Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов с двойными согласными
Тема урока: Перенос слов с удвоенными согласными.
Цели урока:
Обобщить правила переноса слов; изучить правило переноса слов с удвоенными согласными.
Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление, кругозор учащихся.
Учить обучающихся организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике.
Организовать деятельность, в процессе которой обучающиеся сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Формировать у обучающихся способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Ход урока
Наблюдение над написанием слов с удвоенными согласными.
На доске записаны имена:
Анна, Алла, Инна, Римма, Нонна, Жанна, Эмма, Геннадий, Кирилл.
- Прочитайте записанные слова
- Что общего у этих слов?
- Что интересного вы заметили в написании этих слов?
- Назовите долгие звуки в каждом слове
- Как они обозначены на письме? (двумя согласными буквами)
- Можно ли проверить написание удвоенных согласных букв в слове?
(Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.)
- Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова?
Наблюдение над переносом слов, с удвоенными согласными.
- Сегодня мы узнаем, как переносятся слова с удвоенной согласной, но сначала повторим правила переноса слов, которые нам уже известны.
- На доске слова: зима, лед, коньки, ежик.
-Разделите слова для переноса.
- Как переносятся слова с одной строки на другую? (Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.)
- Какие слова нельзя перенести? Почему? (Лед – один слог, ежик – одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую.)
На доске написаны слова с удвоенными согласными.
- Прочитайте слова:
Ванна, сумма, касса, перрон, аллея, масса, грамм, терасса, гамма, шоссе, коллектив, территория, антенна.
- Значение каких слов у вас вызывает затруднение?
- Сравните слова. Чем они похожи? (Слова с двойными согласными.)
- А эти слова как бы вы перенесли?
-А теперь сравните свои варианты переноса слов с двойными согласными с теми, что предлагают авторы учебника.
- Какой вывод можно сделать о переносе слов с удвоенными согласными?
- Как переносятся слова с удвоенной согласной? (по слогам, но одна согласная буква остается на строке, а вторая переносится на другую строку.)
- Приведите примеры слов с удвоенной согласной, которые нельзя перенести. (кросс, грипп, класс, ссора)
- Спешите слова, разделив их для переноса.
Работа над правилом.
- Как переносятся слова с удвоенными согласными? (одну букву оставляем на строке, а другую – переносим.)
- А что обозначает слово коллекция? (Коллекция – систематизированное собрание каких-либо предметов.)
- Приведите свои примеры.
Словарно-орфографическая работа.
-Запишите словарные слова: воробей, сорока, мороз, ветер, работа, русский язык.
-Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (Проверка)
- Отгадайте загадку.
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)
Кудрявая, беловата, столб беленый, шапочка зеленая. (Береза.)
- Какой признак отличает березу от других деревьев? (берёза белая).
Белая береста у березки нашей,Нет на свете деревцаИ милей, и краше.
Да, у березы белая береста. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной Е:
Белые березы все,После “б” пишите “е”
- Какой гриб получил название от этого дерева? (Подберезовик.)
- Запишите это слово в словарик. (Дома нарисуйте березку.)
- Какое стихотворение вы недавно учили наизусть о символе русской природы, назовите его автора. («Белая береза» С. Есенин)
- Березу еще называют – русской. В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок – не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.
Береза... Много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице!
А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение.
- Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
Замечательные стихотворения про березку сочинили наши русские поэты. А есть еще и загадки, связанные с жизнью березы. Давайте их отгадаем.
– Нa каком дереве две коры вместо одной? (На березе.) Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
– Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
– Как называется кора березы? (Береста.)
– Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)
– Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты.) В древние, когда пергамент стоит дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
– Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок.)
- Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.
груп-па
паль-то
чай-ник
тон-на
подъ-ехал
зай-ка
(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)
Теперь прочитаем правила переноса слов на с. 21 учебника.
Упражнение в делении слов для переноса
Закрепление изученного материала.
- Разгадайте кроссворд:
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (хоккей)
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (аллея)
3.Место, где продают билеты. (касса)
4.Человек, который совершает поездку на самолёте, поезде или пароходе. (пассажир)
5.Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
6.Помещние в школе для занятий. (класс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
YI. Рефлексия
15