьного образования обучающимися с ОВЗ;
- обеспечение государственных гарантий реализации заданных СФГОС дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимся с ОВЗ независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Авторами концепции СФГОС разработаны 4 варианта стандарта. Остановимся на краткой характеристике каждого из них.
Первый вариант (А). Данный вариант стандарта является цензовым. Он рекомендуется детям с высоким уровнем общего и речевого развития. Это могут быть дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие), в том числе с кохлеарным имплантом; с нарушенным зрением (слепые, слабовидящие), с речевыми нарушениями; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА); с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройствами аутистического спектра (РАС). Как следует из перечня представленных нарушений, первый вариант СФГОС не рекомендуется детям, в анамнезе которых имеется умственная отсталость.
Реализация первого варианта СФГОС осуществляется в условиях инклюзивного образования. При этом в случае необходимости среда и рабочее место ребёнка с ОВЗ должны быть специально организованы в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. Он адресован детям с ОВЗ, обучающимся в специальных (коррекционных) школах и классах: с нарушениями слуха (глухим и слабослышащим), зрения (слепым, слабовидящим), с нарушениями речи, ОДА, с ЗПР, с РАС.
Эти учащиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки.
В отличие от детей с ОВЗ, осваивающих первый вариант СФГОС, школьники находятся в среде сверстников с аналогичными нарушениями и сходными особыми образовательными потребностями. Соответственно, реализация данного варианта СФГОС осуществляется в условиях специального образования.
Третий вариант (С). Этот вариант СФГОС является нецензовым. Он рекомендован детям с умственной отсталостью, которая может выступать в качестве единственного первичного нарушения, а также в сочетании с другими патологиями развития: с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, РАС. Кроме того, этот же вариант СФГОС рекомендован некоторым детям с ЗПР церебрально-органического происхождения (по классификации К.С. Лебединской ), для которых освоение цензового уровня образования по разным причинам оказывается невозможным.
Осваивая третий вариант СФГОС, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося.
Итак, реализация данного варианта СФГОС осуществляется в условиях специального образования.
Четвёртый вариант (D) является нецензовым (это индивидуальный уровень). Он рекомендован тем детям, которые до 90-ых годов ХХ века считались «необучаемыми». Как правило, это дети с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (по международной классификации умственной отсталости), которая может сочетаться с нарушениями слуха, зрения, ОДА, РАС. Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка.
Таким образом, реализация данного варианта СФГОС осуществляется в условиях специального образования.
Применительно к каждому варианту СФГОС определяются:
- требования к итоговым достижениям обучающихся;
- требования к структуре образовательных Программ;
- требования к результатам образования для каждого уровня образования;
- требования к условиям получения образования.
Каждый вариант СФГОС предусматривает реализацию в образовательном процессе двух компонентов. Это академический компонент, а также компонент жизненной компетенции.
В соответствии с первым вариантом стандарта обучающиеся осваивают академическое знание в полном объёме, как это предусмотрено и для детей с нормальным психофизическим развитием. Во всех последующих вариантах СФГОС академический компонент подвергается редакции. В наибольшей степени усечение академического компонента требует четвёртый вариант СФГОС, где речь идёт о нецензовом, индивидуальном уровне образования.
Как следует из концепции СФГОС, «академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что школьник впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
В свою очередь, компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение будущей реализации ребёнка, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Важно подчеркнуть, что реализация компонента жизненной компетенции осуществляется не только в рамках коррекционных курсов, воспитательных занятий, но и красной нитью проходит через все образовательные области.
В СФГОС выделено восемь образовательных областей. В их числе представлены следующие:
Язык – знания о языке и речевая практика;
Математика – знание математики и практика применения математических знаний;
Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;
Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;
Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;
Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;
Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения.
Считаем необходимым отметить, что СФГОС является основой разработки программ обучения разных категорий школьников с ОВЗ. В числе этих программ следующие:
- программа коррекционной работы, поддерживающая основную образовательную программу в первом варианте СФГОС;
- адаптированная образовательная программа, включающая коррекционную работу во всех областях образования (во втором и третьем вариантах СФГОС);
- специальная индивидуальная образовательная программа (в четвёртом варианте).
Говоря словами Л.С. Выготского, подчеркнём, что реализация СФГОС в педагогической практике позволит обеспечить введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё.
Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)
Выражая приверженность положениям и нормам международного гуманитарного права, а также российского законодательства, провозглашающим право каждого ребенка, в том числе имеющего умственный или физический недостаток, на получение образования,
отмечая заинтересованность ряда государственных структур России федерального, муниципального, районного уровней в решении проблемы интеграции детей-инвалидов в среду здоровых детей, признавая эффективность деятельности родительских ассоциаций и неправительственных организаций в осуществлении права детей-инвалидов на образование в условиях обычной школы, опираясь на данные многолетних отечественных и зарубежных исследований и позитивную положительную отечественную и зарубежную практику интегрированного обучения детей-инвалидов в обычных детских садах и школах, участники международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), собравшиеся 29 - 31 января 2001 г. в Москве, приняли следующую Концепцию включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа - дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений.1. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
2. Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна продуманная государственная политика, не допускающая "перекосов" и "перегибов". Необходимо взвешенное сочетание принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях.
3. Наиболее важными периодами развития детей-инвалидов являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты, особенно младенческий, ранний. Данные периоды жизни детей-инвалидов требуют от государства и общества и семьи повышенного внимания, т.к. именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и избежать формирования особой позиции в среде здоровых путем нормализации жизни ребенка в семье и включения родителей в процесс (ре)абилитации. Необходимо достроить систему специального образования для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, дополнив ее недостающим звеном - ранним выявлением (с периода новорожденности) и ранней (с первых дней жизни) комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощью.
4. Медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической (ре)абилитации.
5. Работа с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка того или иного физического или интеллектуального нарушения и осуществляется специалистами центров раннего вмешательства, лечебной педагогики, абилитационных и реабилитационных, медико-педагогических, сурдологических центров, сурдологопедических отделений детских поликлиник, включая группы кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях.
6. С раннего возраста специалисты помогают родителям включать детей с умственными и физическими недостатками в пространство общения здоровых детей и налаживать взаимоотношения родителей. Специалисты привлекают родителей в качестве полноценных партнеров при составлении индивидуальной программы (ре)абилитации.
7. Все дети с момента выявления отклонения в развитии должны быть обеспечены необходимыми техническими средствами: манежами, массажерами, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми слуховыми аппаратами) и т.д.
8. В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
9. Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
10. Роль родителей в процессе (ре)абилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
11. Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений - учреждений комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы или классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.).
12. Все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. Образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и/или лифтами.
13. Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
14. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
15. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется поддержкой специалиста на уроках.
16. Родители принимают активное участие в процессе (ре)абилитации детей. Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
17. Помимо интегрированного образования одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе, используется форма группового обучения детей-инвалидов одной категории в спецклассе массовой общеобразовательной школы. В этом случае спецкласс обеспечивается необходимым оборудованием для полноценного осуществления общеобразовательного процесса. Следует предусмотреть систематическое участие детей из специальных классов в проведении общешкольных праздников, совместных уроков (рисования, труда, ритмики, физкультуры, домоводства и др.), экскурсий, походов и т.д.
18. Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ и детских садов основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками, что обеспечит возможность их полноценного образования. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
19. Часть таких специалистов уже успешно работает в центрах раннего вмешательства, абилитации, реабилитации, лечебной педагогики, сурдопедагогических и медико-педагогических центрах и сурдологопедических кабинетах детских поликлиник, а также в спецгруппах и спецклассах детских садов общего и комбинированного типа и массовых общеобразовательных школ. Они могут стать (а некоторые уже стали) консультантами воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений. Других специалистов, в том числе и учителей-дефектологов специальных учреждений и специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) специальных школ, необходимо готовить через систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
20. Интегрированное обучение предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования (на всех уровнях, включая и высшее) в общеобразовательном пространстве. При этом реализуются как образовательные профессиональные программы (в соответствии с государственным стандартом), так и реабилитационные мероприятия (компенсация ограничений жизнедеятельности).
21. Введение в широкую практику интегрированного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется постепенно, по мере подготовки квалифицированных кадров и изменения отношения общества к детям-инвалидам.
22. Интегрированное обучение строится на основе Закона РФ "Об образовании". Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного обучения должен стать Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", который пока существует на уровне проекта. Однако и принятие этого Закона не решает всех аспектов проблемы правовой регуляции процесса интегрированного обучения. Сохраняется необходимость разработки подзаконных актов, направленных на:
- определение статуса интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным полисом, позволяющим получать коррекционную помощь в объеме, гарантированном в специальном учреждении;
- определение статуса общеобразовательных детских учреждений, принимающих интегрированного ребенка, и различных центров, осуществляющих абилитацию, реабилитацию и интеграцию лиц с особыми образовательными потребностями, независимо от форм собственности;
- внесение дополнений в статус специальных учреждений за счет оказания коррекционной помощи интегрированным детям;
- внесение изменений в нормативные документы, регулирующие материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений в целях создания в них соответствующих условий для воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
23. Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, решаемых в рамках интегрированного образования, необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных научных исследований междисциплинарного характера. Особое внимание следует уделять созданию программ обучения родителей.
24. Реализация интегрированного обучения требует согласованных и безотлагательных действий со стороны Министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты.
25. Для внедрения Концепции интегрированного обучения в повседневной практике необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, СМИ, благотворительных, неправительственных, религиозных организаций, коммерческих структур и др.
26. Особая роль принадлежит объединениям родителей и объединениям самих лиц с физическими и умственными недостатками. Эти организации имеют право участвовать в принятии решений, касающихся всех аспектов деятельности по интегрированному образованию. Органы исполнительной власти и местного самоуправления должны оказывать всестороннюю поддержку деятельности этих общественных формирований.
Заключение.
Минобразование России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели 29 - 31 января 2001 года в г. Москве Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями).
В конференции приняли участие более 160 специалистов из России, Беларуси, Бельгии, Португалии, США, Франции.
В докладах на пленарных и секционных заседаниях были рассмотрены наиболее актуальные проблемы социальной и образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей, подростков и взрослых). Большое внимание уделено вопросам дальнейшего развития и совершенствования отечественной системы дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии, рассмотрены проблемы организации и функционирования интегрированного образования.
Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции.
Рассмотрены проблемы привлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, к процессам их (ре)абилитации и интеграции, показаны пути их решения. Особое внимание уделено вопросам специальной подготовки кадров для осуществления интегрированного обучения.
Участники конференции посетили образовательные учреждения г. Москвы и Московской области, в которых успешно проводится работа по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями).
Направляя вышеназванную Концепцию, Министерство рассчитывает на более широкое развитие практики интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, на активное участие в этом, наряду со специалистами образования, здравоохранения, социальной защиты, родителей, родительских ассоциаций, общественных организаций, СМИ, благотворительных, неправительственных, религиозных организаций и коммерческих структур.
Литература.
Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1998. №2.
Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы // Особый ребенок. Исследования и помощь. М., 2000. Вып. 3
Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразования России) от 09.04.99 № 27/511-6.