Урок химии в 8 классе Растворимость веществ в воде

Растворимость веществ воде
Предмет: химия.
Класс: 8.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами исследования.
Методы обучения: репродуктивный, продуктивный.
Технологии: проблемного обучения с постановкой исследовательских заданий.
Формы работы: индивидуальная.
Девиз урока: Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний: он постоянно расширяется. (арабская пословица).

Цели урока: Создать условия для исследования учащимися процесса растворения как физико-химического процесса и растворов как физико- химических систем; определить классификацию растворов по признаку растворимости; рассмотреть зависимость растворимости веществ от различных условий. Развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка; развивать их умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке; воспитывать культуру умственного труда.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о растворении как физико-химического процесса, классификации растворов, изучить зависимость растворимости веществ от различных условий.
Развивающие: способствовать развитию самостоятельности у учащихся; развивать у них творческие способности; усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Воспитательные: воспитание активной творческой личности учащихся, умеющих видеть, ставить и разрешать учебные проблемы; беспечить развитие интереса к химии посредством интересных фактов.

Оборудование и реактивы:
- примеры различных растворов (минеральная вода, стакан с водой, уксусная кислота, туалетная вода, йодная настойка, нашатырный спирт, лекарственные вещества и т.д.);
- КМпО4, Н2 SО4(конц.), NН4 NО3, безводные СuСl2 или СuSО4, стекло, ступка с пестиком, йод, спирт, фенолфталеин.
- стаканчики, пробирки.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Вода
Благоволила литься!
Она блистала так чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста:
Ей не хватало ивы, тала,
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, и стрекоз,
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало - чистой
Дистиллированной воде!
- Какому веществу посвятил свои стихи поэт Л. Мартынов?
(дистиллированной воде).
- А что такое дистиллированная вода?
(чистая, не содержащая примесей и солей).
Если посмотреть на нашу планету, то увидим, что большую часть её составляет вода - она занимает 71% или 3/4 поверхности Земли.
- А есть ли в природе чистая, дистиллированная вода? Почему? Что мы можем сказать про эту воду и можем ли мы её назвать водой? (обсуждение)
- То есть мы в природе сталкиваемся не с водой, а с чем?
(растворами).
- Как называется процесс взаимодействия воды с различными веществами?
(растворение).
- Озвучьте тему сегодняшнего урока.
3. Изучение нового материала.
ТЕМА УРОКА: Растворимость веществ в воде
ДЕВИЗ УРОКА: Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется. (арабская пословица)
- Давайте вместе подумаем над целями нашего урока. На какие вопросы мы должны ответить на сегодняшнем уроке? Что мы должны узнать? (совместное обсуждение с учащимися).
ПЛАН УРОКА:
1. Растворение.
3. Растворимость веществ в воде.
4. Условия, влияющие на растворимость.
Дополнительными вопросами к постановке плана урока:
Растворение относится к многочисленным явлениям, происходящим в природе. Как можно проклассифицировать явления, происходящие с веществами? (Физические и химические).
- Какие явления называются физическими?
- Какие явления называются химическими?
- Как можно отличить физическое явление от химического?
Проблемный вопрос: Как вы считаете, к каким явлениям относится процесс растворения?
1 вопрос плана.
Растворы имеют огромное значение в природе, технике, быту, жизни растений, животных, людей. Растения усваивают питательные вещества, необходимые для их роста и развития в виде растворов из почвы с помощью корневых волосков. Усвоение пищи человеком и животными тоже связано с переводом питательных веществ в раствор.
Все природные воды, а также важнейшие физиологические жидкости- кровь, плазма - являются растворами. Крови в нашем организме содержится около 5 литров.
Основная её функция – транспортная - перенос кислорода и питательных веществ по всему организму. Многие реакции также протекают в растворах.
-Что же такое растворы? Из чего они состоят?
(Беседа по плакату «Растворы»)
Растворы - однородные системы, состоящие из частиц растворённого вещества, растворителя.
РАСТВОР = РАСТВОРИТЕЛЬ + РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО.
(ВОДА) (ТВЁРДОЕ ВЕЩЕСТВО, ГАЗ,
ЖИДКОСТЬ.)

Сообщение ученика о воде как растворе – Приложение №1.
Перед вами представлены различные растворы (минеральная вода, стакан с водопроводной водой, йодная настойка, нашатырный спирт, туалетная вода, лекарственные препараты).
-Какие ещё вещества, кроме воды, могут выступать в качестве растворителей?
(Спирт, ацетон, бензин).
Все эти примеры жидких растворов.
Существуют растворы и газообразные (воздух), и твёрдые (золотые украшения представляют собой растворы, например, золотые изделия
583 - ой пробы содержат: 58,3% золота, 23,5% меди, 12,2% никеля, 6% цинка; 750 – ой пробы содержат 75% золота, 15% меди, 7,5% никеля, 2,5% цинка). А также всевозможные сплавы.
Но любой раствор состоит из растворённого вещества (одного или нескольких) и растворителя.
Сделайте вывод: какие бывают растворы? (Жидкие, газообразные, твёрдые)
Мы будем рассматривать только водные растворы:
РАСТВОР= Н2О + РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, к каким явлениям - физическим или химическим - относится процесс растворения?

РАСТВОРЕНИЕ


ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Демонстрация растворения КМпО4 в воде.
- За счёт кого процесса происходит растворение? (диффузии).
Вещество из области более высокой его концентрации переходит в область более низкой концентрации.
Процесс завершается выравниванием концентрации.
- К каким явлениям относится диффузия?
(физическим).
- Какие выводы можно сделать по данному эксперименту?
2) Признаках химических реакций.
Подумайте, можем ли мы пронаблюдать хотя бы один из этих признаков при растворении? (выдвижение версий).


Выводы:
1.Растворение результат диффузии.
2. Растворы - это однородные смеси.
Значит, растворение - это физическое явление.
Выводы:
1.Растворение - это химическое взаимодействие растворённого вещества с водой, называемое гидратацией.
2. Растворы - химические соединения.
Значит, растворение - это химическое явление.

Растворение, как и любой химический процесс, можно выразить уравнением реакции. Поэтому более правильно:
РАСТВОР = Н2О + Р.В. + ГИДРАТЫ
(продукты взаимодействия Н2О с растворёнными веществами).
- Ребята, сделайте вывод, к каким же явлениям относится растворение?
Растворение- это физико - химический процесс.
3 вопрос плана.
Солёность морской и океанской воды равна 35% . Эта вода непригодна для нужд человека. Пресной же водой, пригодной для питья человеку и животным, считается вода с солёностью менее 1%.
(Стакан с водопроводной водой).
- Какие вещества могут быть растворены в этой воде?
(различные соли, О2, СО2 и другие газы и т. д.)
Рассказ по таблице « Растворы».
- Подберите характеристику воды как растворителю. Это какой растворитель? (Универсальный).
Н2О - универсальный растворитель + твёрдые вещества (соль, сахар)
+ жидкости (спирт, кислоты)
+ газы (О2, СО2, аммиак, Н2).
- Как узнать о растворимости различных веществ в воде? Какие вещества растворимы в воде, а какие – нет?
(По таблице растворимости).
Работа с учебником: «Растворимость некоторых солей в воде».
Что можно сказать о растворимости веществ в воде?
( Растворимость веществ в воде разная).
- А что вы можете сказать о веществах, практически нерастворимых в воде? (Практически нерастворимых веществ в воде нет).

Сообщение ученика о практически нерастворимых веществах – Приложение №2.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, что влияет на растворимость веществ?
Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, то можно сделать подсказку.
Из предыдущего опыта мы выявили некоторые условия, влияющие на растворение. Скажите мне, какие? (измельчение, нагревание).
Итак, условия, влияющие на растворение:
1. Температура (работа с учебником стр. 111, рис. 76).
Растворимость большинства твёрдых веществ с повышением температуры увеличивается, хотя и есть исключения, например, Nа2СО3.
Растворимость жидкостей с повышением температуры увеличивается.
Но эта закономерность не относится к газам.
Растворимость газов с повышением температуры понижается. Именно поэтому кипячением освобождают воду от растворённых в ней газов.
- Поэтому кипячёная вода «мёртвая», в такой воде рыбы погибают. Почему?
(В ней отсутствует кислород).
На растворимость газов влияет давление. При повышении давления растворимость газов увеличивается.
2. Давление.
Оказывает влияние на растворимость газов: растворимость газов в воде при повышение давления увеличивается. (если открыть бутылку с газированным водой, давление уменьшается, растворимость углекислого газа падает и он выделяется в виде пузырьков).
3. Природа растворителя.
Нальём в одну пробирку воду, а в другую - спирт и прибавим по нескольку кристаллов йода. Мы увидим, что окраска спиртового раствора значительно интенсивнее. Почему? (т.к. йод в спирте почти в 100 раз лучше растворяется, чем в воде). Поэтому и в аптечке йод - спиртовой, а не водный раствор.
4. Измельчение. (для твердых веществ).

4. Первичное закрепление знаний.
Выполните задание.
Выберите правильные утверждения:
1. Вода занимает 3/4 поверхности Земли.
2. Дистиллированная вода содержит растворимые соли.
3. Природная вода является раствором.
4. Растворы - всегда жидкие.
5. Растворы могут быть газообразными, твёрдыми, жидкими.
6. Растворение относится к физическим явлениям.
7. Растворимость твёрдых веществ зависит от давления.
8. При нагревании растворимость всех твёрдых веществ увеличивается.
9. Измельчённые вещества растворяются быстрее.
10. Растворение происходит за счёт процесса диффузии, который относится к химическим явлениям.
5. Рефлексия.
§26, задания 6-9.


































Приложение №1.
Вода на нашей планете играет особую роль. То, что мы повседневности называем водой – это на самом деле растворы различных веществ – кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов усваивают живые организмы большинство химических элементов.
Хотя вода занимает 71% поверхности Земли, а это составляет 1 млрд. 387 млн. км3, но воды, пригодной для употребления в пищу, очень мало. Из этого богатства на долю пресной воды приходится 2,8%, причём 2,2% из них недоступны людям. Это ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды (показать на глобусе).
Если весь запас воды на Земле принять за 1л (демонстрировать кружку наполненную 1л. воды), то запасы пресной воды составят всего 30 мл. (отбирает порцию 30 мл в мерный цилиндр), а запасы доступной пресной воды- всего 6 мл.(отбирает пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл).
Океанскую воду называют « жидкой рудой» т.к. вода Мирового океана содержит свыше 60 химических элементов. Средняя солёность вод океана составляет 35% (промилле), что показывает содержание в 1 литре воды 35г солей. Самое распространённое вещество из числа растворённых в морской воде – хлорид натрия – на его долю приходится почти 80% от общего числа растворённых веществ. Поэтому около 4т поваренной соли ежегодно получают из морской воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно распределить только по суше, то толщина слоя составит 153метра - это высота 50- этажного небоскрёба.
Уже сегодня из морской воды извлекают магний, бром, уран, золото. Подсчёты показывают, что в воде всех морей и океанов содержится около 8млрд тонн золота.
Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась в воде. Именно вода создала окружающую нас природу, животный мир, да и самого человека. Она стала тем «питательным бульоном», в котором 3,5млрд лет назад зародилась жизнь на Земле. В качестве одного из главных доказательств этого используется то, что по химическому составу некоторых растворённых солей морская вода очень близка к человеческой крови.














Приложение №2.
Абсолютно нерастворимых в воде веществ нет. Правда, одни вещества растворяются хорошо, другие – хуже, третьи же, на первый взгляд, кажутся совсем нерастворимыми. Но так только кажется.
Вещество, которое мы считаем нерастворимым, при более тщательном изучении обладает очень и очень малой растворимостью. Такой очень малой растворимостью обладает, например, серебро.
Ещё в глубокой древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с металлическим серебром, приобретает целебные свойства. Древние индусы обеззараживали воду погружением в неё пластинок из металлического серебра. В русской православной церкви прихожане получают « святую» воду, которая выдерживается в серебряных сосудах. В некоторых странах существовал обычай при освещении колодцев бросать в них серебряные монеты. Это наблюдения были сделаны разными народами и в различных частях света. Но в чём же причина проявления особых свойств «серебряной» воды? Оказывается, незначительные, буквально невесомые количества растворённого серебра способны убивать микроорганизмы, находящиеся в воде. Поэтому вода, хранящаяся в серебряном сосуде, долгое время не портится.
Растворившееся серебро убивает микроорганизмы, размножающиеся при гниении. Достаточно несколько миллиардных долей грамма серебра, чтобы обезвредить литр воды. Для придания воде бактерицидных свойств достаточно кратковременного контакта с серебром.
Таким же действием на микробы обладает и свинец. Но свинец, содержащийся в воде даже в небольших количествах, ядовит для человека и всех живых организмов.
Чудесные свойства серебра известны с древних времён – оно не только предохраняет воду от загнивания и размножения микроорганизмов, но и ускоряет заживление ран. Ещё древние полководцы возили с собой в походы воду в серебряных сосудах. Жрецы древнего Египта лечили трудно заживающие раны и язвы, покрывая их серебряными пластинками. Вода в серебряных сосудах не портится даже в самое жаркое время года.
И в настоящее время в медицине широко используется серебряная вода, соли серебра и мази, изготовленные на их основе, для лечения кожных заболеваний.










13PAGE \* MERGEFORMAT14115