Разработка урока во 2 классе русский язык Перенос слов


Автор: Редькина Анна Николаевна учитель начальных классов МОАУ «СОШ№10» Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Перенос слова» (второй урок)

Тема
Перенос слова (второй урок)

Цели

Образовательные: познакомить с правилами переноса слов; ввести алгоритм действий при переносе слов; научить объяснять выбор правила переноса.
Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат
Предметные:
Переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги)
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ресурсы:
- основные




- дополнительные

- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. учебник Русский язык 2 класс. М.: «Просвещение» 2012г., с. 71-73
- В.П.Канакина. Рабочая тетрадь. Русский язык 2 класс. М. «Просвещение» 2014г., с. 31-32

- презентация «Перенос слов»
- карточки для индивидуальной и групповой работы
- тетрадь


Организация пространства
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа


Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.


Проговаривают стихотворение.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.












Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.




Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.



Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.





Показывает данный этап на картинке.
- Прочитайте девиз урока.
Слайд 2.
.- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так, друзья, вперед за дело!

- Каким вы хотите увидеть сегодняшний наш урок?
(интересным)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового, интересного на уроках русского языка мы делаем?

Слайд 4 .
1.Повторяем, то что знаем.
2.Поймем, чего мы не знаем, для этого выполним пробное действие.
3.Сами найдем способ решения.
- Над какой темой мы вчера работали?

- С какими правилами переноса слов мы познакомились?(отвечают дети)
Слайд 5.
1.Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
2.Одну букву не оставляют на строке и не переносится на другую строку.
3. Не переносятся слова, которые имеют один слог.









.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений переносить слова;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом.
Проговаривают название этапа с учителем.
Выполняют задание на индивидуальных карточках.
















Проговаривают, что повторили.




Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание на индивидуальных карточках.


Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
.





Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует актуализацию умений делить слова на слоги и для переноса.















Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа.




Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия.


Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.


Организует фиксирование индивидуального затруднения..




1.-Начнем с повторения: что мы делали вчера на уроке? (делили слова для переноса)
- Выполните задания в тетрадях: разделите слова на слоги, а потом для переноса (Приложение №2)
- При выполнении задания можете посоветоваться друг с другом.
- Работаем в столбик.
- Вызвало ли у вас затруднения при выполнении этого задания?
(нет)
- Почему?
(мы знаем как делить на слоги)
- Проверьте работу.
Слайд 6,7.

- Какой шаг выполняли? (повторяли)
- Что повторили? (Правила переноса)

2. –Какой следующий шаг? (поймем чего не знаем).
- А для этого совершим пробное действие и поймем чего мы не знаем.
- Выполните задание для пробного действия на листочках: попробуйте разделите еще слова для переноса. (Приложение № 3).(работа в парах)
- Удалось ли вам выполнить это задание?
- Какие слова вызвали у вас затруднения?
-Посмотрим, что получилось:
(Фронтальная проверка. Фиксация индивидуального затруднения.))
- Почему у вас получились разные варианты ответов?








Уметь определять количество гласных в слове, уметь делить слово на слоги)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).








Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;










С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, называют тему и ставят цель урока.






С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.




.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.






Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует составление совместного плана действий.






- Над какой темой мы сегодня будем работать?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
(Перенос слов. Узнать все правила переноса и научиться правильно переносить слова)
- какие слова?
(ь, ъ, й, удвоенной согл.б.)
.





Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.








С помощью учителя организуются в группы (5)
Пользуясь моделью, формулируют правило переноса.
Выполняют задания в группах.
Выбирают ответственного, который представляет результаты работы на доске.






Сравнивают результаты работы с выводами в учебнике




Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя составляют алгоритм.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.








Организует работу в группах















Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Помогает организовать сравнивание результатов работы с выводами в учебнике



Организует составление алгоритма.
-Вернитесь к словам на карточках: устраним затруднения, для этого сами найдем способ выполнения.
Слайд8.(устраним затруднение)
-Совпадают ли ваши правила с выводами учебника? (учебник стр. 71).
- Составим алгоритм, как будем действовать, если надо перенести слово: Слайд 9.
Алгоритм.
а) читаем слово;
б) делим на слоги;
в)вспоминаем, какое правило подходит;
г) записываем.







Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение работать в группах. (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(7 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


























VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.



















































С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание на индивидуальных карточках









С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
Выполняют задания в тетради комментированием.








Выполняют задание, работают в группах.



Отвечают на вопросы учителя






Проговаривают алгоритм




Разгадывают ребусы, устно делят слова для переноса





Подводят итог своей работы на уроке


Отвечают по шаблону
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.










Показывает слайд, даёт установку на выполнение упражнений





Наводит учащихся на составление самостоятельного вывода






Организует работу в группах




Организует работу со словарём






Проводит творческое задание на закрепление темы урока





Совместно с детьми подводит итог урока



Показывает шаблон ответов

Слайд 10 Правила.
1.Буквы й, ь и ъ не отделяют от стоящей перед ними буквы.
2.При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
(Учащиеся, комментируя, делят для переноса слова: майка, лес, пальто, жук, касса, дом, подъём, мел.)
Слайд 11.
- Переходим к следующему шагу: применим новое знание.
Слайд 12.
- Выполните задание в тетради по упражнению в учебнике с.72 упр.111 действуя по алгоритму, разделите слова для переноса зайчата, осенью.
(фронтальная работа)
- Какой сделаем вывод?
с.73 упр.112
- Какой сделаем вывод?
(взаимопроверка, фронтально.
Слайд 13.
ФИЗМИНУТКА
- А вот у Незнайки к нам вопрос, как разделить эти слова для переноса?
(работа в группах)
- Разделите слова м/д собой и выполните это задание.
- Проверь себя .
- Какая группа не допустила ошибку?
- А что получилось у Незнайки?
- Каким алгоритмом мы пользовались?а


Слайд 14-17.
Работа со словарём.
- Исследуем, что значит слово посуда.
Игры со словами.
- Отгадайте ребусы и разделите слова для переноса.
- Молодцы.
- Мы переходим к последнему этапу. Подведём итог нашего урока.
- Что важное мы сегодня на уроке сделали? (составили правила переноса слов).
- Перечислите их.
Слайд Расскажите по схеме:Чему научились на уроке?









Уметь делить слова для переноса, пользуясь правилами.

















Уметь работать самостоятельно






Уметь работать в группах








Уметь чётко следовать алгоритму







Уметь разгадывать ребусы, применять изученные правила переноса слов

Уметь отвечать по шаблону
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).













Регулятивные, коммуникативные УУД


Познавательные УУД



Регулятивные УУД








Коммуникативные, регулятивные УУД














Коммуникативные УУД

























Приложение

Карточки со словами (каждой группе по набору слов):

майка
пальто
касса
лес
подъём
жук
мел

майка
пальто
касса
лес
подъём
жук
мел

майка
пальто
касса
лес
подъём
жук
мел

майка
пальто
касса
лес
подъём
жук
мел

майка
пальто
касса
лес
подъём
жук
мел


2. Карточки для индивидуальной работы (для этапа «повторение»)
cтрана___________________________________________________
родина___________________________________________________
языки____________________________________________________

народ__________________________________________
бабушка_______________________________________
узелок_________________________________________

глаза____________________________________________________
травинка_________________________________________________
ананас___________________________________________________
рука___________________________________________
задача_________________________________________
еноты________________________________________



Карточки для индивидуальной работы (для этапа «пробное действие»)
майка____________________________________________________
лес______________________________________________________
пальто__________________________________________________
жук____________________________________________________
касса___________________________________________________
дом____________________________________________________
подъём_________________________________________________
мел____________________________________________________



15