ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с ограниченными возможностями здоровья велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие патологические факторы приводят к различным отклонениям в развитии.
Вызвать отклонение в развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутреутробный период: злоупотребление родителей алкоголем, курением, наркотиками, вирусные, инфекционные заболевания, физические и психические травмы женщины в период беременности, отягощённая наследственность. Нарушения развития могут быть вызваны и прижизненными факторами: нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), инфекционные заболевания с осложнениями на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга.
Нарушения психомоторного развития ребёнка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях и поражение центральной нервной системы.
По данным Министерства образования России, среди детей, поступающих в школу, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической, и психофизической дезадаптации. Из них 35% имеют очевидные расстройства психической сферы ещё в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 10 лет возросло в 2 – 2,5 раза и составило 30 % и более. Всё вышеуказанное доказывает, что в современной России отмечается негативные тенденции. Характеризующиеся увеличением количества детей с различными проблемами в физическом, психическом, интеллектуальном развитии. Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации в школьных учреждениях, не осваивают образовательные программы. Все они требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, логопедов и, целенаправленной помощи с учётом проблем и потребностей каждого ребёнка.
Исследования психологов и педагогов (С.Я.Рубинштейн, Л.С.Выготский, И.М.Соловьёв) показали, что психическое недоразвитие у детей с интеллектуальной недостаточностью носит тотальный характер, охватывающий все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, что является определяющей характеристикой интеллектуального недоразвития. В структуре психического дефекта у таких детей имеет место недостаточность в развитии гнозиса, праксиса, эмоций, памяти и других психических функций.
Основной стратегией деятельности педагога – психолога с детьми данной категории является психологической сопровождение.
В последние годы получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребёнку в условиях регулярного образования. Представления о сопровождении как образовательной технологии изложены в трудах Казаковой Е.И. Автор даёт следующее определение сопровождению: «Сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребёнка».
М.Р. Битянова рассматривает сопровождение в качестве одного из приоритетных направлений деятельности психолога образования и определяет его как «систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание психологического развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия». Сопровождение как процесс, целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса определяется М.Р. Битяновой следующими компонентами:
1.Систематическим отслеживанием психолого – педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2.Созданием социально – психологических условий для развития личности каждого ребёнка, успешности его обучения;
3.Созданием специальных социально – психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с этим определяются и направления деятельности психолога в рамках сопровождения: комплексная диагностика, коррекционно – развивающая деятельность, консультирование и просвещение участников образовательного процесса. Диагностическая деятельность психолога С(К)ОУ, работающего в рамках сопровождения, направлена на выявление важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, т.е на изучение психолого – педагогического статуса ребёнка.
Основные диагностические задачи, которые решает психолог специального образования:
1.Контроль динамики психического развития и эффективность специализированной помощи в коррекционной помощи ребёнку;
2.Определение на основе оценки динамики психического развития ребёнка его дальнейшего образовательного маршрута;
3.Выявление в процессе сопровождения учащихся эмоционально – аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально – психологической адаптации в социуме;
4.Определение профессиональных намерений выпускников, для решения вопроса профориентации, профадаптации.
В целом система диагностических минимумов, через которые проходит учащийся С(К)ОУ в период обучения может быть представлена в следующем виде:
- обследование вновь прибывших учащихся из образовательных учреждений (для составления социально – психологического портрета школьника и выбора средств и форм психологического сопровождения с присущими им особенностями обучения и общения);
-обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
- обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
- обследование выпускников для изучения профессиональных намерений.
Психологическая диагностика включает в себя этапы:
1.Подготовка к проведению обследования;
2.Диагностическое обследование, которое состоит из:
а) Изучение документации (личное дело, характеристики из других школ, мед. карта) с целью сбора анамнестических данных, общего представления об ученике.
б) Анализ продуктов деятельности ребёнка;
в) Наблюдение за игрой, поведением, общением, работоспособностью, что позволяет судить о различных проявлениях психики ребёнка в условиях его естественной деятельности.
г) Непосредственное проведение обследования (которое может быть групповым и индивидуальным). Диагностический инструментарий подбирается в соответствии возрасту и уровню развития.
3. Анализ полученных результатов;
4. Составление заключения по результатам обследования;
5. Консультация педагогов по дальнейшему развитию и обучению ребёнка.
Сопровождающей формой работы педагога – психолога является коррекционно – развивающая деятельность. Данное направление является приоритетным направлением работы специалиста С(К)ОУ. Диагностика служит основой для её правильной организации. И.И.Мамайчук рассматривает психологическую коррекцию как основной метод воздействия специалиста, для «оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств ребёнка».
Важным принципом организации коррекционной работы является принцип комплексности. Этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса психолого – педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, логопедов) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях.
Коррекционная работа включает в себя следующие параметры:
- Форма проведения коррекционных занятий;
- Продолжительность и режим занятий;
- Подбор и комплектация групп.
В условиях нашей школы с учащимися младшего звена проводится курс занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов, направленный на активизацию познавательной и сенсорной деятельности, а также стабилизацию эмоционального состояния школьников. Кроме этого со школьниками проводятся коррекционно – развивающие занятия по социально – эмоциональному развитию детей, направленные на развитие эмоциональной сферы учащихся, развитию коммуникативных навыков. В среднем звене с учащимися 5 – 6 класса проводится факультативный курс «Логика» (коррекция и развитие высших психических функций). Для учащихся, имеющих эмоциональные и поведенческие нарушения разрабатывается индивидуальная программа, которая включает:
1. Цели и задачи коррекционно – развивающего обучения;
2.Условия реализация программы развития (частота занятия, периодичность, оптимальные способы установления контакта);
3. Работа специалиста с педагогами и родителями – конкретные методы, приёмы, которые будут реализовывать воспитывающие взрослые;
4. Ожидаемый результат – какую динамику в развитии специалист ожидает увидеть.
Основное содержание групповых занятий со школьниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое воздействие. В конце учебного года в рамках мониторинга проводится итоговое психологическое обследование с целью отслеживания динамики развития и изучения эффективности оказываемой помощи.
Важным направлением школьной психологической деятельности педагога – психолога является психологическое консультирование. Консультирование проводится со всеми участниками образовательного процесса. Консультирование школьников ориентировано в частности на подростков.
Данная индивидуальная работа направлена на решение следующих задач:
- оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в общении, психическом самочувствии.
-оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психолого – педагогическое консультирование – это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:
1. Равноправное взаимодействие педагога и психолога;
2. Формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
3. Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
4. Распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
В процессе взаимодействия психолог информирует педагогов о результатах диагностики, об особенностях и проблемах учащихся, даёт рекомендации по активизации познавательной деятельности, по работе с детьми, имеющие эмоциональные нарушения (тревожные, агрессивные дети).
В системе сопровождения особую роль играет школьный психолого – педагогический консилиум. Консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения каждого ребёнка в процессе его обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, котороё владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика с учётом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Психолого – педагогический консилиум позволяет построить взаимоотношения психолога и педагогов на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности и организовать целостное сопровождение школьников в процессе всего обучения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых, имеющих отношение к эффективности этого процесса. Целью консилиума в нашей школе является обеспечение диагностико – коррекционного, психолого – медико - педагогического сопровождения в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья школьников. В рамках консилиума отслеживается динамика вновь прибывших учащихся, ведётся работа с проблемными детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере и поведении, а также «успевающими» учениками (имеющими положительную динамику), когда речь идёт о смене образовательного маршрута.
Система психологической работы в консилиуме предполагает:
1. Определение актуального уровня сформированности познавательной деятельности психического развития ребёнка;
2. Установление состояния эмоциональной, поведенческой и личностной сферы ребёнка;
3. Выявление «зоны ближайшего развития» и потенциальных возможностей ребёнка.
Психолого – педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или по инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребёнка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Поводом для консультации может быть также необходимость получения диагностической информации от родителей (выявление семейной ситуации на психологическое благополучие ребёнка в школе). Целью консультирования может быть и психологическая поддержка родителей, в случае обнаружения серьёзных психологических проблем у ребёнка в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями в семье.
Ещё одна традиционная составляющая психологического сопровождения является просвещение участников образовательного процесса. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых они могли получить профессионально и личностно значимое для себя знание, позволяющее:
1. Организовать эффективный процесс обучения и воспитания школьников в условиях С(К)ОУ ;
2. Построить взаимоотношения с коллегами, учащимися;
3. Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Общая цель просвещения родителей – создание социально – психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения, а также ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка. Психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы психологического развития школьника и предлагает подходящие для этого момента формы детско – родительского общения. Для этого используются беседы на классных и общешкольных собраниях, где также психолог даёт рекомендации родителям.
Таким образом, каждое направление деятельности психолога включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Рассматривая ребёнка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями адаптации, можно говорить о том, что цели и задачи сопровождения – это непрерывное поддержание силами всех специалистов равновесной ситуации между реальными возможностями ребёнка (определяемыми, в первую очередь, внутренними условиям и закономерностями индивидуально развития ребёнка) и динамическими показателями образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.
Литература:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро – и патопсихологии, М. международная академия, 1994
2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе, М. Совершенство, 1997 – 298 с. (Практическая психология в образовании)
3.Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии, Издательство, коррекционная педагогика, 2005
4.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, Санкт – Петербург, 2003 - 400
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребёнка, М: Просвещение, 1986
6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М. Аркти, 2005 -336 с.
7. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития, М: Аркти, 2001 - 224 с.
15