Урок русского языка по теме: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЁРДЫМ ЗНАКОМ» ( 3 класс)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-ЕМ КЛАССЕ
ПОДГОТОВИЛА: Мельникова Н.Б.
учитель МБОУ гимназии №6
Советского района г. Воронежа
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЁРДЫМ ЗНАКОМ»
ЦЕЛИ УРОКА: 1) Формировать умение правильно употреблять разделительный твёрдый и мягкий знаки при написании слов.
2) Отрабатывать умение сравнивать особенности написания ъ и ь; переносить слова с ъ и ь знаками.
3) Образовывать однокоренные слова с разделительным твёрдым знаком, развивать орфографическую зоркость.
Схема урока: проблема – аналитические планы - самостоятельно сделанный вывод- корректировка вывода - отработка навыка.
Девиз урока: «НЕ ДОРОГО НАЧАЛО, А ПОХВАЛЕН КОНЕЦ» (обсуждение смысла, предположение конечного результата)
1.Чистописание.
Запись ъ и элементов букв.
Молчаливый твёрдый знак.
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите.
А. Потапова
2. Постановка учебной задачи.
О какой особенности буквы говорится в стихотворении? Какая ещё буква в современном русском языке не обозначает звука? Подумайте, почему они сохранились в алфавите. Какую роль играют эти буквы в слове?
Какова же тема сегодняшнего урока? Действительно, мы будем говорить о правописании разделительного твёрдого и мягкого знаков, будем учиться правильно употреблять ъ, ь при написании слов.
3. Работа с учебником.
а) Аналитические планы.
Даны слова: воробьи, бельё, вьюга, платье, хлопья
Понаблюдайте! В какой части слова пишется разделительный ь?
Перед какими буквами он пишется и что показывает? Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.
Работа по аналитическим планам подводит детей к выводу о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.
Даны слова: подъезд, подход, объявление, обхватил и т.д.
Понаблюдайте! Между какими частями основы слова пишется разделительный твёрдый знак? Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак? На какую букву оканчивается приставка и с какой буквы начинается корень в словах с разделительным твёрдым знаком? Если бы в этих словах не было твёрдого знака, как следовало их читать? Сделайте вывод о назначении и правописании разделительного твёрдого знака.
Аналитические планы готовят к выводу о назначении и правописании разделительного твёрдого знака.
б) Работа со сведениями о языке и с правилом.
в) Отработка материала и тренировка в использовании правил переноса слов с разделительными ъ и ь знаками.
г) Наблюдение за изменением значения глагола в зависимости от приставки.
4. Комментированное письмо.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Под звонким объявлением большое оживленье.
5. Письмо по памяти: Как понимаете смысл пословицы?
Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила.
6. Работа над предложением и текстом.
Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
Через день началась съёмка фильма о сельской детворе.
К клубу подъехала машина с надписью «Киносъёмка».
На колхозном клубе повесили объявление о начале съёмки.
Там разместили съёмочные аппараты.
Объясните написание и назначение ъ, ь. Разделите слова с разделительным ъ для переноса. Повторите, по какому правилу действовали.
7. Распределительное письмо
Запишите слова в два столбика. Разберите по составу. На что вы обратили внимание? Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь?
Вьёт, въезжает, разъясняет, соловьи, объявляет обезьяна, съёмка, подъюбник, обольют.
8. Итог урока, рефлексия, домашнее задание.
Какие выводы сделали на уроке? Соотнесите пословицу с итогом урока. Для лучшего усвоения материала выучите правило и подберите свои примеры слов (5-6) с разделительными мягким и твёрдым знаками, разберите их по составу разделите для переноса.
Литература:
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания: 3 кл. – М.: Просвещение, 1992.
Климанова Л.Ф.Русский язык. 4 класс. Учеб.для общеобраз. Организ. С приложением на электронном носителе. В 2 Ч. М.: Просвещение, 2013
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пос. для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1992.
:Заголовок 115тRјОсновной текст с отступом