Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».


                                           
Конспект
   непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи  в старшей группе
на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Воспитатель:
Ситдикова Л.И.
Программное содержание: 
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; 
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; 
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Методические приемы:Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,Практические: дидактические игры и упражнения.Материал:
фланелеграфкартинки с признаками осени
сюжетные картинки  для составления рассказов
мяч
осенние листья
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.
План.
1.Организационный момент – 3 мин.2. Игра с мячом – 5 мин.3. Физминутка – 2 мин.
4. Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам –
13 мин.5. Итог занятия – 2 мин.
Ход проведения:
Организационный момент. Рассказ-загадка.
Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Реб: Об осени.
-Вос.А как вы догадались?
Реб. Трава пожелтела, птицы стали улетать.
-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?
Реб. Осенью часто идут дожди.
2 реб. Осенью начинает холодать.
З реб. Бывают первые заморозки.
4 реб. Листья желтеют.
Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Игра с мячом.
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Вос. - листья осенью (что делают?) –
Реб. Листья осенью желтеют и опадают.
Вос. -дождь осенью (что делает?) –
2 реб. Дождь осенью моросит, идет.
Вос. -урожай осенью (что делают?)  –
3 реб. Урожай осенью убирают.
Вос. - птицы осенью(что делают?) —
4 реб. Птицы осенью улетают.
Вос. -деревья осенью(что делают?) —
5 реб. Деревья осенью роняют листья.
Вос. -звери осенью (что делают?)—
6 реб.Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3.Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
-Вос. Ребята, давайте соберём осенний букет.Хором.Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).Листья берёзы.Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).Мы соберёмВ вазу осеннийБукет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Вос. Молодцы ребята!
4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.
Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.
Вос. Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)
Вос. Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
5.Итог.
Вос. Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.
Вос. Вот наша образовательная деятельность подошла к концу, скажите, ребята: о каком времени года мы говорили на образовательной деятельности?
Реб. Об осени.Вос. Что бывает только осенью?
Реб. Сбор урожая.
2 реб. Отлет птиц.
3 реб. Листопад.