Экзаменационный материал на промежуточной аттестации по обществознанию в 8 классе


2138680-412115
Экзаменационный материал
на промежуточной аттестации
по обществознанию
в 8 классе
за 2015 – 2016 учебный год
Фамилия, имя, отчество обучающегося:
______________________________________________
Вариант – 1
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит их двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознании. Отводится 3 часа ( 180 минут).
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части1 зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему ( задания 26-31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста , раскрыть ( в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант № 1
Задание 1 Учёные-обществоведы определяют общество как...
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
Задание 2 Екатерина – студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как
1) индивида
2) представителя молодёжи
3) личность
4) товарища
Задание 3 Верны ли следующие суждения об индивидуальности?
А. Каждый человек является яркой индивидуальностью.
Б. Индивидуальностью можно назвать человека, который отличается творческим подходом к жизни.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 4 Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?
1) начальное образование
2) среднее (полное) общее образование
3) общее основное образование
4) начальное профессиональное образование
Задание 5. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование, в отличие от других форм (областей) культуры, формирует личность.
Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.
 
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 6 Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют
1) распоряжением
2) наследованием
3) пользованием
4) владением
Задание 7 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством
Задание 8 Верны ли следующие суждения о безработице? 
А. Понятие «полная занятость населения» означает полное отсутствие безработицы.
Б. Безработица является характерной чертой рыночной экономики.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 9 К какой сфере общественной жизни относится руководство и управление обществом?
1) экономической
2) политической
3) социальной
4) духовной
Задание 10 Что отличает религию от других областей духовной культуры?
1) использование художественных образов
2) обращение к сверхъестественным силам
3) опора на представления о добре и зле
4) стремление объяснить окружающую действительность
Задание 11 Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) использование в одежде искусственного меха
2) ратификация Конвенции о правах ребёнка
3) ликвидация последствий урагана
4) ограничение охоты в подмосковных лесах
Задание 12 Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.
Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 13 Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
Задание 14 Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.
Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
 
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 15 Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностями, выраженными в действительных деньгах — золоте, называется
1) дефицитом
2) инфляцией
3) девальвацией
4) конкуренцией
Задание 16 Что отличает предпринимательскую деятельность?
1) регулирование законодательством
2) обязательное использование труда наёмных работников
3) требование профессиональной подготовки участников
4) направленность на получение прибыли
Задание 17 В стране М. все стиральные порошки производятся на трех пред-приятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации
2) национализации
3) монополизации
4) стандартизации
Задание 18 Верны ли следующие суждения о предпринимательстве?
А. Предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли.
Б. Предпринимательская деятельность связана с финансовым риском.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 19 Что относится к основным функциям семьи?
 
1) освоение новых технологий
2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня
4) воспитание детей и подростков
Задание 20 Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?
1) начальное профессиональное образование
2) начальное общее образование
3) основное общее образование
4) полное общее образование
Задание 21 В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) занимает определенное место в системе производства;
2) складывается под влиянием объективных факторов;
3) относится к большим социальным группам;
4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности.
 
Черты сходства Черты различия

Задание 22 Установите соответствие между функциями семьи и их конкретными проявлениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ   ФУНКЦИИ
А) совместное ведение домашнего хозяйства
Б) передача трудовых навыков детям
В) воспроизводство населения
Г) материальная поддержка пожилых нетрудоспособных членов   1) экономическая
2) социальная
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
 
A Б В Г
Задание 23 Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад. (В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
 
A Б В
Задание 24 В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
2) В 2002 г. одна треть населения хранила свои сбережения в евро.
3) Большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте в 2012 г. по сравнению с 2002 г.
4) В 2005 г. примерно одинаковое количество граждан хранило свои сбережения в долларах и в евро.
5) Большинство граждан хранит свои сбережения в 2012 г. в евро.
Задание 25 В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z существуют более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития правового государства.
2) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.
3) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируется институтами гражданского общества.
4) Правительству страны Y целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.
5) В странах Y и Z проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.
Задание 26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Рыночная экономика
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...
Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)Задание 27. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
Задание 28. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления)
29. Задание Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
30. Задание Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
31. Задание В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.Вариант 2
Задание 1 Глобальная экологическая проблема выражается в...
1) организации заповедников и заказников
2) распространении наркомании и алкоголизма
3) истощении природных ресурсов
4) угрозе новой мировой войны
Задание 2 . Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает
1) преобразование природной среды
2) наличие воображаемой обстановки
3) передачу определённой информации
4) общение с другими людьми
Задание 3 Ярослав – высокий, атлетического телосложения юноша, с правильными чертами лица, голубыми глазами, светловолосый. Всё это характеризует его как
1) гражданина
2) личность
3) индивидуальность
4) патриота
Задание 4 Верны ли следующие суждения о личности?
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном
Задание 6 Верны ли следующие суждения о сущности тенденций развития образования?
А. Гуманизация образования — это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
Б. Гуманитаризация образования — это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 7 Доход в государственный бюджет приносит(ят)
1) обслуживание государственного долга
2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам
4) таможенные пошлины
Задание 8 Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
1) прогул
2) безработица
3) иждивенчество
4) правонарушение
Задание 9 Правительство государства N ежегодно формирует бюджет и представляет его на обсуждение в парламент. Какие из перечисленных статей бюджета относятся к расходным статьям?
1) обслуживание государственного долга
2) займы у международных организаций
3) налоговые поступления
4) эмиссия бумажных денег
Задание 10 Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 11 Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
Задание 12 Проявление неуважения сына к отцу иллюстрирует нарушение норм
1) эстетических
2) моральных
3) правовых
4) корпоративных
Задание 13 Верны ли суждения о функциях семьи?
А. Подготовка молодого поколения к жизни является смыслом
репродуктивной функции семьи.
Б. Хозяйственно-экономическая функция семьи предполагает ведение
домашнего хозяйства и заботу о нетрудоспособных членах.
 
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 14. Что свойственно и человеку, и животному?
1) инстинкты и рефлексы
2) сознательная активность
3) целенаправленная деятельность
4) словесная речь
Задание 15 В стране Z в экономике доминирует аграрный сектор, основной ячейкой общества является родовая община. К какому типу общества относится страна Z?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
Задание 16 В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?
1) технический прогресс
2) культурный прогресс
3) революция
4) реформа
Задание 17 Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 18 К какому виду экономической деятельности относится продажа товаров в магазине?
1) производству
2) распределению
3) обмену
4) потреблению
Задание 19 К прямым налогам относ(-и)ятся
1) таможенные пошлины
2) налог на имущество
3) акцизные сборы
4) налог на добавленную стоимость
Задание 20 Деление общества на группы называется
1) социальным статусом
2) социальной стратификацией
3) социализацией
4) социальным положением
Задание 21 В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) основывается на вере в сверхъестественное;
2) является областью духовной культуры;
3) влияет на нормы поведения людей;
4) использует культы и ритуалы.
 
Черты сходства Черты различия
Задание 22  Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) отдых и сон
Б) общение с друзьями
В) реализация своих потребностей
Г) самосохранение
Д) карьерный рост   1) биологические
2) социальные
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A Б В Г Д
Задание 23 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) В стране Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций. (Б) Социологические исследования показали, что более половины граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A Б В
Задание 24. Статистические службы страны Z изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012 г. Результаты изучения (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Спрос на подержанную бытовую технику за 10 лет вырос в 2 раза.
2) В период с 2007 по 2012 г. наибольшие темпы роста были зафиксированы на рынке продаж новой бытовой техники иностранного производства.
3) В 2002 г. подержанная бытовая техника была в лидерах продаж.
4) В период с 2002 по 2012 г. на рынке продаж бытовой техники производства страны Z отмечался подъём.
5) В 2012 г. рынок подержанной бытовой техники рос быстрее, чем рынок новой бытовой техники.
Задание 25. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
 

 
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опрошенные обеих групп абсолютно безразличны к проблеме прав человека.
2) Как у людей среднего возраста, так и у людей постарше нет единого подхода к проблеме прав человека.
3) Люди более старшего возраста проявляют большую политическую активность, чем граждане среднего возраста.
4) В стране Z отсутствует гражданское общество.
5) Люди среднего возраста в большей мере, чем люди постарше, готовы отстаивать свои интересы даже в ущерб интересам государства.
Задание 26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона – человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.
Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, – это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар – сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.
В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.
Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно – для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие
ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
Задание 27. Какой фундаментальный закон отметили авторы? Как они обосновали действие этого закона?
Задание 28. Какие две стороны экономического выбора отметили авторы? В чём состоит проблема экономического выбора? Приведите пример ситуации экономического выбора.
Задание 29. Почему, по мнению авторов, бесплатных благ не существует? Какова роль правительства в производстве и распределении «бесплатных» благ? Назовите любые две социальные группы, для которых жизненно необходимы «бесплатные» блага.
Задание 30. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте четыре совета начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес.
Задание 31. Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны. Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.
Вариант 2
Часть А.
Задание 1. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития

Задание 2. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?
1) музей
2) театр
3) архив
4) фонд культуры
Задание 3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника
Задание 4. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?
А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее.
Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 5. Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется
1) патриотизмом
2) свободой совести
3) эгоизмом
4) гуманизмом
Задание 6. Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?
А. Получение основного общего образования даёт возможность поступления в вуз.
Б. После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 7. Работник К. производит в течение часа в два раза больше продукции, чем его сменщик, работник Л. О каком экономическом явлении идёт речь?
1) разделение труда
2) специализация труда
3) эффективность производства
4) производительность труда
Задание 8. В командной экономике, в отличие от рыночной
1) существует конкуренция производителей
2) труд является товаром
3) ресурсы распределяются централизованно
4) установлен налог на прибыль
Задание 9. В стране Z производители продукции свободно конкурируют между собой. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) рыночному
2) плановому
3) командному
4) традиционному
Задание 10.  Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Прямые налоги существуют в виде надбавок к цене определённых товаров.
Б. К прямым налогам относят налог на имущество.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 11. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
Задание 12. В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?
1) Семья оказывает психологическую поддержку.
2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.
3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.
4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

Задание 13.  Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? 
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 14. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
Задание 15. К факторам (ресурсам) производства относится
1) спрос
2) затраты
3) капитал
4) предложение
Задание 16. Анна Сергеевна получила зарплату и отложила некоторую часть на покупку нового мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?
1) средство учёта
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) средство обращения
Задание 17. Зимой гражданка К. видела в веломагазине велосипед нужной ей модели за 5 тыс. руб. Когда весной она приехала в тот же магазин, чтобы приобрести этот велосипед, его цена поднялась до 7,5 тыс. руб. Какую рыночную ситуацию иллюстрирует этот пример?
1) рост цены в связи с сезонным повышением спроса на товар
2) рост цены в связи с сокращением предложения
3) баланс между спросом и предложением
4) отставание спроса от предложения
Задание 18. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Одной из функций искусства является познание мира.
Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 19. Вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к этой цене
1) налог на доходы физических дней
2) таможенный сбор
3) акциз
4) дивиденд
Задание 20. Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
Часть В.
Задание 21.  Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения;
2) личные контакты членов группы;
3) отношения родства;
4) общий быт.
Черты сходства Черты различия
Задание 22.  Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) реализация своих способностей
Б) самосохранение
В) достижение карьерного роста
Г) защита от холода
Д) общение с друзьями   1) социальные
2) биологические
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A Б В Г Д
Задание 23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A Б В
Задание 24.
В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.
Задание 25
В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос среди жителей крупных городов России. Предлагалось назвать 2—3 наиболее престижные профессии и столько же наиболее доходных профессий. Полученные данные (в %) представлены в таблице.
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Престиж профессии врача за последнее десятилетие существенно вырос.
2) Большинство профессий, выделенных опрошенными как наиболее доходные, связаны с экономической сферой деятельности.
3) Семь лет назад юридические профессии входили в число наиболее популярных в обществе.
4) Оценка общественным мнением престижа различных профессий за последние годы резко изменилась.
5) При выборе профессии для большинства опрошенных более значим престиж профессии, чем ее доходность.
Часть С.
Задатки и способности
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.
Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.
Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
(Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1998. С. 222)Задание 26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание 27. Как автор определяет природные задатки человека? Приведите два примера природных задатков.
Задание 28. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?
Задание 29. Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.
Задание 30. Автор отмечает, что на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение (например, хорошая природная пластика важна и для спортсмена, и для актера).
Задание 31. «Гениальным человека делает природа, а великим — общество». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.
Вариант 1
Часть А.
Задание 1. Учёные-обществоведы определяют общество как...
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
Задание 2. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие...
1) индивид
2) талант
3) способности
4) личность
Задание 3. Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?
1) Сергей быстро устаёт во время утренней пробежки.
2) Валя обладает красивым голосом.
3) Володя стремится быть первым во всех делах.
4) У Лены светлые волосы и голубые глаза.
Задание 4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 5. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области
1) науке
2) искусству
3) образованию
4) морали
Задание 6.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 7. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет
1) уменьшение налоговых поступлений
2) увеличение объемов производства
3) сокращение расходов на оборону
4) развитие малого бизнеса
Задание 8. Доход в денежной форме, получаемый наёмным работником за предоставление определённой трудовой услуги, называют
1) прибылью
2) зарплатой
3) дивидендом
4) стимулом
Задание 9.  В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.
1) рыночной
2) административной
3) традиционной
4) командной
Задание 10. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся люди, которые способны, но не желают трудиться по найму.
Б. Одно из последствий безработицы — снижение уровня обеспеченности домохозяйств.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 11. Сибиряки, уральцы — это
1) национальные общности
2) территориальные сообщества
3) этнические группы
4) профессионально-региональные группы
Задание 12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) малой (нуклеарной)
Задание 13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 14. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) исчезновение многих биологических видов
2) научно-технический прогресс
3) увеличение продолжительности жизни человека
4) распространение алкоголизма и наркомании
Задание 15. Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
Задание 16. Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) уход от конфликта
3) посредничество
4) арбитраж
Задание 17. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — сложная, динамично развивающаяся система.
Б. Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 18. Тип мировоззрения, утверждающий ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей, называется
1) философским
2) гуманистическим
3) научным
4) обыденным
Задание 19. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?
А. Свобода человека — это возможность действовать по своему усмотрению.
Б. Быть ответственным человеком – это значит стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 20. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
Часть В.
Задание 21.
В приведенном списке указаны черты сходства понятий «предприниматель» и «управляющий» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
 
1) является участником рыночных отношений;
2) является собственником предприятия (фирмы);
3) является руководителем предприятия;
4) является наемным работником.  
Черты сходства Черты различия
Задание 22.
Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. 
ФАКТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) принятие конституции государства
Б) продажа товаров в магазине
В) принятие присяги главой государства
Г) предвыборная агитация избирателей   1) экономическая
2) политическая
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.  
A Б В Г
Задание 23.
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой. 
(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения. 
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A Б В
Задание 24. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса – выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
 

 
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.
2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.
3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.
4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.
5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.
Задание 25. В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z существуют более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития правового государства.
2) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.
3) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируется институтами гражданского общества.
4) Правительству страны Y целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.
5) В странах Y и Z проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.
Задание С.
Задание 26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
(По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)Задание 27. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
Задание 28. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора.)
Задание 29. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
Задание 30. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
Задание 31. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ответы задания части С
Задание 26 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 27
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 28
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 29
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 30
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________