Конспект урока русской литературы в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус»

Квасовка Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы средней школы г.Гродно (Беларусь)

ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
VI КЛАСС


М.Ю. Лермонтов «ПАРУС»


(стремление к свободе, жажда деятельности, одиночество – мотивы стихотворения). Контрастные образы – основа его построения.
Аллегорический смысл стихотворения


ТЕМА УРОКА: «Человек рожден свободным, а между тем.»
/запись на доске/


ЦЕЛИ УРОКА:

через исследование проблемы свободы и смысла жизни в творчестве М.Ю. Лермонтова на примере фактов его биографии и текста стихотворения «Парус» стимулировать осознание понятия «свобода личности»;
развивать умения и навыки формулировать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы, сопоставлять разные мнения;
формировать умения общаться, слушать друг друга;
развивать речь учащихся.



Тип урока: изучение нового материала.












ПЛАН УРОКА /записан на доске/

Это сладкое слово «СВОБОДА» (актуализация темы, мотивация).
Я думаю, что свобода личности – это . (мини – диспут на тему).
«А он, мятежный, просит бури. (сообщения о М.Ю. Лермонтове как о личности незаурядной по воспоминаниям современников).
«Белеет парус одинокий.» (работа над текстом стихотворения «Парус», основной вопрос – свобода и смысл жизни в понимании поэта).
Я – личность, я – свободен. (Вывод: свободная личность в понимании шестиклассников).

Запись на доске
(кроме темы и плана работы),
эпиграфы:
Свободу лишь умея славить,
Стихами жертвуя лишь ей..
А.С. Пушкин

..я, действительно, превыше
всего возлюбил свободу.
Н. Бердяев
Слова:
Свобода
Личность
Ответственность
Анархия
Мятежный
План сообщений о М.Ю. Лермонтове (4-6 мин.):
М.Ю. Лермонтов
Детство М.Ю. Лермонтова. Зловещие тайны семьи;
Гениальность ребенка. Детство в Тарханах;
Московский университетский пансион;
Пб.. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров;
Кавказ;
Гибель поэта на дуэли;
Современники о поэте.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Доска, мел; учебник «Литература 6 кл.»; портрет М.Ю. Лермонтова; изображение имения Тарханы; репродукции: а) автограф стихотворения «Парус». Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832; б) И.К. Айвазовский. Черное море (на Черном море начинает разыгрываться буря). 1881; лист бумаги, цветные карандаши, толковый словарь русского языка.




Ход урока

Организационный момент. Приветствие.
(Цель: организовать внимание учащихся)

II. Актуализация темы. Мотивация.
(Цель: развитие потребности учащихся в изучении темы)

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте эпиграфы (на доске) и скажите, какой теме они посвящены, какое слово ключевое, опорное в них?

УЧЕНИК: (предполагаемый ответ): тема свободы, ее значение для человека; слово «свобода» – ключевое.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, понятие «свобода» было для поэта начала ХIХ века, А.С. Пушкина, и философа рубежа ХIХ – ХХ в.в., Н. Бердяева, не просто словом, а, пожалуй, смыслом жизни.
Скажите, значима ли эта тема сегодня, на рубеже ХХ и ХХI веков?
У всех ли людей одинаково понимание свободы? Нужно ли, стоит ли говорить о ней?

УЧЕНИК: (предполагаемый ответ): тема свободы актуальна и каждый понимает по-разному.
УЧИТЕЛЬ объявляет тему урока и записывает на доске.

/Если ученики сомневаются или не понимают важности осознания темы, то стоит обратить их внимание на ситуацию выбора свободы и, например, благополучия, чести и богатства, на вопрос о смысле жизни. Это можно сделать на лит. материале (например, биография А.С. Пушкина или история Владимира Дубровского из повести «Дубровский» или на примере ситуации из жизни, историческом факте (например, история национальной борьбы за независимость (свободу) белорусского народа). Хотя на это уйдет больше времени, но ученики должны осознать важность темы и необходимости высказаться на эту тему/.

УЧИТЕЛЬ: каждый человек по-своему стремится к свободе, каждый хочет быть свободным лично и видеть свободными своих близких, как минимум. И это становится смыслом жизни для некоторых людей.

Ш. Мини-диспут на тему «Свобода в моем понимании»
(Цели: стимулировать понимание слов «Свобода», «личность»; развивать умения и навыки формировать и обосновывать свою точку зрения, обобщать,

развивать способности вести диспут /мини – диспут/, сопоставлять свою точку зрения с другой).
Прежде чем приступить к работе, учитель обращает внимание учащихся (напоминает) направляя проведения диспута (нот) и предупреждает, что сегодня у нас мини – диспут, и ограничивает время (3 – 5 минут).
Называем тему мини – диспута «Свобода личности – это.» И предлагаем обсудить это в парах и высказать (написать) кратко свои мысли на бумаге, передавая лист по ряду (3 ряда – 3 листа) с последней парты на первую. Примерно через 3 минуты ученик с 1-ой парты вывешивает листок на доску с помощью кнопки.
Затем 1 из учеников ряда (скорее всего с 1-ой парты) или учитель (с разрешения учеников) читает и комментирует написанное. Первое предложение предлагается начать так: «МЫ считаем, что свобода личности – это.» Или «Мы считаем, что свобода личности проявляется в .».
Общее в 3-х листках и наиболее интересное подчеркивается прямо на листке. Предлагается 1-ому из учеников с помощью класса и учителя сформулировать общую формулировку слова «свобода личности».
В это время задание 2-м ученикам в классе найти в толковом словаре русского языка толкование слов а) «свобода», б) «личность». Затем они зачитывают классу и учащимся свою формулировку со словарной статьей.


IV. Сообщения (2) о М.Ю. Лермонтове /1 ученика из класса и 1 старшеклассника (можно 1 родителя)/

(ЦЕЛИ: не столько дать сведения о биографии поэта сколько познакомить (увлечь) с личностью поэта, подчеркнуть необычность судьбы
М.Ю. Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремленность к чему – то неизведанному; развивать умение слушать, оценивать ответ).

УЧИТЕЛЬ: Так устроены люди, что их интересует чужая жизнь, тем более, что мы изучаем произведения различных писателей, узнаем их точку зрения о различных вопросах жизни.

И сегодня я предлагаю Вам поговорить, узнать, обсудить одно из замечательнейших произведений о свободе, о смысле жизни. Это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Но, я думаю, вам будет интересно узнать о самом поэте, написавшем замечательные строки.
Сейчас вы послушаете два сообщения об этом человеке а затем ответьте на вопрос: ЧТО вы увидели необычайного в судьбе и облике М.Ю. Лермонтова?

/Сообщения ученики готовили дома самостоятельно, но учитель предварительно оговаривал с учеником литературу и вопросы, которые должны были быть освещены/.

Чтобы легче воспринималась информация, я предлагаю Вам план (на доске).

1-ое сообщение (старшеклассника или родителя) о жизни поэта (2-3 минуты)

2-ое сообщение шестиклассника «Лермонтов в воспоминаниях современников». (2 – 3 минуты).

Выслушав сообщения, учащиеся ставят и обосновывают (памятка НОТ) отметку (даже родителям). А затем отвечают на вопрос?

УЧИТЕЛЬ: Какой же внутренней сосредоточенностью и силой должен был обладать М.Ю. Лермонтов, чтобы противостоять чуждой ему среде и даже творить в этой обстановке. Может быть, именно поэтому для поэта вопрос свободы и смысла жизни слился воедино.
Так какой же смысл М.Ю. Лермонтов в 30-е годы Х1Х века вкладывал в понятие «свобода личности»? Рассмотрим стихотворение «Парус», написанное в период его переезда в Петербург.


V. Работа над текстом стихотворения «Парус»

(ЦЕЛИ: развивать умения анализировать поэтический текст; делать выводы; сопоставлять словесный образ и образ изобразительный).

Выразительное чтение стихотворения «Парус» учителем (или грамзапись).
До чтения учитель дает задание классу: вслушаться в текст, а затем на листке бумаги цветными карандашами нарисовать свои ассоциации.
После прочтения стихотворения, примерно через 1 – 2 минуты, ученики афишируют свои работы (по желанию 3 – 4 урока) и комментируют (обратить внимание на цветовую гамму).
/Цель этого задания: выявив 1-ое впечатление, обратить внимание на образы в стихотворении/.
Работа по анализу текста.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворение медленно, про себя или вполголоса, проследите, как меняется в нем интонация.
Как меняется в стихотворении интонация?
УЧЕНИК (примерный ответ): грусть (1 строфа), сменяется радостью и гордым отрицанием (2 строфа), а затем упоение борьбой (3 строфа)

УЧИТЕЛЬ: Каждая строфа делится на два двустишья. В первом дается пейзажное описание, а во втором – лирическое переживание.
Прочитайте первые двустишья 3-х строф и скажите, имена каких картин происходят в вашем воображении?
УЧЕНИК: (читает и дает ответ):
спокойное море и 1 парус
буря и парус
море спокойное, солнце, парус.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте вторые двустишья и скажите о человеке или о неодушевленном предмете (парус как о судне) идет здесь речь?
УЧЕНИК: (читает и дает ответ)
Об одушевленном, живом человеке.
УЧИТЕЛЬ: Какими языковыми средствами (словами) автор говорит об этом?
УЧЕНИКИ: (предполагаемый ответ): 1) личные местоимения и глаголы: ищет, кинул, бежит, просит; 2) неправильный (обратный) порядок слов: «что ищет он. Он счастия не ищет» ; 3) определения (эпитеты) «он, мятежный, .».

УЧИТЕЛЬ: Вспомним, как называются эти изобразительно-выразительные средства?
УЧЕНИКИ: (ответ) : 1) метафора,
2) инверсия;
эпитет.

УЧИТЕЛЬ: Определите, какова роль инверсии в стихотворении? Для этого мысленно перестройте строку, например, «Что ищет он в стране далекой», определите, как меняется эмоциональный оттенок звучания строки.

УЧЕНИК (ответ): Что он ищет в далекой стране. Исчезла музыкальность, опорное слово (ищет) «затерялось» в строке.
Инверсия помогает выделить опорные, значимые по смыслу, слова.

УЧИТЕЛЬ: Укажите в каждой строфе опорные слова; на ваш взгляд, те слова, без которых разрушается поэтический образ.

УЧЕНИКИ (ответ): 1) парус одинокий, ищет, кинул;
2) счастия не ищет, бежит;
3) мятежный, как будто, покой.

УЧИТЕЛЬ: Раскройте смысл слов:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Для этого найдите толкование слова «мятежный» в словаре и определите роль восклицательного знака в конце предложения.

УЧЕНИК: (ответ)
Мятежный – 1) причастный к мятежу, поднимающий мятеж.
(мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти); 2) тревожный, неспокойный, бурный.
Лирического героя не устраивает покой в жизни, он ищет в жизни новые и новые преграды, для него смысл жизни – это борьба, мятеж, не успокоенность.

Выразительное чтение стихотворения «Парус» учениками.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворение, передавая состояние лирического героя, выраженное в стихотворении. Затем учащиеся оценивают прочтение стихотворения.

Вывод анализа стихотворения:

УЧИТЕЛЬ: Каково понимание смысла жизни М.Ю. Лермонтовым? Ваше мнение.
Уч-ся должны связать понимание автором стихотворения смысла жизни в свободе действия, в движении.

Литература и живопись. Наблюдения учащихся.
Учащимся дается задание рассмотреть акварельный рисунок
М.Ю. Лермонтова и сопоставить по его стихотворению «Парус», определив что общего и различного в них. А затем обращаем внимание на репродукцию картины И.К. Айвазовского «Черное море» и просим сказать, к каким строкам стихотворения можно отнести это изображение.




VI. Вывод (итог) урока.
ЦЕЛЬ: развивать умения и навыки, делать выводы и корректировать свои мысли, свои формулировки).

УЧИТЕЛЬ: Давайте вернемся к теме урока: «Каждый человек рожден свободным, а между тем». Скажите, на ваш взгляд, свобода может быть смыслом всей жизни человека?
УЧЕНИК (ответ): Конечно.
УЧИТЕЛЬ: Изменилось ли ваше мнение о свободной личности, с чем вы не согласны, чтобы хотелось добавить?
Ответ может быть и не озвучен на уроке, главное, чтобы ученики осмыслили это.
УЧИТЕЛЬ: Сейчас стало популярным слово «анархия». Как вы понимаете это слово? Найдите толкование его в словаре.

УЧЕНИК: (ответ по словарю) анархия (греч.) –
1) безвластие (отрицание всякого гос-ва)
2) распущенность; беспорядок, хаос (непризнание авторитета, порядка, дисциплины, своеволие).
УЧИТЕЛЬ: Можно ли поставить знак равно между свободой личности и анархией? Почему?
Учеников нужно подвести к мысли об ответственности личности за его окружение (родных, природу, планету и т.д.)
Этот вопрос можно дать для обдумывания домой и начать с ответа следующий урок.

VII. Итоги урока. Отметки учащихся и оценка работы класса. Домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ: На следующем уроке мы продолжим тему свободы и смысла жизни и обратимся к следующим стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «Утес».
Учитель подводит итоги работы класса и спрашивает у детей, что понравилось или не понравилось на уроке (рефлексия), что они бы изменили, сделали не так.
Д/з ( по выбору учащихся)
1) выразительное чтение стихотворения «Парус»
2) мини-сочинение на темы а) «Я думаю, свобода и анархия.»
Б) «С чем я не согласен» (по впечатлениям урока).

Примечание:
Анализ текста в хорошо подготовленном классе можно провести по группам, распределив вопросы (так экономится время урока).

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Примечания
Правила проведения диспута:
Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное – аргументы, логика, убедительность.
Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.
Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст произведения.
Отстаивая свое мнение, говори ясно, просто, четко.
Уважай мнение товарища. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.
Помни, что наш диспут – литературный.
Памятка
отзыва об ответе ученика
Полностью ли освещена тема сообщения?
Есть ли отступления от темы? О чем следовало бы сказать больше полнее?

Подкрепляются ли высказывания примерами? Насколько убедительны эти примеры?
Встретились ли в ответе речевые погрешности?
Ваши замечания.
Памятка
рецензии ответа по русской литературе

Последовательность изложения.
Полнота ответа.
Точность фактов.
Речевые ошибки.
Индивидуальные особенности ответа (что понравилось, а что нет).
Эмоциональность речи.










13PAGE 15


13PAGE 14815






автопортрет лермРисунок 1автопортрет лерм.jpgRoot Entry