Вопросы и ответы комплексного экзамена по направлению: «Основы теории и методики преподавания химии в школе»
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
Профессиональная переподготовка учителей
УТВЕРЖДАЮ
Проректор АКИПКРО по УМР
Жаркова Е.Н.
Вопросы комплексного экзамена по направлению: «Основы теории и методики преподавания химии в школе»
NN
1 блок:
Вопросы на контроль знания профессионального стандарта «Педагог» и умения применять его для проведения самоанализа и самооценки уровня собственной профессиональной компетентности
2 блок:
Вопросы на контроль теоретических знаний, необходимых для преподавания учебного предмета
3 блок:
Вопросы на контроль умения проектировать урок по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС
1.
Дайте общую характеристику профессионального стандарта «Педагог»: назначение, структура, содержание.
· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
· Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
· Соответствовать международным нормам и регламентам.
· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Содержание профессионального стандарта педагога
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями 4.2. Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей,
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Раскройте ценностно-смысловые, содержательные, организационные особенности обучения учебному предмету «Химия» в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностнных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Опишите сущностные отличия урока химии в рамках системно-деятельностной парадигмы от урока химии в рамках знаниевой парадигмы.
Признаки для сравнения
Традиционный урок
Современный урок
Цели и содержание
Формирование знаний и умений
Развитие личности учащегося, формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений
Функции учителя
Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и ученика. Учитель выступает в роли передатчика материала
Учитель выступает в роли Организатора самостоятельной деятельности учащихся.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов
Средства обучения
Традиционная (карты, учебник, наглядности)
УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.
Формы организации учебной деятельности школьников
Фронтальная в сочетании с индивидуальной
Групповая работа, работа в парах
Особенности и типы уроков
Четкое разграничение этапов урока
Нет четкого различения этапов урока
Главный фактор воспитания учащихся
Содержание урока
Продуктивные методы и технологии обучения
Стиль общения
Авторитарный либо попустительский
Демократический
Характер взаимоотношений учащихся на уроке
Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися
Акцент делается на совместную коллективную работу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.
Объясните, как на основе профессионального стандарта «Педагог» Вы можете провести самоанализ и самооценку уровня профессиональной компетентности[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Раскройте особенности представления в рабочей программе учебного предмета «Химия» содержания раздела «Планируемые образовательные результаты» в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной)сфере умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентаиионной сфере:анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Назовите признаки, которые свидетельствуют о том, что разработанный Вами проект урока химии соответствует требованиям системно-деятельностного подхода.
Чему учить?
Ради чего учить?
Как учить?
Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия “уравнение химической реакции” являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, химическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания.
В своей работе я использую составление кластера. В центре доски записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1-1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
Дети сами – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечали за результат.
действие ребенка строилось из связанных между собой задач:
- действие связано с принятием цели и принятием решения
- формирование оценочного действия
3.
Сформулируйте на основе требований профессионального стандарта «Педагог» задачи личного профессионального развития.
Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»
1.Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
4. Планирование и проведение учебных занятий
5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
7. Формирование универсальных учебных действий
8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
9. Формирование мотивации к обучению
10. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Трудовая функция «Воспитательная деятельность»
11. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
12. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
1
13. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
14. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовате
·льной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
15. Проектирование и реализация воспитательных программ
16. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
17. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
18. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
19. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
21. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
22. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Трудовая функция «Развивающая деятельность»
23. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
24. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
25. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
26. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
27. Оказание адресной помощи обучающимся
28. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
29. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
30. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
31. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
32. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
33. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования»
41.Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
42. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
43. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
44. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
45. Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
46. Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения
47. Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
Опишите особенности оценивания образовательных достижений обучающихся по химии в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Процедура оценки качества образовательных достижений
Процедура
Инструмент
Оценка предметных результатов
Текущая аттестация
Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.
Промежуточная аттестация
Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования.
Административная аттестация
Различные виды административных контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.
Итоговая аттестация
ГИА, ЕГЭ
Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие конкурсы и т.д.
Мониторинг, Портфолио
Метапредметные результаты
Тестирование
Метапредметная диагностическая работа
Комплексная интегрированная письменная контрольная работа
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)
Портфолио
Личностные результаты
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)
Портфолио, анкетирование, тренинг
Одним из главных признаков реализации системно-деятельностного подхода при обучении химии является организация учителем на уроке качественной учебной деятельности обучающихся. Назовите признаки организации «качественной учебной деятельности».
Чем урок разнообразней, тем он интересен для учителя и учеников. Учитель не освобождается от своей основной функции - учить, и начинает учить по-новому, а урок остается.
Использование технических средств, использование методик и рекомендаций способствует проведению качественного урока, однако никакая техника, никакие методики не дадут результата, если учитель не найдет общего языка, общего интереса с учениками, не станет для них другом, примером для подражания. Для этого у него есть 45 минут учебного времени на каждом уроке.
4.
Раскройте роль учебного и лабораторного оборудования при обучении химии в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Сегодня учащиеся имеют возможность получить знания по химии, у них есть доступ к книгам, но часто они не могут должным образом соотнести теорию с практикой. Только в лаборатории можно приобрести те навыки, которые помогают использовать теоретические знания, полученные в школе, объяснить те или иные явления. Таким образом, необходимость применения соответствующих методов для понимания и закрепления теоретического содержания занятий. Благодаря различным экспериментам легче уяснить те или иные понятия химии.Эти методы можно назвать инструментами, которые используются для обеспечения образования учащихся. Надлежащее использование этих подобных инструментов в сочетании с теоретическим учебным материалом и лабораторными работами может способствовать наилучшему усвоению такой науки, как химия.Основная цель лабораторных испытаний и исследований состоит в том, чтобы на практике доказать то, что учащиеся получили из учебников. Очень часто учитель часами объясняет тему в классе, но конечный результат не является удовлетворительным. Однако закрепление содержания простым экспериментом оптимизирует результат.
Вам следует посетить открытый урок по химии и оценить его качество с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода. Какие критерии Вы включите в свой оценочный лист? Назовите не менее 3-х критериев.
Был проведен открытый урок, по химии на котором присутствовали коллеги В ходе открытого урока оценивалась работа и мастерство учителя, знания
и работа учеников и план занятия в целом. По окончанию урока были
подведены итоги, проанализированы критерии оценивания учителя .
Посещенный урок не был специально подготовлен для аудитории, а
соответствовал плану. Урок был охарактеризован как классический, не
выбивающийся из календарно-тематического планирования.
Цели и задачи занятия:
образовательные: получение и закрепление знаний по пройденным
темам;
развивающие: развивать познавательные способности учащихся и
способности к самообучению;
воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся.
Были отмечены ответы учеников у доски как по желанию, так и по просьбе учителя.
Можно положительно оценить работукласса как результат педагогической деятельности учителя.
Организационный момент.
Целеполагание вместе с учениками.
Объявление темы урока: «Моя индивидуальная технологическая карта
подготовки к контрольной работе».
Обсуждение итогов по проведенной контрольной работе.
Индивидуальные задания на весь урок для учеников с отметкой «5».
Работа у доски сразу троих учащихся. Одновременный фронтальный
опрос всего класса по пройденному материалу и сделаны акценты на
наиболее уязвимых терминах и понятиях.
Ответ учащихся, работавших у доски с пояснениями тяжело
воспринимаемых моментов.
Учитель раздает задания в виде тестов, ответы на который необходимо
найти использую имеющиеся методические материалы, а именно
конспекты в тетрадях, учебники, таблицы п. т. х. э. Д. И. Менделеева,
таблицы растворимости и ряда напряжения металлов.
Учитель дает время на подготовку.
Опрос класса по тесту. Совместное решение, ученики отвечают по
желанию или по просьбе учителя.
Зарядка для глаз.
Самостоятельные задания с развернутым ответом. Ученики отвечают
без подготовки.
Дано теоретическое задание по учебнику.
Учитель просит выйти ученика к доске с решением задачи, чтобы
ученик пояснил ее наглядно для всех остальных.
Звонок об окончании урока. Продолжается ответ у доски. Учитель
дает и поясняет домашнее задание, выражает благодарность ученикам
за урок и просит оценить урок оригинальным способом – изобразить
печальный или веселый «смайлик».
Объявление о конце урока. Учащиеся сдают работы с индивидуальным заданием.
Класс проявил себя активно и заинтересовано, продемонстрировав знание предмета и уважение к работе учителя. Весь ход урока был продуман и осуществлен в действии, дисциплина поддерживалась на высоком уровне.
Более детальная оценка урока приведена, где максимальный балл равен 4.
Оценка урока по химии
Параметр оценки Балл
I Учитель
1. Общая культура 4
2. Общая эрудиция 4
3. Знание предмета 4
4. Управление учебным процессом 4
5. Методы общения с детьми 4
6. Владение педагогической техникой 4
7. Внешний вид 4
8. Владение методами проблемного обучения 4
II Урок
1. Целеполагание 4
2. Структура урока 4
3. Выделение доминант 4
4. Следование педагогическим технологиям -
5. Взаимосвязь с другими уроками -
6. Осуществление практической направленности 4
7. Учащиеся ставятся в субъективную позицию 4
8. Цели адекватны и достижимы для учеников 4
9. Домашнее задание адекватно изученной теме и пониманию 4
10. Эстетическое оформление урока 4
III Учащиеся
1. Проявляют интерес к уроку 4
2. Выполняют требования учителя 4
3. Оформление в тетради 4
4. Владение терминологией 4
5. Проявление активности на уроке 4
6. Знакомы с нормами ТБ 4
7. Демонстрируют освоение образовательной доминанты 4
Итого: 91%
Подсчет суммы баллов:
80-100 % – отличный урок;
60-79 % – хороший урок;
0-59 % – профнепригодный урок.
По данной классификации проведенный урок можно отнести к отличному
уроку.
Учитель справился на отлично со своей задачей и его работа оценивается
по максимальному баллу за исключением метода общения с детьми, так как
было допущено нетактичное обращение с ученику. Балл занижен, но это было единичное замечание по этому критерию оценки педагога.
По оцениванию урока были пропущены пункты 4,5, так как следование
педагогическим технологиям невозможно определить за один урок, а
взаимосвязь с другими предметами не прослеживается, ведь это урок
закрепления знаний и анализа над своими ошибками, а не объяснение нового
материала.
Учащиеся проявили себя на высший балл по всем рассмотренным категориям.
Таким образом, если же урок оценивать без учета некоторых пунктов, то
при подсчете суммы баллов получим почти 100 % – отличный урок.
В целом урок можно оценить положительно, так как урок был достаточно
познавательным для учеников, все школьники были вовлечены в работу, а
цели, поставленные перед занятием, достигнуты. Учитель прекрасно показал
себя и свою работу, при этом не проводя стандартный открытый урок-лекцию, а проведя текущее занятие, но при этом показав свое мастерство
педагогического мастерства на высшем уровне.
5.
Раскройте роль химических задач при обучении учебному предмету «Химия».
Во-первых, это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение ученого материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний на практике.
Во-вторых, это прекрасный способ осуществления межпредметные и курсовых связей и связи химической науки с жизнью. Успешное решение задач учащимися, поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании. Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем. Решение задач требует умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы в целом.
При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые. Задачи, включающие определенные химические ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, являются средством контроля и самоконтроля, помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разработать тактику их устранения.
При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений.
Согласно ФГОС обучение химии в основной школе должно быть приоритетно направлено на развитие у обучающихся коммуникативных УУД. Назовите формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке химии, которые, на Ваш взгляд, являются оптимальными для развития этих УУД в подростковом возрасте. Обоснуйте свой ответ.
При организации учебной деятельности учащихся, направленной на решение творческих задач на уроках химии, я сделала вывод, что целесообразно применять групповые формы работы, которые создают атмосферу творческого сотрудничества между учителем и учеником и учащимися в группах между собой. При коллективном решении задач реализуются все интеллектуальные возможности членов группы. То есть в одну группу я включаю быстро соображающих, критически оценивающих, скрупулёзных и особенно «рисковых» учащихся. Такой подбор приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. В этом состоит суть группового эффекта. Например, обобщающий урок по теме «Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД», я провожу в виде урока-путешествия. Делю класс на экипажи и раздаю «маршрутные задания»:
Поэтапные задания для одной группы
Заполните пробелы в предложении: 1 моль серной кислоты содержит:
моль атомов S
моль атомов H
моль атомов О
2. Даны 3 сосуда с растворами, где побывал лакмус. Определите, где была кислота
3
2
1
Работа в группах хороша на уроках взаимообучения и взаимоконтроля. А ещё лучше использовать данную форму обучения как один из этапов урока, для смены форм деятельности.
15