Разработка наглядных пособий для кружка декоративно–прикладного направления по теме «Народные ремесла алтайцев».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улаганская средняя общеобразовательная школа»
Разработка наглядных пособий для кружка декоративно–прикладного направления по теме
«Народные ремесла алтайцев».
Выполнила: Альдашева Ия Юрьевна
Учитель технологии
УлаганСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1 Народные ремесла алтайцев
6
1.1 Истоки народных ремесел алтайцев
8
1.2 Художественная обработка дерева, бересты и металла
8
1.3 Художественная обработка войлока и тканей
25
1.4 Художественная обработка кожи и меха
31
2 Разработка наглядных пособий для кружка декоративно-прикладного направления по теме «Народные ремесла алтайцев»
35
2.3 Эскизный проект войлочного ковра
35
2.4 Технология изготовления войлочного ковра
37
2.5 Расчет себестоимости проекта
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44
ВВЕДЕНИЕ
Народное искусство в традиционной культуре народа – это, прежде всего мир особого отношения человека к жизни в целом «мир народного искусства – мир целостного человека. Он создается условиями природного окружения. Народный мастер особенно чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, в творчестве своем он сохраняет масштаб всеобщего» [Некрасова 1983: 47].
Исторический доказано, что человек, знающий родную историю, воспитанный на основе духовных начал, культуры родного народа и общечеловеческих ценностей, проявляет «национальную религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Основной путь достижения этой цели – в привитии подрастающему поколению культурно-нравственных ценностей своего народа, знании основ его философии и истории [7, с.69].
За последние годы интерес к декоративно–прикладному искусству алтайцев чрезвычайно усилился, и, привлек, внимания людей самых разных родов деятельности обладая динамическим потенциалом формированию этнического самосознания народа, декоративное–прикладное искусства концентрирует в себе национально специфические особенности, его исторического развития. Народное искусство алтайцев стало основополагающей средой обитания и функционирования эстетических и нравственного потенциалов всего населения Республики Алтай, так как оно содействует постижению закономерностей социального поведения людей различных национальностей и способов их мировоззрения и миропонимания.
Сегодня, как и во все времена, народные ремесла алтайцев играют важнейшую роль, поэтому необходимо приобщать детей к истокам народного творчества, развивать в них интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками алтайских традиции. Наряду с этим, подросткам необходимо знать историю и культуру народов, проживающих вместе с ними в многонациональном крае.
Работа Л.П. Потапова «Очерки по истории алтайцев» представляет особый интерес в вопросе изучении истории развития декоративного искусства Алтая. Автор рассматривает быт, нравы, обычаи и материальную культуру алтайцев в XIXвеке в предреволюционный период и в советское время. Культуре и искусству алтайцев XIXXX веков посвящена особая глава в капитальном труде С.В. Иванова «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начала XX вв.», которая дает возможность сравнить искусство алтайцев с искусством других народов Сибири, и из этого сравнения яснее выступает самобытность современного алтайского искусства и его связь с алтайским искусством древности. Крупный ученый искусствовед В.И. Эдоков осуществил глубокое исследование в области декоративного искусства народов Горного Алтая, выявив общность многих изобразительных принципов, восходящих к древним пластам археологических культур эпохи Пазырыка, определил роль орнамента в культуре народа. Исследователь А.В. Эдоков представил историю, виды и техники декоративно-прикладного искусства Горного Алтая в монографии «Декоративное искусство Горного Алтая. С древнейших времен до наших дней».
Однако недостаточно разработаны наглядные пособия для обучения школьников народным ремеслам, поэтому тема курсовой работы «Разработка наглядных пособий для кружка декоративно - прикладного направления по теме «Народные ремесла алтайцев» актуальна.
Цель исследования: выявить виды народных ремесел алтайцев и разработать наглядное пособие для школьного кружка декоративно-прикладного направления.
Объект исследования – народные ремесла алтайцев.
Предмет исследования – разработка наглядных пособий для кружка декоративно–прикладного направления по теме «Народные ремесла алтайцев».
Задачи исследования:
1) Выявить виды народных ремесел алтайцев.
2) Разработать наглядное пособие для школьного кружка декоративно-прикладного направления (войлочный ковер).
3) Рассчитать себестоимость проекта.
Методы исследования: анализ информационных источников по теме исследования, проектирование.
Практическая значимость исследования – результаты работы можно использовать в учебном процессе кружка декоративно-прикладного направления, а также в музейной экспозиции вуза.
1 Народные ремесла алтайцев
1.1 Истоки народных ремесел алтайцев
Для исторического раздела, посвященного выявлению периодов развития декоративно-прикладного искусства Древнего Алтая, особое значение имеет богатейшее собрание образцов декоративного искусства, извлеченных из оледенелых алтайских курганов: Пазырыка, Баша-дара, Туекты, Катанды и Укока. Они стали не только точными временными ориентирами, но и показателем стилистического своеобразия древнего скифо-сибирского стиля, позволившего с достаточной уверенностью проследить путь художественной традиции во времени и пространстве. Так, выяснилось, что наиболее устойчивые типологические комплексы (виды ремесла, орнаментальные и сюжетные мотивы), свойственные древнему искусству Горного Алтая по крайней мере, с эпохи Пазырыкской культуры (VIII вв. до н.э.) - в виде реминисценций прослеживаются в этнографическом искусстве современных алтайцев вплоть до начала XX века. Более того, на всем этом научно обозримом временном промежутке именно они определяют жизненность и своеобразие алтайской изобразительной традиции в огромном пространственном круге сопредельных и, в первую очередь, кочевых народов Сибири и Центральной Азии [12,с.15].
Если искусство древнего населения Горного Алтая, благодаря трудам профессора С.И. Руденко, возглавлявшего раскопки Пазырыкских курганов, археологов М.П. Грязнова, С.В. Киселева, оказалось изучено более основательно и подробно, то искусство современных алтайцев стало предметом специального изучения сравнительно недавно.
Многие вопросы по алтайскому народному искусству еще не изучены. «Мимо исследователей, – отмечает В.И. Эдоков, – прошли такие важные моменты, как: вопрос художественно-эстетического развития народа, выяснение общих принципов декоративного оформления народного быта, вопрос генеалогии орнамента, то есть подлинности его национальной принадлежности». Поэтому сейчас, пишет автор в другом своем выступлении, главными источниками, которые могут дать реальные представления о декоративно-прикладном искусстве алтайского народа с конца XIX в. и до наших дней, являются материалы в виде зарисовок, описаний художников И.Б. Титкова, Н.В. Шагаева, хранящихся в музеях Горно-Алтайска. Большой интерес представляют этнографические рисунки Г.И. Гуркина. Алтаец по национальности, он был не только известным мастером пейзажа. Его дневники и рисунки в краеведческом музее Горно-Алтайска и АМИИ содержат много интересных наблюдений в области национального орнаментального искусства.
Археологические материалы, извлеченные из курганов Горного Алтая, их историческая и искусствоведческая интерпретация, опубликованы в многочисленных изданиях, главные из которых относятся к 70-м годам прошлого века. Однако в последнее время, благодаря новым археологическим открытиям, осуществленным ученными в сопредельных Алтаю республиках – Хакасия, Тыва и Казахстан, появилось много новых публикаций, которой значительной степени расширили представления о роли и пространении пазырыкского кургана искусства, как в скифское время, так и в последующие эпохи.
Совокупность археологической литературы наряду другими с историка - этнографическими источниками, дают нам возможность выделить исторические этапы и рубежи развития традиционного искусства. Обнаружить семантика – стилистические особенности и устойчивые компоненты, так, например характер использования того или иного материала, средств художественной выразительности, исходные формы и производные комплексы орнамента, которые были в древнем искусстве, а затем, пройдя тысячелетия практически без изменения, оказались структурообразующими элементами современного прикладного искусства алтайцев. Даже простое сопоставление показывает, что основные виды прикладного искусства прошлого, то есть художественное оформления дерева, войлока, металла, кожи имеют прямые аналоги в современном декоративном искусстве Горного Алтая.
Это же сопоставление свидетельствует и о том, что на протяжений тысячелетий народное искусство алтайцев всегда сохраняло свою древнюю основу, свою самобытность, впитывая все лучшее свое культурного наследия прошлого, и в лучших своих проявлениях выражает его творческий дух и эстетические воззрения. Поэтому, кажется естественным на основе существующего научного материала составление своеобразной родословной этнографического искусства современных алтайцев, начиная с истоков, то есть с эпохи Пазырыка.
Археологические данные указывают, что алтайцы, точнее жители Алтая скифского времени имели постоянные бревенчатые дома. Погребальные камеры Пазырыка, Укока, Башадара, и других курганов, свидетельствуют не только высокой технике плотничьего дела, но и сохраняют ряд типичных деталей в конструкции домов, что свою очередь прямо указывает на сравнительно оседлый или полукочевой образ жизни [12, с.21].
И все же, несмотря на сравнительно широкое распространение орнаментальных металлических изделий в быту алтайцев, до недавнего времени подлинных образцов орнаментированного металла сохранилось очень немного. Поэтому основными источниками этого вида народного искусства остаются свидетельства вышеназванных художников, а также материалы – фотографии, зарисовки, описания беседы с информаторами, собранные В.И. Эдоковым в различных районах республики Алтай
Таким образом, выявлены истоки народных ремесел алтайцев, которыми являются культура скифского времени. Традиционно алтайцы использовали следующие виды народного декоративно-прикладного творчества по художественной обработке дерева, бересты, металла, кожи. войлока.:
1.2 Художественная обработка дерева, бересты и металла
Традиционным видом алтайского народного декоративно-прикладного творчества является изготовлением художественного обработка изделий из бересты и дерева. Еще в древности дерева привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной красотой. При обработке сохраняло свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность. благодаря которые она применялась для изготовления предметного быта.
Блюда для разделывания и хранения мяса (тепши), ступы для измельчения зерна (сокы), ложки, черпаки, трубки для перегонки молочной водки (аракы), кровати (агаш-орын), сундуки, лари, шкатулки, ведра (коноки), струнные и духовые музыкальные инструменты (трпшууры, икили), столбы - коновязи (чакы) и т. д. Все эти предметы быта делались из дерева и почти всегда украшались довольно сложным орнаментным узором, выполненным контурной или выемчатой резьбой, сюжетными рисунками или геометрическими узорами.
Веками выработанное чувство материала определяло мастерские навыки ритмического членения орнаментируемых плоскостей, пропорциональное соотношение частей. Все это можно проследить на украшениях деревянных кроватей (агаш-орын) (рисунок 1). Сделанные почти без применения гвоздей, кровати были хорошо приспособлены для кочевого быта, так как быстро разбирались и собирались, были легко транспортабельны. Конструкция кроватей в целом была однотипной. Размеры соответствовали росту человеком и размерами юрты: длина 170-180 см, ширина 80-100 см, высота примерно 50 см. Верхняя часть образует прямоугольную раму, укрепленную тремя или четырьмя поперечными брусками, на которую настилалось ложе [12,с.129].
Рисунок 1 – Деревянная кровать (агаш-орын)
Обязательным предметом алтайского жилища были сундуки, в котором хранились особо ценные вещи. Чтобы в сундуки не проникала сырость, обычно их ставили на специальные бревна – подставки. Как и у кроватей, контурной резьбой украшалось только лицевая стенка сундука (рисунок 2).
Рисунок 2 – Резная передняя стенка сундука
В основе орнаментального оформления деревянных изделий, и в первую очередь кроватей и сундуков, лежит определенная художественная система, связанная другими видами алтайского прикладного искусства. Сохранившиеся образцы орнаментированных сундуков столетней или несколько меньшей давности показывают, что композиционный строй резного декора основан на законе зеркальной симметрии и многократного повторения отдельных элементов по краям или по углам изобразительной плоскости. Среди них главное место занимает классический алтайский рогообразный мотив – кульдя.
Наиболее характерным примером квадратов первого сундука занимает рогообразный четырехконечный узор, а второго – две окружности, заполненные геометрическим орнаментом, повторяющим форму круга (рисунок 3).
Рисунок 3– Орнамент на передних крышках
Деревянные изделия были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве. Однако вещи, отличающиеся высоким качеством исполнения, изготавливались только мастерами [5, с.9].
Деревянную посуду можно разделить на три вида:
а) сосуды со сферическим дном и поддоном.
К этому в виду относятся ковш (суску) (рисунок 4), черпак(чуучак) (рисунок 5). Их изготавливали путем вырезания резцом из тополя и березы.
Рисунок 4 – Ковш (суску)
Рисунок 5– Черпак (чуучак)
Деревянное блюда (тепши) (рисунок6), относящееся к этому же виду, изготавливали из расколотой пополам цельной березы. Блюдо вырезали ножом или топором по наметке, затем резцом выравнивали изнутри. После чего отесывали с ножом снаружи [5, с.9].
Рисунок 6 – Деревянные блюда (тепши)
Сосуды с поддоном чайные (айак) (рисунок 7), обыденные (чара) (рисунок 8), винные (чоочой) (рисунок9) изготавливали из цельного куска березы, ее корня и нароста, а также кедра, сосны и тополя. Для поделки винной чашки использовали и корень можжевельника.
Рисунок 7- Чашка (айак) Рисунок 8 – Обыденная тарелка (чара)
Рисунок 9 – Винная чашка (чоочой)
б) сосуды цилиндрической формы.
Для изготовления сосудов данного вида использовали высушенную сосну, лиственницу, тополь, березу.
При обработке заготовки для ступы (сокы) (рисунок 10) применяли выжигание. При выделке кадки (рисунок 11,а) использовали дуплистое дерево. Высота сосуда 70 – 90см, диаметр 35 – 40.
Рисунок 10 – Ступа (сокы)
Для хранения молочных продуктов и содержания чегеня применялся «куп» - высокий сосуд, изготовленный бондарным способом (рисунок 11,б).
Рисунок 11 – Кадки: а – из дуплистого дерева; б – для хранения молочных продуктов (куп)
в) предметы домашнего обихода, гнутые из досок
Веялки (рисунок12, а) (эскин) изготавливались из дранки. Из дранок вырезали овальной формы дно. Для бортика дранку распаривали в горячей воде, чтобы ее можно было согнуть. Для придания бортику изогнутой формы по форме уже вырезанного дна в землю вбивали в два ряда деревянные колышки. Между ними вставляли распаренную дранку и оставляли до полной просушки. После этого бортик прикреплялся ко дну тонкими ремешками.
Рисунок 12 – Гнутые из досок: а) – веялка (эскин); б) – решета (элгек)
Для решета (рисунок 12,б) элгек (элек) употребляли тонкую дранку, из которой делали обечайку. Тем же способом, но уже в круг, и затем обтягивали ее сыромятной кожей, которую прокалывали металлическим стержнем [5, с.10].
Непосредственно к деревянным изделиям алтайского прикладного искусства примыкают предметы, выполненные из бересты: туеса, кошельки и заплечные сумки для сбора ягод и орехов. Основной прием декоративной обработки бересты - вырезание, продавливание и аппликации, причем, главный эффект достигается умелым обыгрыванием свойств бересты, в частности, ее цвета. Как известно, берестяная кора в зависимости от возраста и выдержки обладает довольно широким диапазоном различных оттенков от светло-желтого, почти медового цвета, до темно- коричневого и красноватого. Разнообразие орнаментальных мотивов и технических приемов обработки, умелое использование свойств фактуры материала придают алтайским берестяным изделиям своеобразие, делают их красивыми, богатыми, несмотря на кажущуюся простоту (рисунок13) [12, c.129].
Рисунок 13 - Деревянное ведро – кенок
Издавна алтайские мастера металлообработки производили металлическую посуду, предметы хозяйственного инвентаря, оружие, конское снаряжение, металлические части костюма, атрибуты шаманов, ювелирные украшения, огниво и многое другое.
По этнографическим описаниям, зарисовкам и фотографиями, примерно столетней давности, можно заключить, что художественная обработка металла у алтайцев, как у других кочевых народов, находила применение, прежде всего в украшении боевого и охотничьего оружия, конской упряжи, а также при изготовлении ювелирных изделий. Декоративно оформленные металлические пластинки и бляхи прикреплялись на кожаные ремни и сумки, огнива и охотничьи ножи, при этом наибольшее внимание уделялось отделке рукояток и ножен [12, c.99]
Очень многие сохранившихся доныне фрагментов металлических украшений к конской упряжи подвергались серебрению. Поскольку у всех сопредельных алтайцам народов, прежде всего киргизов, тувинцев, а также монголов и бурят эта техника пользовалась особой популярностью и достаточно хорошо изучена, нет оснований думать, что алтайские кузнецы употребляли другие приемы. Тем более, что результат подобной обработки вполне идентичны. Разница наблюдается только в вариациях орнаментальных узоров [12,c.104].
Суть техники в принципе очень проста и экономична. Мастер сначала выковывали кусок железа нужной формы, а затем обрабатывали его поверхность либо специальным молотком с ребристой поверхностью ударной части головки, либо острым зубилом с тем, что чтобы покрыты ее сеткой метких перекрещивающихся бороздок. Серебро, предварительно раскатанное до тонкой пластинки, вбивали затем на засеченную поверхность до его полного скрепления с железом. Затем посеребренную железную форму декорировали гравировкой или чернью.
В середине 1950-х годов почти в каждой юрте можно было найти уздечку, а то седло художественной работы, украшенное набором разнообразных пластин из посеребренного железа с чеканным черневым узором. Хотя уже много лет созданием таких изделий никто не занимается, сохранились многие фрагменты конской сбруи. По ним можно определить, что наиболее употребляемым приемом декора было серебрение, а основными формами – круглые, продолговатую сферическую пластинки, розетки с восемью или шестью лепестками, стрельчатые пластинки. Все эти формы помещались в наиболее заметных местах сбруи и часто скрывали под собой переплетения ремней. Розетки эти имеют слегка выпуклую сферическую форму. Продолговатые пластинки длинной от 3-х до 10 см. С обеих сторон завершены полукруглыми или килевидными выступами. Все эти пластинки – и круглые, и продолговатые – украшены тонким графическим узором, нанесенным чеканкой или чернью. Узоры разнообразны чаще всего состоят из кружков, крестиков, стрелков, разнообразных завитков и точек. Размещенные по отдельности или в целом они составляют определенный узор и разного рода фигуры, соединенные в цепочки, овалы из стреловидных, клиновидных, веерообразных форм. В целом, однако, каждый ансамбль представляет собой довольно стройную эстетическую систему. Однако орнамент на посеребренных изделиях бывает не только плоским.[12, c.106].
Сбруя состоит из следующих деталей:
Недоуздок (рисунок 14) сплетают обычно из шерстяных веревок или изготавливают из сыромятного ремня без железного мундштука, на левой стороне прикрепляется веревка или ремень длиной чуть больше 2м.
Рисунок 14 – Недоуздок
Узда (рисунок 15) изготавливалась обычно из тонких сплетенных кожаных ремешков, она состоит из двух боковых ремней, идущих от удил вдоль головы, накостника, проходящего поперек носа и соединяющего боковые ремни на уровне середины головы и поперечного ремня, проходящего под головой. Боковые ремни прокладываются за ушами лошади. Удила трензельные, с небольшими кольцами по сторонам, к которым привязан повод, вырезанный из узкого ремня.
Седло для верховой езды (рисунок 15) состоит из двух продольных тонких дощечек, к обоим концам которого прикреплено кожаными ремнями по сильной изогнутой дуге, вырезанной из крученого дерева. Между этими дугами помещались круглая или уплощенная планка таким образом, чтобы своды дуг сильно выдавались над ней. В продольных дощечках на концах находится по два отверстия для крепления подпруг и стремян (рисунок16). На заднем конце продольных дощечек имеется еще по отверстию для крепления подхвостника. Между дугами прикрепляется седельная подушка из нескольких слоев войлока, у дорогих седел войлок обтягивают черной кожей. Под седло кладут тоже несколько слоев войлока (токум) [5, с.12].
Рисунок 15 Металлические украшения на луке седла
Вьючное седло (рисунок 16) состояло из двух продольных дощечек, концы которых соединялись планкой с вырезами. На продольных дощечках имелись отверстия для крепления подпруг и подхвостника.
Рисунок16 – Седло и упряжь. Начало XX века
Не лишены художественной отделки и стремена. Их делали в древние времена из дерева и украшали пластинками из кости. Современные металлические стремена – медные или посеребренные железные. Большая часть их украшена профилированной, ажурной резьбой и насечкой. Медные стремена иногда украшали узорами в виде врезанных концентрических кружков - прием, который, несомненно, ведет свое начало от древней техники орнаментации кости (рисунок 17).
В целом, украшение коня и кожаной сбруи представляют единый, веками отшлифованный и вполне законченный художественный комплекс, в котором сочетаются различные технические приемы, формы и узоры. Мастера стремились сделать узоры четкими, заметными. Орнаментальные мотивы на вещах из металла во многом совпадают с рисунками и узорами на других традиционных изделиях из войлока, дерева, частично кожи [12, с.101].
Рисунок 17 – Стремена с гравировкой
На охоте использовали ружья, рассчитанные в основном на крупную дичь. У ружья был узкий приклад из дерева. Примерно в 2,5см от начала приклада прикреплена на шарнирах деревянная вилка, которую можно отгибать вперед к стволу. Сбоку на прикладе помещается фитильная сумка. Неподалеку от фитиля в прикладе имеется простой курок, который движется по продольной оси ружья вокруг металлического стержня, расположенного внутри приклада поперечном направлении
Пули делаются из железа и хранятся в мешочке на поясе. А на шею повязывают шнур, на котором прикреплены заткнутые пробками рожки с порохом (рисунок 18). [5, c.13].
Рисунок 18 – Ружье
Особо следует остановиться на алтайских женских украшениях из металла. Об их древности свидетельствует находки в курганах у села Кумуртук в низовые реки Челушман. По описанию С.И. Руденко, это были «браслеты, изготовленные из гнутого бронзового прута, на дном конце имеются сечки на наружной поверхности». Этот же автор сообщает, что: «серьги, как женские, так и мужские, находимые в горно-алтайских курганах, представляют собой согнутую в колечко золотую проволоку. Имелись, однако, золотые серьги весьма тонкой ювелирной работы, с зернью. Такие серьги обнаружены во втором Пазырыкском кургане. По сходству техники изготовления и стиля с ювелирными изделиями из среднеазиатского междуречья и с персидскими ахеменидского времени, можно думать, что в Горный Алтай такие серьги ввозилась с юга средней и Передней Азии (Рисунок 19).
Рисунок 19 – Серьга из серебра и цветных бус
Волосы были, пожалуй, основным объектом украшения алтайской женщины. Едва ли не с первых самостоятельных шагов к спинкам детей подвешивались, вероятно, в качестве оберега, так называемый шалтрак- квадратный, треугольный или круглый предмет. Он мог быть войлочным, матерчатым, металлическим, с приклеенными к нему украшениями – декоративными металлическими пуговицами, раковинами каури, нитками бус, монетами, а также медными или серебряными колокольчиками [12, с.109].
Большой интерес представляют декоративные металлические пряжки- «бельдуш», Употреблявшиеся в качестве украшения женского костюма. При помощи ремня они пристегивались к поясу. Обычно пряжки состоят из двух частей, соединенных между собой шарниром в виде сплошной или прорезной пластины самых различных форм. К ним наглухо крепился ремень, которому подвешивались различные украшения: низки бус, раковины, кисти, пуговицы, а также маленькие кожаные кисеты (калта) разной формы и украшенные орнаментом. Матери зашивали в них пупки (кин) своих детей. По числе «кинов» можно было узнать, сколько у матерей детей (рисунок 20).
Рисунок 20 – Таблица формы, поясных пряжек – бельдуш
Среди типичных мужских украшений, еще недавно существовавших в быту, необходимо, прежде всего, назвать и отделку ножен. Подвешенный к поясу (бычак) был обязательной принадлежностью каждого мужчины так же, как и орнаментированное цветным металлом кресало (отык) для добычи огня (рисунок 21). Украшенный резьбой и металлическими вставками курительная трубка (канза), кожаный или вышитый сосуд матерчатый кисет (калта), засунутый чаще всего за пояс или в широкое голенище мехового сапога (одук) дополняли ежедневный костюм алтайского мужчины [12, с.106].
Рисунок 21– Огниво – отык. Металл, кожа
Из металлической посуды имелись чугунные кувшины (рисунок 22.а) и чугунные котлы полусферической формы (рисунок 22,б)
Рисунок 22 – Котлы полусферической формы – а) чугунный кувшин; б) чугунный котел
Для перегонки кислого молока использовали винокуренные аппараты двух типов: казан - капкак и казан шурум.
Казан капкак (рисунок 23) состоял из чугунного котла, двух деревянных изогнутых труб (чорго) и вышеупомянутых чугунных кувшинов. Такой аппарат был удобен для перевозок. Другой аппарат шурум, состоящий из котла и удлиненного цилиндрического сосуда чапчак (рисунок 24).
Рисунок 23 –Казан (Капкак)
Рисунок 24 – Самогонный аппарат (шурум)
Таким образом, выявлены художественная обработка дерева, бересты и металла, которые они использовали предметы в быту и для украшении боевого и охотничьего оружия, конской упряжи, а также при изготовлении ювелирных изделий.
1.3 Художественная обработка войлока и тканей
Художественные особенности алтайских войлоков (кийис) во многом зависят от техники их изготовления. Существует различные приемы орнаментации войлочных изделий, которые мало отличаются от технических приемов, употребляемых народными мастерами, например Киргизии и Казахстане. В основном эти приемы сводятся к следующим видам обработки: аппликация по войлоку цветной тканью или крашеным войлоком; вваливанию узора из цветной шерсти; узорной стежки по войлоку; выкладывание узора цветным шнуром и художественные приемы.
К сожалению, подлинных образцов алтайских художественных войлоков ни одной из перечисленных здесь коллекции не сохранилось, кроме как зарисовках. Даже эти материалы указывают, что в жилищах алтайцев- деревянных срубленных шестиугольных юртах- повсеместно употреблялись не только орнаментированные войлоки для утепления пола ,но и настенные ковры – кебис. Зарисованные, например, художником И.В.Титковым образцы различаются между собой не только разнообразием орнаментальных узоров, в основном вариации традиционной «кульди», сколько различием, применяемых при изготовлении материалов. Так, нарисованный им в 1925году в Улаганском районе коврик, представлял собой аппликацию на кошме из разноцветных лоскутков материи, шнура и цветной тесемки. Последние материалы служили для подчеркивания контуров узоров. В орнаменте этого ковра видны влияние. В традиционные рогообразные узоры вписываются элементы растительного орнамента – цветы, листья, что не характерно для алтайцев. Исключительный интерес представляет собой образец, зафиксированный И.В.Титковым в селе Улаган. Как и предыдущий, он изображает аппликацию на кошме из лоскутков цветной материи и шнура. Ковер имеет форму вытянутого прямоугольника со срезанными, точнее сказать, округленными углами. На широкий бежевого цвета кайме нашиты голубые узоры «кульди», как бы вырастающие из краев ковра. Не широкая полоска, украшенная простым орнаментом, в форме чередующихся зеленых на черном фоне треугольников, отделяет кайму от центрального поля, разделенного фиолетовой каймой на две равные части. Одна сторона поля, более светлая, символизируют день. На ней нашито изображения солнца – круг с расходящимися от него лучами. На другой, темной стороне, при помощи светло зеленых лоскутков материи изображены полумесяц и звезды. Иными словами, ковер имеет сюжетное содержание. Кроме того изображения солнца и луны на ковре там, где день, еще изображен полукруг, подкова и огнива, а там где день, еще изображен полукруг, подкова и огниво, а там где ночь изображение дерева, двух ленточных узлов. Что все это означает, сейчас неясно. Жаль, что в свое время художник не записал сюжетное содержание ковра (рисунок 25).[12, с. 118].
Рисунок 25 – Войлочный ковер, зафиксированный И.В.Титковым в селе Улаган
Такие, совершенно конкретные по содержанию, ковры у алтайцев встречаются редко. Тогда как, например, в росписи деревянных ведерок (кёнёков), кожаных сосудов для жидкости (тажууров), повествовательный сюжет - совершенно обычное явление. Очевидно, в этом акте отразилась общая генеалогия орнаментального искусства. Иными словами, подобно орнаменту других народов, алтайский узор выступает как лаконичное, выразительное и образное воспроизведение реальной действительности.
В орнаменте войлочных изделий «тамга» занимает заметное место. Тамгу мастерица умело приспосабливала на коврах нужном месте, что говорило об авторстве орнаменте или ковра. По коврам можно определить из родового или племенного поступил тот или иной ковер.
Отдельные элементы, связанные с мотивами оберега, вводимые в качестве орнамента на войлочных изделиях, имели различные смысловые значение. Им приписывалось не только магическая сила предохранения от злых духов, но и способность вызывать обилие продуктов, обеспечивать богатство, счастье и т.д (рисунок 26).
Рисунок 26 – Ковер изображениям тамги
В наше время, когда переносная юрта стала лишь временным летним жили-
шем, войлочные изделия не потеряли своего назначения и в современных квартирах. Войлочные ковры (сырмаки, текеметы) стелятся на полу, вывешиваются на стенах, в общем, выполняют те же функции - утилитарные и художественные, которые они несли и при кочевом укладе жизни народа.
При изготовлении ковра – сырмака мастерица перед окрашиванием войлока нарезает его на куски в соответствии с основными орнаментальными формами будущего изделия. После покраски умелица накладывает войлок одного цвета на другой, наносит мелом на верхний кусок войлока узор и по узору режет сразу два слоя войлока. Делают это обычно наиболее опытные мастерицы, создавая узор по памяти, от руки. По контуру узора кошму режут острым ножом одновременно и для узора. Но бывают случаи, когда менее опытнее ковровщицы используют трафареты. Вставленный один в другой куски войлока сшивают, накладывают на простой грубый войлок, плотно пристегивают. Стежка ведется параллельно очертаниям узора. По линии соединения кусков разноцветного войлока пришивается цветной шнур, роль которого в общем, колористическом решении ковра значителен (рисунок 27).[12, с.123].
Рисунок 27 – Cырмак с изображением тамги
Если для казахских узоров характерны вариации растительного узора, то для алтайских наиболее популярны рогообразные мотивы. Кроме того, для них обязательно центральное поле, которое состоит из одного или двух прямоугольников, ромбов или окружностей, вписанных в прямоугольник. Узор центрального поля сырмаков всегда крупный. В этом сказывается, с одной стороны, понимание народными мастерами декоративности ковра, и с другой зависимость мастеров от технических возможностей, заставляющих их избегать мелких форм орнамента детализации. Узор отличается уравновешенностью композиции, построенной всегда симметричной по горизонтали. Отдельные орнаментальные мотивы располагаются в этой композиции одинаково, следуя один за другим: они никогда не бывают наложенными один на другой или переплетенными между собой (рисунок 28).
Рисунок 28 – Узорный войлочный сырмак
Алтайский войлочный ковер в Большой советской энциклопедии. На бордюре войлочного ковра на белом фоне выполнены зооморфные орнаменты коричневого цвета: муйиз (бараньи рога) и кос муйиз (соединенные рога). В центральной части ковра – прямоугольник черного цвета, обрамлен орнаментом из треугольников черного и коричневого цвета. Ковер имеет прямоугольную форму размером 150х100 см (рисунок 29).
Рисунок 29 – Алтайский войлочный ковер
Орнаментальные узоры на ткани, прежде всего, связаны, прежде всего, с национальной одеждой алтайцев. Изготовлением одежды занимались практически все женщины, которые с детства усваивали основные приемы выделки овчин, обработки кожи войлока, работы с хлопчатобумажной тканью.
Материал, которого шилась традиционная алтайская одежда, можно условно разделить на три вида. Ткани собственного производства: холст, сукно из льняных и выкрашенных шерстяных ниток. Материал животного происхождения: овечьи, козьи, козлиные шкуры, грубая замша, мех.
Естественно, что костюмы для разных сезонов шилась из разных материалов. Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или овечьей шкуры. Рыси, енота, лисьего и собольего меха. Зимняя шуба могла быть просто из овчины, а иногда верх шубы покрывался хлопчатобумажной тканью, чесучой, шелком, парчой, атласом. Летнюю одежду шили из названных выше тканей, а также из сукна и бархата, на подкладку использовали более тонкие материалы [12, с.151].
Таким образом, выявлено, что подлинных образцов алтайских художественных войлоков ни в одной из перечисленных здесь коллекций не сохранилось, кроме как зарисовках. В качестве аналога для дальнейшей детальной разработки и изготовления войлочного ковра определен ковер из Большой Советской Энциклопедии (рисунок 29).
1.4 Художественная обработка кожи и меха
Этнографические источники свидетельствуют, что многие века в условиях натурального хозяйства кожа различных животных использовалась для изготовления многих предметов и вещей домашнего обихода - одежды и обуви, кожаной сбруи, посуды, сосудов для хранения и перевозки молочных и сыпучих (зерновых) продуктов.
Первоначальной обработкой кожи занимались преимущественно женщины, а ее художественным оформлением мужчины. Особенно это касалось конской сбруи. Алтайская техника обработки кожи в принципе не отличалась от обработки ее другими кочевыми народами и достаточно полно описана в этнографической литературе.
Кожаными изделиями, наиболее часто подвергавшимся художественной обработке, были сосуды для молочных продуктов – тажууры и кенеки(ведра), а также кедими (кожаные накладки на потники или подседельники). Орнамент на все изделия наносился либо техникой тиснения, либо нарезкой узора (или рисунка) острием ножа или заостренной деревянной палочкой. Кроме указанных способов кожаные изделия, охотничьи сумки, чехлы для огнива – отыки, те же кедими украшались металлическими бляшками с элементами орнамента (рисунок 30).
Рисунок 30 – Поясной кожаный кошелек
Для изготовления кожаных сосудов кожу брали сразу после убоя коровы или лошади. Существовали два способа удаления с нее шерсти: или срезали ножом, или клали в воду на несколько дней до отделения шерсти. Очищенную от шерсти кожу растягивали по земле, укрепив деревянными колышками. После того, как кожа подсохнет, ее подвергали копчению.
Для этого устраивали специальную коптильню: выкапывали две ямы глубиной около метра, на расстоянии двух- трех метров одна от другой, и соединяли их отверстием. Просушенную кожу свертывали в рулон, затем вставляли в деревянный цилиндрический сосуд без дна, который просовывали в отверстие одной из ям. В другой яме разжигали гнилушки лиственницы и прикрывали каменной плитой. Дым, прежде чем дойти до кожи, успевал остыть под землей и увлажниться, благодаря чему кожа не высушивалась, а коптилась.
После 6-7 дней копчения кожа приобретала коричневый или черный цвет, в зависимости от продолжительности процесса. Она становилась плотной и упругой. Для того, чтобы она отмякла, ее закапывали на несколько дней в землю, и только после этого приступали к раскрою.
Из самой лучшей, самой толстой кожи выкраивали тажуур (рисунок 31). Из остальной кожи аркыт (рисунок 32). [5, с.8].
Рисунок 31 – Зарисовка этнографических рисунков кожаном тажууре
Кожа, снятая с задних ног, шла на изготовления борбуя(рисунок 32,б), а с передних ног на изготовление сосуда торсук.
Рисунок 32 – Кожа снятая из задних ног: а) аркыт; б) борбуя
Шили сосуды сухожильными нитками, взятыми из конских или коровьих сухожилий весеннего убоя.
Раскроенные части кожи по краю прокалывали шилом и сшивали в две нитки. Таким образом, полученные сосуды как аркыт, борбуй и торсук наполняли влажной землей и, придав форму, оставляли на несколько дней для просушки. Затем вытряхивали землю, промывали сосуды и снова коптили в юрте.
Из кожаных сосудов украшали только тажуур. Еще на влажную поверхность сосуда острой палочкой наносился от руки рисунок. Орнаметированые сосудов из кожи производилось тиснением.
Для изготовления сосудов, в которых хранились мелкие вещи, использовали мошонки. Сосуд форме стакана (рисунок 33) сделан из мошонки быка, снятой чулком, мехом наружу.
Из кожи вымени коровы изготовляли ведра-подойники (бортого).
Рисунок 33 – Стакан сделан из мошонки быка
Из внутренних органов животных: желудка (карын), мочевого пузыря (куук), толстой кишки (ичеге), взятых сразу после убоя скота, изготавливали сосуды для хранения масла жира.
Одежда мужчин и женщин шилась из овчины и меха, пушных зверей (соболя, горностая, белки и т. д.). Шубы и головные уборы были меховыми, кожаными и войлочными. Обувь сшилось сухожильными нитками из выделанной кожи [12, с.150].
Таким образом, выявлено, что алтайцы изготавливали из кожи разные кожаные предметы быта с орнаментами. Орнамент на все эти изделия наносился либо техникой тиснения, либо нарезкой узора (или рисунка) острием ножа заостренной деревянной палочкой.
2. Разработка наглядных пособий для кружка декоративно- прикладного направления по теме «Народные ремесла алтайцев»
2.2 Эскизный проект войлочного ковра
Для реконструкции алтайского войлочного ковра, выбираем фотографию, размещенную в Большой советской энциклопедии [http://bse.scilib.com/a_pictures/01/13/256593540.jp]. На бордюре войлочного ковра, на белом фоне выполнены зооморфные орнаменты коричневого цвета: муйиз (бараньи рога) и кос муйиз (соединенные рога). В центральной части ковра – прямоугольник черного цвета, обрамлен орнаментом из треугольников черного и коричневого цвета. Ковер имеет прямоугольную форму размером 150х100 см (рисунок 34).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 34 – Алтайский войлочный ковер (БСЭ)
Разработаем эскиз будущего ковра в масштабе 1:10 (рисунок 35):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 35 – Эскиз войлочного ковра М 1:10
По разработанному эскизу выполним лекала деталей ковра в натуральную величину (приложение А).
Таким образом, разработан эскизный проект алтайского войлочного ковра, аналогом которого является фотография, размещенная в Большой Советской энциклопедии. Определены размеры ковра и его деталей.
2.3 Технология изготовления войлочного ковра
Для изготовления данного войлочного ковра используется технология валяния, которая осуществляется в следующей последовательности.
Нанесение узора на шаблон. Берется плотная ткань или брезент размером больше предполагаемого ковра. С помощью готовых трафаретов легкими линиями карандаша, мела или уголька наносится рисунок на ткань. Сукно с нанесенным рисунком будет служить шаблоном для раскладки узора.
Прокладывание контура узора. Для того, чтобы изделие выглядело эффектнее, а рисунок стал четче, по линиям эскиза прокладывается контур. Шерсть каждого цвета нужно, расчесывать и складывать друг от друга. От расчесанного волокна отделять узкие длинные пряди. Укладывая, вытягивает до нужной ширины контура. При этом правой рукой подкручивает волокна благодаря этому в готовом изделии образуется более четкая линия (рисунок 36).
Рисунок 36 - Прокладывание контура рисунка
Выкладывание узора и подкладки изделия. Берется кусок шерсти, по количеству соответствующий размеру цветового пятна, которое нужно выложить, и слегка расправляется, чтобы толщина была равномерной. Затем правой рукой выкладывается шерсть между контурами на шаблоне (рисунок 37).
Рисунок 37 - Выкладывание узора
Пальцами левой руки придерживаются волокна, подтягивая их правой рукой по направлению линии орнамента. Затем весь ковер, или заготовка для сумки, покрывается равномерным слоем чесаного одноцветного шерстяного волокна, которое можно не окрашивать. Это так называемая подкладка, в которую будет ввален узор. Общая толщина узора и подкладки должна быть 34 см. Раскладывая подкладку, необходимо осторожно прощупать толщину и добиться равномерного слоя. Прокладывание контура узора, выкладывание узора и подкладки изделия наиболее сложные этапы работы, требующие хорошей координации рук.
Подготовка изделий к валянию. Далее все изделие обрызгивается горячей водой с растворенным в ней хозяйственным мылом из лейки с пробкой-распылителем. На 10л. воды нужно примерно 1/3 куска мыло.
Обрызганное волокно нужно аккуратно накрыть с четырех сторон свободными краями ткани, на которой выкладывается узор, и все вместе туго навернуть на круглую скалку диаметром 56 см и длинной на 30-40см больше ширины ковра. Полученный рулон перевязывается в трех-четырех местах тесьмой (рисунок 38).
Рисунок 38. Подготовка изделия к валянию
Предварительная валка. Рулон перекатывается ногами или руками минут 2025 (рисунок 39).
Рисунок 39 - Предварительная валка
Во время катания (валяния) ковра будет раскрывать несколько раз и снова обрызгивать войлок.
Окончательная валка. Полученный войлок поливается горячей водой, расправляется, смятые и неровные края выравниваются. Затем войлок сворачивается в рулон уже без скалки и катается на ткани-шаблоне, расположенной на столе. Теперь рулон катается уже руками. С силой надавливая на рулон и двигая его вперед и назад от кистей к локтям и обратно (рисунок 40).
Рисунок 41 - Окончательное валяние
Катать рулон нужно не менее 30 мин. Периодически войлок раскрывается и сворачивается то с одной, то с другой стороны и обрызгивается при этом горячей мыльной водой. Валяние рулона руками можно выполнять на скалке, держа ее за ручки, выполняя движения, похожие на те, которые выполняются при раскатывании теста. В этом случае вращение войлока продолжается в течение 4050 минут.
Оформление готового войлока. По окончании валки войлок просушивается в расправленном виде на ровной поверхности. Затем аккуратно подрезаются его края ножницами или острым ножом.
Таким образом, определена технология изготовления алтайского войлочного ковра способом валяния.
2.4 Себестоимость изделия
Себестоимость изделия это выраженные в денежной форме затраты, связанные с производством и реализацией готовой продукции. Затраты. образующие себестоимость разработанной продукции Собщ. Определяются соотношением по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415 (2.1)
где: С1 – материальные затраты (стоимость материалов, используемых в проекте), руб.;
С2 – затраты на электроэнергию, руб.;
С3 – затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта, руб.;
С4 – затраты на оплату труда рабочих, руб.
Ао – амортизационные отчисления за работу на станочном обуродовании в учебных мастерских, руб.
Данные расчета комплектующих для войлочного ковра сведены в таблице 1.
Таблица 1 - Затраты на сырье и материалы для изготовления войлочного ковра
Наименование
Кол-во
Стоимость за ед. (руб.)
Затраты
(руб.)
Шерсть овечья
15кг
25
375
Хозяйственное мыло
1
19
19
Итого
394
Итого материальные затраты составили:
С 1 = 394 руб.
Работы при искусственном освещении составили 40 часов, мощность электролампы 4 х 0,1 кВт = 0,4 кВт, стоимость 1 кВт/ч электроэнергии – 2,22рубля, тогда:
С = 0.4х 0,1 кВтх40=1,6
Затраты на оплату интеллектуального труда при разработке проекта С3 складываются из затрат на оплату труда научного руководителя проекта Снр и теоретической стоимости исполнения проекта, Сисп.
С3 = Снр + Сисп
Оплата труда научного руководителя определяется по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415 (2.2)
где: Тнр – тарифная ставка почасовой оплаты научного руководителя (110 руб.).
На руководство курсовой работы tнр отводится 3 часов.
С3= 110х3=330 руб.
Теоретическая стоимость оплаты труда исполнения Сисп, определяется из соотношения:
13 EMBED Equation.3 1415 (2.3)
где: Тисп = 4500
tисп = 1 месяц – время работы исполнителя над проектом, согласно графика учебного процесса.
Сисп= 4500х1=4500 руб.
С3 = 330+4500= 4830 руб.
Оплата труда рабочих за изготовление комплекта производится по форму 13 EMBED Equation.3 1415 (2.4)
где: Траб – тарифная месячная ставка рабочего, 4500 руб.;
П – время изготовления войлочного ковра (0,1 месяц)
С4 = 4500 х0,1=450 руб.
Так как работы производились не в учебных мастерских ТПИ. То амортизационные отчисления определятся, не будет.
Собщ= 394+ 1,6+4830+450=5225,6 руб.
Таким образом, выполнен экономический расчет учебного комплекса, стоимость которого составила 5225,6 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования были решены поставленные задачи и теоретическим подтверждена выдвинутая гипотеза. Результат исследования подтверждают практическую значимость работы и ее актуальность.
Данные полученные в результате теоретического исследования, позволили сформулировать в заключении окончательные выводы:
- выявлены истоки народных ремесел алтайцев, которыми являются, культура скифского времени;
- выявлены художественная обработка дерева, бересты и металла, которые они использовали предметы в быту и для украшения боевого и охотничьего оружия, конской упряжи, а также при изготовлении ювелирных изделий;
- выявлено, что подлинных образцов алтайских художественных войлоков ни в одной из перечисленных здесь коллекции не сохранилось, кроме как зарисовках. В качестве аналога для дальнейшей детальной разработки и изготовления войлочного ковра определен ковер из Большой Советской Энциклопедии (рисунок 29);
- выявлено, что алтайцы изготавливали из кожи разные кожаные изделия предметного быта с орнаментами. Орнамент на все эти изделия наносился либо техникой тиснения, либо нарезкой узора (или рисунка) острием ножа заостренной деревянной палочкой;
- разработан эскизный проект алтайского войлочного ковра, аналогом которого является фотография, размещенная в Большой Советской энциклопедии. Определены размеры ковра и его деталей;
- определена технология изготовления алтайского войлочного ковра способом валяния;
- выполнен экономический расчет учебного комплекса, стоимость которого составила 5225,6 рублей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. «http://bse.scilib.com/a_pictures/01/13/256593540.jp».
2 Духанин, К. П. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / К. П. Духанин: сбор. Виды изобразительного искусства: УЧПЕДГИЗ – Ленинград,1959. – 268с.; ил 25см. – 400экз.
3 Дьяконова, В. П. Алтайцы. Материалы по этнографии теленгитов Гоного Алтая [Текст] / В. П. Дьяконова ; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра великого (Кунсткамера) Горно-Алтайский институт Гуманитарных исследований: Республиканское книжное издательство «Юч-Сюмер-Белуха», 2001. – 190 с.; ил12см. – 500экз. – ISBN 5-9209-0005-7.
4 Иванов, С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири ХIХ – начало ХХв.[Текст] / С. В. Иванов; Москва, 1954. – 83 с. ; 22см. – 200экз.
5 Кандаракова, Е. П. Соенов, В. И. Материальная культура Алтайцев [Текст] / Е. П. Кандаракова, В. И. Соенов; Горно-Алтйск, 1994. – 32 с, ил 10см.
6 Каинчина, Э. И. Горный Алтай в конце ХIХ – начале хх вв: пособие для учителей; [Текст] / Э. И. Каинчина; Горно- Алтайской республиканской типографии, 1996. – 100с.; ил 25см. – 1000экз.
7 Педагогический вестник [Текст]: Научно-методический журнал./ учредитель и издатель Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай. - №17,2010, апрель - . Горно-Алтайск.: Горно-Алтайская типография+,2010- .-500экз.
8 Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев [Текст] / Л. П. Потапов: Москва, 1953; 25см.: 250 с. – 300экз.
9 Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани [Текст] / C. И. Руденко: Искусство, 1968. – 134с, ил 35см.
10 Cатлаев, Ф. А. История Горного Алтая [Текст] / Ф. А. Сатлаев: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов и старшеклассников средней школы; Горна - Алтайское Республиканское книжное издательство «Юч-Сюмер» 1995. – 179 с.; ил 25cм. – 700экз.
11 Эдоков В. И, Художественная обработка металла на Алтае / Проблемы их изучения древней культуры населения Горного-Алтая [Текст] / В. И. Эдоков: Горно-Алтайск, 1988; 30см. – 230экз.
12 Эдоков, А. В. Декоративно-прикладное искусство Алтая. С древнейших времен до наших дней [Текст] / А. В. Эдоков; Горно-Алтайск, 2006. – 180с.; ил 12см. – 1000экз.
13 Эдоков, А. В. Визуальная культура и археология Горного Алтая [Текст] / А. В. Эдоков; Историко- культурное наследие Алтая,1999. – 130с.; ил 25см. – 900экз.
14 Эдоков, А. В. Орнаментальные мотивы и тамги ключевые элементы декоративно-прикладного искусства алтайцев [Текст] / А. В. Эдоков; Культурное наследие Сибири. Выпуск 4: Барнаул, 2002. – 150с.; 25см. – 2000экз.
15 Эдоков, А. В. 10 лет Союзу художников Республики Алтай [Текст] / А.В. Эдоков; Горно-Алтайск, 1997. – 190с.; 22см. – 1500экз.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
13PAGE 15
13PAGE 14315
13PAGE 15