Статья Использование электронных образовательных ресурсов на уроке ОБЖ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 154
Отчет
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках ОБЖ»
преподавателя- организатора ОБЖ
Смыковой Елены Анатольевны.
Новосибирск 2017г.
Содержание
План самообразовательной деятельности………….3
Обоснование выбора темы…………………………..4
Цели, задачи, ожидаемые результаты………………5
Направления самообразования……………………6-8
Технология использования ЭОР на уроках ОБЖ: теоретические основы………………………………………… 8-10
Методические рекомендации к использованию ЭОР на уроках ОБЖ…………………………………………………...11-15
Вывод. ………………………………...…………….15
План самообразования:
Этапы Содержание работы Сроки
реализации
Диагностический Постановка проблемы.
Изучение нормативных документов, теоретической базы, литературы по проблеме, имеющегося опыта. 2016-2017 уч.год
Сентябрь- октябрь.
Прогностический Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. 2016-2017 уч.год
Ноябрь- декабрь.
Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы. 2016-2017 уч.год
(второе полугодие)
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов. 2016-2017 уч.год
Май
Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Распространение. На протяжение всей педагогической деятельности
«Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках ОБЖ»
Работа над темой начата в сентябре 2016 года, рассчитана на один учебный год.
1.Обоснование выбора темы
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Считаю, что изучение данной темы является актуальным для повышения качества знаний учащихся при проведении уроков, так как знание информационно-коммуникационных технологий и использование ЭОР значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными, развивает интерес к обучению у учащихся. Материал является более наглядным и доступным даже для обучающихся со слабыми способностями.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
2. Цели. задачи, ожидаемые результаты
Цель:
Совершенствование методов и приемов организации работы на уроках ОБЖ с использованием ЭОР, повышение уровня обученности учащихся, уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
Повысить свою профессиональную компетентность при освоении компьютерных технологий.
Разнообразить методы преподавания ОБЖ, рациональнее использовать время на уроке.
Повышение качества знаний учащихся.
Создание и совершенствование персонального сайта.
Создание условий для формирования личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки.
Внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
Создание комплектов педагогических разработок с применением новых технологий.
Разработка дидактических материалов, тестов, способствующих личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Научить обучающихся используя цифровые образовательные ресурсы добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике, сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Ожидаемые результаты:
Повысится качество преподавания ОБЖ, повысится результативность участия в олимпиадах, конкурсах.
Повысится мотивация к занятиям ОБЖ.
Учащиеся научатся работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Будут разработаны, апробированы и рецензированы материалы по курсу ОБЖ.
Будут разработаны и апробированы дидактические материалы, тесты, будет создан электронный комплект педагогических разработок на учебном пространстве.
Будут разработаны и проведены открытые уроки, мастер-классы, обобщен опыта по исследуемой теме.
Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
Продвижение персонального сайта в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
3. Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебные пособия, выяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.
3.Систематически знакомиться со статьями в онлайн журналах «ОБЖ» «Гражданская оборона».
4. Повышать квалификацию на курсах, профессиональных семинарах для учителей истории и обществознания. регулярно
 
 регулярно
регулярно
 
регулярно
Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по ОБЖ.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения ОБЖ
3. Принимать активное участие в работе МО учителей ОБЖ.
4. Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы учителей школы, района, области
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке
 регулярно
 
регулярно
 
регулярно
 
регулярно 
 регулярно
 регулярно
 
Информационно-технологические
технологии 1. Обзор в Интернете информации по ОБЖ.
2. Изучить информационно-коммуникационные технологии с целью рационального внедрения в образовательный процесс:
Освоить Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, Каталог электронных образовательных ресурсов и программный комплекс поддержки и организации образовательного процесса «1С: Образование».
Овладеть возможными способами применения ЭОР и ЦОР. регулярно
 регулярно
 
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. регулярно
 
4.Технология использования ЭОР на уроках ОБЖ: теоретические основы.
В современной России образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп.
Бурное развитие информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Развитие информационных технологий заставляют педагогов не просто «успевать за изменениями», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся с ранних лет владеет навыками компьютерной грамотности. Данный аспект является особенно актуальным в условиях формирования поколения, которое способно получать больше информации из визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционными способами – путем чтения книг. Для сегодняшнего ученика электронный способ получения информации стал естественным и самым распространённым способом.
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.
Образовательное пространство современного урока ОБЖ должно быть наполнено современными ресурсами, к числу которых относят электронные образовательные ресурсами (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Следует отметить, что для современного ученика использование ЭОР – эффективное и результативное средство визуализации образовательного процесса.
В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:
•Интернет-ресурсы, ресурсы для «электронной доски».
•Электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы.
•Мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения.
•Лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.

5. Дидактическое обоснование использования ЭОР на уроках ОБЖ.
Анализируя возможности ЭОР в преподавании ОБЖ, необходимо отметить то, что ЭОР значительно расширяют возможности учителя в подготовке урока.
На сайте school-collection.edu.ru в разделе «Методические материалы» представлен ресурс «ОБЖ. Электронная библиотека». Данный ресурс предоставляет учителю материалы по курсу ОБЖ и дает ему возможность подготовить наглядные материалы (альбомы) к уроку. Ресурс не привязан к конкретным учебникам, не является дополнением к какому-либо курсу. Это вполне самостоятельный учебный продукт, который может найти самое разнообразное применение в практике преподавания ОБЖ, как в основной, так и в старшей школе. В состав электронной библиотеки входят разнообразные мультимедиа компоненты. Это, прежде всего, исключительно богатый визуальный ряд, анимации, видеоряд, звукоряд. Электронная библиотека включает несколько разделов. С методической точки зрения наиболее важные из них:
•Мультимедиа каталог – база данных мультимедиа компонентов.
•Редактор для самостоятельного создания и редактирования альбомов электронных наглядных пособий.
•Альбомы – самостоятельно созданные или поставляемые с изданием на диске наборы электронных наглядных пособий.
Кроме того, электронное издание содержит: справочные материалы; список рекомендованной литературы; список интернет-ресурсов, разветвленную систему поиска объектов по разнообразным критериям.
Такая многофункциональность электронной библиотеки дает возможность учителю проявить творческий подход к конструированию современного урока ОБЖ.
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, появляется возможность создать при обучении эффект «погружения» в ту или иную чрезвычайную ситуацию, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Передача информации через звук и синхронизированные с ним графические образы делает уроки эмоционально-насыщенными. Развивает устойчивый интерес учащихся к изучаемому предмету. Однако следует подчеркнуть, что использование ЭОР в преподавании ОБЖ не является панацей.
Большую роль на уроке продолжает играть личность самого учителя, его мастерство, его педагогические умения. Современный урок ОБЖ это урок, в котором наряду с современными информационными технологиями должно присутствовать «живое слово» учителя. И задача современного учителя найти «золотую середину», так методически грамотно построить урок, чтобы современные электронные образовательные ресурсы обогатили его, заставили заиграть новыми гранями. Именно такой урок ОБЖ будет выполнять свое главное предназначение - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления своего поведения в различных жизненных ситуациях, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности.
6. Методические рекомендации к использованию ЭОР на уроках ОБЖ.
Мой кабинет ОБЖ оснащён интерактивной доской, проектором, компьютером, выходом в сеть Интернет. Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников. Использование современной техники при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.
Я применяю современную технику на уроке в различных режимах, а именно:
•в обучающем режиме;
•в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
•в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
•в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
•в режиме самообучения.
В настоящее время я изучаю и начала активно применять специализированные предметные электронные ресурсы, которые размещены сайтах:
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
На указанных сайтах находятся тематические ЭОРы. Чаще всего информация данных сайтов разделена на модули, которые позволяют использовать ЭОР на различных этапах уроках.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – составить памятку действий при ЧС, план и маршрут, схемы, таблицы ЧС, более детально изучить причины и последствия ЧС. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
В своей работе я применяю технологию проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод.
Для учителя ОБЖ очень важно использование интернет-ресурсов на уроках для организации различных методов наблюдения и моделирования; выделения характерных причинно-следственных связей. Материалы сайтов позволяют находить творческое решение учебных и практических задач; широкое использование дополнительной информации способствует развитию навыков сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким основаниям, критериям. Учитель нацеливает школьников на самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование ресурсов Интернета для решения познавательных и коммуникативных задач.
Проблемы пожаробезопасности, загрязнения среды, здорового образа жизни, нанесения вреда промышленными отходами являются объектом внимания на уроках ОБЖ.
Используемые мною ЭОР, решают ряд задач, а именно:
•облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
•допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
•освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
•предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
•дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
•выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений
Мною были изучены следующие интернет- ресурсы, которые позволили более эффективно организовать познавательную деятельность на уроках с использованием ЭОР:
http://www.bez.econavt.ru Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ
http://kuhta.clan.s Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ.
http://0bj.ru/ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html Методическое пособие для учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81 Учительский портал
http://www.school-obz.org Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
Изучая опыт работы учителей школы, района, области, страны имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть диагностической и исследовательской деятельностью. Являюсь постоянным подписчиком: электронного научно-методического издания «ОБЖ в школе» (http://www.school-obz.org/); электронных изданий «Все для классного руководителя» «ОБЖ. Все для учителя»; печатного издания «Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»», учредителями которого являются МЧС России и Российский фонд помощи при чрезвычайных ситуациях «Защита».
Я зарегистрирована и имею свои личные кабинеты с методическими разработками для обмена опытом с коллегами на сайтах: «ПроШколу.ру» (http://www.proshkolu.ru/user/smykova48/ ), «Завуч. Инфо» (http://www.zavuch.ru/accounts/profile/), «Инфоурок» (https://infourok.ru/user/smikova-elena-anatolevna/), «Продленка» (http://www.prodlenka.org/viewprofile/129938.html).
Создала личный сайт: http://smykova.mya5.ru/. Мой сайт предназначен для обмена опытом с коллегами. На нем размещена информация обо мне, о моей классной и внеклассной деятельности, методические разработки и другое. Сайт занесен в каталог образовательных сайтов интернет- площадки ЦПИ им. К. Д. Ушинского «Новое образование», в «Банк интернет- портфолио учителей России». Ссылка на сайт размещена на школьном сайте.
Во всех классах уроки провожу с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Также для ребят интересны интерактивные игры, викторины, которые я использую для закрепления нового материала. Ребята имеют возможность подготовить и представить свою презентацию или видеоролик по теме урока. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. Например, ребятами 8 классов был создан видеоролик «Нет вредным привычкам», 7 классов- «Экология- дело каждого», которые успешно используются во время изучения тем по курсу ОБЖ: «Вредные привычки», «Экологическая безопасность». С созданными видеороликами ребята участвуют в различных конкурсах и мероприятиях для обмена опытом. Данные видеоролики можно увидеть на моем личном сайте http://smykova.mya5.ru/.
В результате работы мною были созданы следующие проекты уроков с использованием ЭОР:
1. «Правила поведения в метро» в 5 классе.
2. «Что такое НАЗ» в 6 классе.
3. «Ориентирование по солнцу, луне и звездам» в 6 классе.
4. «Цунами» в 7 классе
5. «Землетрясение» в 7 кассе
6. Серия уроков раздела «Аварии с выбросом АХОВ» в 8 классе.
7. Серия уроков раздела «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» в 8 классе.
8. Серия уроков раздела «Гидродинамические аварии» в 8 классе.
Вывод.
Как показывает практика, использование ЭОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Работа по данной теме продолжается.