Открытый урок русского языка на тему Правописание слов с Ь на конце и в середине слова перед согласными. Перенос слов с Ь


Предмет: русский язык.  
Тема урока: «Правописание слов с ь на конце и в середине слова перед согласными. Перенос слов с ь».
Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме.
Цель урока:
Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.
Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Развивать умения составлять предложения
Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении теста «Проверь себя», анализировать, делать выводы.
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Педагогические технологии:
Проблемное обучение
элементы ИКТ,
здоровьесбережениеМежпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык», рабочие тетради, демонстрационный материал с заданиями (карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы), раздаточный (индивидуальный) материал по чистописанию, электронная доска, проектор, презентация.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда!Мы начнём урок, друзья.Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие.Захотели вновь прийти!
- Откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите число.
II.Актуализация знаний.
1.      Минутка чистописания.
- Ребята, букву, которую мы будем писать, вы определите сами.
(на экране ромашка с буквами Е Ё Ю Я И Ь)
Посмотрите на букву и найдите лишнюю.
Почему буква ь лишняя? (не обозначает звука).
- Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Могут обозначать звуки, являются гласными)
- Для чего они служат, если стоят после согласной? (Для смягчения согласных)
2. У вас на партах ёлочки. Мы украсим их необычной гирляндой, которая будет не из шариков, а из буквы ь.
- Мы пропишем Ь нежной капелькой – вот так Ь (Показ на доске)
Возьмите красивые гелевые ручки и напишите по образцу букву ь.
Отложите ёлочки: они нам пригодятся в конце урока.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в парах.
- Для того, чтобы определить нашу учебную задачу, вам необходимо сделать задания в парах. Возьмите карточки и начинайте работу.
Карточки (работа в парах)
Вставь пропущенную букву там, где это необходимо. Найди и подчеркни лишнее слово.
1) Маш…на, пруж..на, ш…шка, портфел…
2) Ч…шка, тетрад…, щ…авель, ч…йник 3) Ч…гун, щ…ка, учител…, ч…деса 4) Ноч…ной, кон…ки, доч…ка, веточ…ка2. Проверка и запись слов в словарики с комментированием
-Давайте проверим вашу работу. Откройте словарики.
Назовите лишнее слово в 1 группе слов (портфель) Почему оно лишнее? (нет орфограммы жи-ши)
-Запишем это слово в словарик. Что нужно писать на конце слова? Какова роль буквы ь в этом слове?
-Назовите лишнее во 2 группе слов (тетрадь). Почему оно лишнее? (нет орфограммы ча-ща) Запишем это слово в словарик.
-  Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? ( в конце).
-Назовите лишнее слово в 3 группе слов. (учитель). Почему? (нет орфограммы чу-щу) Запишем это слово в словарик.
-  Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? (в конце).
- Назовите лишнее слово в 4 группе слов (коньки). Почему оно лишнее? (нет орфограммы чн-чк). Запишем это слово в словарик.
-  Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? ( в середине).
IV. Постановка темы и цели урока.
1. Проблемный вопрос.
-Кто уже догадался, какая тема нашего урока?
Исходя из темы урока, уточните нашу учебную задачу
(будем учиться грамотно писать слова с ь в конце и середине слова).
2. Работа с правилом. 
-Откройте учебник на с. 125 и прочитайте вторую часть правила. Совпали ли ваши предположения с замыслом авторов? Что нового вы узнали из правила? О чём мы не говорили в 1 классе? ( буква ь –это орфограмма).
Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо:
Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.
Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.
Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.
V. Работа по теме урока.
1. - Что это за слова мы сейчас записали? (словарные) - Почему их так называют? (Они с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями)
– Как не допустить ошибки в их написании? (Их нужно запомнить или проверить по словарю)
-Какое слово здесь лишнее? (коньки) Почему? (не отностится к теме «Школа», мягкий знак в середине)
Слово коньки для вас новое. Даша подготовила объяснение этого слова.
(ученица читает подготовленное сообщение)
-Посмотрите на экран, какое стихотворение я для вас подготовила.
На коньках по льду качусьВ ясный день морозный, —Я кататься научусьРано или поздно.Еду я, скольжу по льду,Надо мной не смейтесь, —Всё равно не упаду,Даже не надейтесь!Назовите слова с ь в середине (на коньках, по льду, кататься, скольжу)
-Запишем эти слова в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса. Что нужно помнить при переносе слов с буквой ь?
-Какое слово не получилось перенести? (по льду) Почему? (оно состоит из одного слога)
-Какое слово на другое правило? (кататься). С этой орфограммой нам ещё предстоит познакомиться в будущем.
- Как переносить слова с ь?
Какие ещё зимние виды спорта вы знаете и любите?
- Почему важно занятие спортом?
- Отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (песенка Маши «Про коньки»)
VI. Первичное закрепление.
Игра «Быстрый счёт».
У каждого ученика на парте лежит комплект, состоящий из знаков «=» и «>»
Учитель: Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать, сколько в слове звуков слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв совпадёт, то вы показываете знак равно, а если не совпадёт – знак неравенства.
Дом, конь, сыр, рис, боль, угол, письмо, король, мост, соль, совесть, зяблик, сирень.- Почему в некоторых словах звуков было меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)
-Придумайте предложение с любым из этих слов.
- Запишем предложение в тетрадь, а один ученик будет работать у доски.
- Подчеркнём грамматическую основу этого предложения.
2. Задание на внимание (на слайде написаны слова)
- Ребята, правильно ли Вова Колесников перенёс слова?
- Где ошибки? Вот вопрос? Кто исправит перенос?
(ответы детей)
Уголь-ки, ко-ньки, пол-ьза, боль-ной, пальч-ик.
(показ правильного ответа – 2 щелчка)
Повторение правила переноса.
- Как переносятся слова? (По слогам)
- Как переносить слова с ь знаком в середине?
- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с ь?
3. Работа по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык»: с.125 упр.188.
- Сейчас, применяя это правило, выполните упр. 188
Что нужно помнить при переносе слов с ь?
(нужно помнить, что буква ь от предшествующей буквы не отделяется)
VII. Закрепление изученного.
На доске пословица: 
Не гордис званием, а гордис знанием.
- Все ли правильно написано? В чем ошибка?
(Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись»)
(исправление на слайде – 2 щелчка)
- Как понимаете смысл пословицы?
- Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак? (показатель мягкости в середине и в конце слова, перенос слов)
- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?
- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание упр 169 в «Дидактическом материале»
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Работа с тестом (на экране)
Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. На слайде находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке.  Выберите правильный вариант ответа, в тетрадь запишите только цифру(Самостоятельная работа учащихся).
Фамилия, имя:
1. Какая буква звука не обозначает?
ьйя
2. Какое слово будет лишним?
тень
кольцо
урок
3. Подбери пару к слову конь.
кот
кон
кол
4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .согласную
гласную
мягкий знак
5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?
а, о, у, ы, э.
е, ё, ю, и, я, ь.
а, ю, й, ф, ч
Проверьте по ключу: 13232
Я прошу вас взять елочки. Если вы сегодня всё поняли и чувствуете знания по теме урока, если ваша работа на уроке понравилась вам, то прикрепите ваши ёлочки рядом с моей ёлочкой.