Урок по русскому языку для 3 класса (для детей с ууо): Усвоение рукописного начертания строчной буквы й.
Урок русского языка в 3 классе
(класс со сложной структурой дефекта, дети с умеренной умственной отсталостью).
Урок №2.
Тема. Усвоение рукописного начертания строчной буквы й.
Цель. Способствовать формированию у школьников зрительно-двигательного образа строчной буквы «й».
Задачи:
Упражнять в рукописном начертании строчной буквы й, слогов и слов с данной буквой, в написании предложения с усвоенными слоговыми структурами.
Упражнять в составлении из кассы букв и слогов слов с бувой й, предложения с данными словами.
Упражнять в списывании с классной доски, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложения.
Закреплять умение составлять предложение и схему к нему.
Корригировать и развивать мышление, внимание, память, восприятие, графические навыки, пространственную ориентировку.
Воспитывать мотивацию к учению, старательность.
Оборудование: цветные геометрические фигуры для д/и «4 лишний», звуковые «Домики» (с гласными и согласными), плакат «Алфавит», плакат прописных букв, образец буквы й из бархатной бумаги (у каждого), доски «Пиши-стирай» (у каждого), бабушка (кукла на руку), картинки: сарай, заяц; касса букв. Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Доброжелательный настрой на урок.
2. – Начинаем урок русского языка. Чему учимся на этом уроке? (Писать)
3. – Что понадобиться на уроке русского языка? (проверяем)
4. – Сели правильно, начинаем урок.
II. Актуализация опорных знаний
Д/и «4 лишний».
На доске: красный, жёлтый, зелёный квадраты и синий круг. На каждой фигуре строчная буква й.
Задание.
А) Назвать геометрические фигуры, их цвета.
Б) - Какая фигура отличается от других?
В) – Какая буква написана на фигурах? Назовите ещё раз цвет каждой фигуры и определите последний звук. (Й).
Работа со звуком и буквой «й»:
а) произнести;
б) определить: гласный-согласный, найти в звуковых «Домиках»;
в) найти на плакате «Алфавит»
- На какую букву похожа Й по на писанию? (И)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Вы догадались, с какой буквой будем работать на уроке? (Й). Будем тренироваться писать букву «Й», составлять и писать с ней слова и предложение.
IV. Работа по теме.
Работа с буквой й.
Образец написания буквы (лист А4) на доске.
Найти на плакате прописных букв букву й.
- Из каких элементов она состоит? (2 палочки с закруглением внизу и полуовальная линия вверху).
Собрать из элементов букву й на доске.
Упражнения для мелкой моторики. «Этот палец – дедушка…»
Написание буквы учителем на доске, объяснение.
(Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее, ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо, вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Над буквой пишем полуовальную линию вправо.
Обвести пальцем образец (у каждого из бархатной бумаги).
Написать на доске «Пиши-стирай».
Чистописание в тетради: строчка й.
- Откуда начнёте писать?
Стук за дверью. Пришла бабушка (кукла на руке).
(Горюет. Потеряла кого-то. Просит помощи. Разволновалась, ничего толком рассказать не может, только… )
Бабушка. - Ай-ай-ай. Ой-ой-ой.
Задание.
Произнести слово: ай. Назвать первый звук, второй. Составить из букв.
(1 ученик – у доски, остальные – на партах)
Записать рукописными буквами (на доске и в тетрадях), сделать звуко-буквенный анализ (красный и синий круги).
Аналогично: ой.
Работа с деформированными словами.
- Бабушка волнуется и в словах пропустила буквы.
А) на доске: Картинка под ней рукописное слово с пропущенной буквой: сара….
Задание.
Определить, где пропущена буква: в начале, середине или в конце? Вставить букву й. Прочесть полученное слово. Определить, какая по счёту буква й.
Работа в тетрадях. (Вставить букву. Записать рядом всё слово.)Выделить слог ай, подчеркнуть. (На доске и в тетради).
Б) Аналогично: за…ка.
Физминутка. «Заинька».
IV. Закрепление.
- Бабушка увидела зайца, обрадовалась и сказала: «Мой зайка». Оказывается, у неё потерялся её любимый зайка.
- Давайте составим на доске предложение с помощью кассы букв.
Мой зайка.
-Какое первое слово? Какое второе?
Списывание предложения с печатного текста.
(Работа у доски и в тетрадях)
Составить схему предложения (на доске и в тетрадях).
V. Итог урока.
Бабушка благодарит детей за помощь и уходит.
- Что делали на уроке?
- Как вы считаете, у вас всё получилось?
- Понравился урок?