Конспект урока обучения грамоте на тему: Чтение слов с буквой ё. Письмо заглавной буквы Ё


Урок обучения грамоте (интегрированный с письмом)
УМК «Школа России»
Тема: Чтение слов с буквой Ё, письмо заглавной буквы Ё.
Задачи: сформировать у учащихся представление о назначении буквы Ё; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; совершенствовать умение объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях; развивать речь, внимание, память, фонематический слух; формировать навык правильного осознанного чтения. 
Формируемые УУД: умение делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль при решении учебных задач, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, работать в паре при осуществлении взаимоконтроля.
Оборудование: Учебник «Русская азбука» + СD –диск, автор: В.Г. Горецкий и др., пропись №3 В.А. Илюхиной, раздаточный материал для составления схем слов, компьютер, интерактивная доска, презентация для физкультминутки, Smart-презентация «Письмо с секретом», кружочки трех цветов: желтого, зеленого и красного (у каждого учащегося)
Ход урока:
1.Включение в учебную деятельность
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай» (записан на доске)
2.Актуализация знаний
Упражнение «Фотоглаз»
За доской слова, записанные столбиком: СНЕГ, МЕТЕЛЬ, ЛЁД, СУГРОБ, СНЕЖИНКА.
Доска открывается на 1 минуту, дети запоминают слова.
Затем учитель задает вопросы:
- Какие слова запомнили?
- Какое слово самое длинное? Сколько в нем слогов?
- Назовите слова, состоящие из одного слога?
- Что общего у всех слов? (на тему «Зима»)
- В каком из слов встретилась новая буква? Что она обозначает? (мягкость согласного)
- Ч то еще может обозначать буква Ё? (два звука) В каких случаях? (В начале слова и после гласных, а также после Ь) Приведите примеры. (Ёлка, ёжик, поёт, житьё)
3.Постановка задач и определение темы урока
Прочитаем слова с доски:
Егор Ёжиков
Емеля Ёршиков
Елена Ёлкина - Как написаны все слова?
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
(Ответы детей)
Вывод. Никогда не забывайте
Имя буквой выделяйте.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня? (Заглавная буква Ё)
- Чему мы будем учиться? (писать заглавную букву Ё, читать слова и тексты с этой буквой)
4.Работа по теме урока
Выполнение заданий на интерактивной доске (СD-диск)
1)Давайте составим имена мальчиков.
2)Играем вместе.
- А сейчас проверим, как вы усвоили, что может обозначать буква Ё.
Выполним звуковой анализ слов.
3)Составление схем слов по цепочке у доски, а остальные на партах из раздаточного материала.
Проверка с доской и вывод.
- Посмотрим на все схемы внимательно и сделаем вывод о месте ударения. (Буква Ё всегда ударная)
Буква Ё закрыла глазки.Для неё расскажем сказку.Буква Ё глаза потрёт,Улыбнётся и уснёт.
Сказка
Почему Ё всегда ударная?
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки – ой, нет – две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упало две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
Отложили схемы, открываем прописи.
Работа в прописях
Сравним, чем различаются печатная и письменная буквы. На какую изученную ранее букву она похожа? Чем различаются?
Открыли прописи, положили их с наклоном, сели правильно.
Демонстрация написания образца буквы (Smart-презентация) (Учитель дает комментарии по написанию)
Письмо заглавной буквы Ё учителем на доске, а учащиеся прописывают в воздухе.
Записываем первую строчку.
Показ слитного написания Ё заглавной с ё строчной, запись детьми.
5.Физминутка (презентация)
6.Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Открыли учебники с. 32.
Прочитаем стихотворение Е. Благининой.
Читают дети.
- В каких словах встретилась буква Ё?
- В каких словах она обозначает мягкость предшествующего согласного? (Блёстках, тёплых, слёзках, зелёная, озарённая.)
- Какой гласный звук мы слышим при этом? (Звук о)
- Как вы понимаете слова в теплых слёзках смоляных? (Ответы детей)
Воспитательный момент. Поднимите руку, кто на Новый год дома ставит живую ёлочку. Скажите, а что вы делаете с ней, когда праздники заканчиваются? Те, кто ставят искусственную ель или сосну, поступают правильно, сберегая тем самым природу.
Работа над дикцией.
- Произнесите скороговорки сначала медленно, а затем быстрее.
- Прочитаем стихотворение О. Григорьева
- Какая беда приключилась с велосипедом?
- Что пришлось сделать мальчику?
Прочитаем слоги в таблице на с. 32 учебника
Сравните слоги в обеих строках и столбиках. Что можете сказать о гласных буквах О и Ё?
Работа в прописи.
Запись слов, предложений.
А сейчас разгадаем загадки.
Находим их в Азбуке на с. 33
Соотнесите слова – отгадки с рисунками к ним.
7.Итог урока.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите друг другу по схеме:
Я узнал … Я понял…
Я смог…
8.Рефлексия 
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.