Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание слов с разделительным мягким знаком
Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
УМК « Школа России»
Цель урока: создание условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
1. Образовательные: формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным ь.
2. Развивающие: развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, орфографическую зоркость, каллиграфический навык.
3. Воспитательные: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку, к своему здоровью, доброжелательность.
Формирование УУД:
- личностные:
положительное отношение к процессу познания;
применять правила делового сотрудничества;
- регулятивные:
планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
- познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
Планируемые результаты:
Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.
Уметь различать в словах разделительный мягкий .Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технические средства обучения: компьютер, презентации, телевизор.
Оборудование: иллюстрации, карточки с заданиями для работы в паре и группе, плакат с картинкой разделительного мягкого знака.
Ход урока
I . Организация начала урока. Создание психологического настроя.
- У нас на уроке сегодня гости ,поприветствуйте их.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы ученики.
- На уроке будьте внимательны, активны, аккуратны.
II. Актуализация знаний.
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.
1). Каллиграфическая минутка.
( Посадка, положение тетради)
нь нье ть тья
2).Словарная работа. Картинный диктант.
(Объяснить выполнение работы, работают 2 ученика на доске)
- Медведь, коньки, тетрадь, обезьяна, морковь.
- Запишите слова. Проведите взаимопроверку. (Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работу по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
- Оцените работу своего соседа.
«!» - молодец ты все сделал правильно.
«+» - хорошо, но еще немного ошибаешься.
«-» - тебе нужна помощь, еще надо поработать.
- Какая буква объединяет данные слова? (мягкий знак)
-Как можно разделить эти словарные слова на две группы? (написание слов с мягким знаком смягчающим согласные звуки и разделительным мягким знаком)
- Какова роль разделительного мягкого знака в слове обезьяна? (он показывает, что согласный и гласный звук при произношении не сливаются)
III. Самоопределение к деятельности.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (повторяем написание слов
с разделительным мягким знаком)
- Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока. (Слайд 1)
- Какие задачи сегодня стоят перед вами? (Должны учиться правильно писать слова с разделительным ь)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с буквенным рядом. Игра « Лишняя буква». ( Слайд № 2).
- Давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? (разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед гласными)
- Какими?
«Отрываем» лепестки ромашки с теми буквами, перед которыми не пишется разделительный мягкий знак.
На лепестках такие буквы: а я у ю э е о ё и ы
- Лепестки с какими буквами остались?
(с гласными, перед которыми пишется разделительный мягкий знак и показывает, что согласный звук не сливается с гласным.)
- Ребята, почему эти буквы называют «особенными»?
(если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)
- А если после согласного? (обозначают мягкость этого согласного)
2. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.
а) Самостоятельная работа.
Выполнение упр.54 стр.33 (2 ученика на доске).
-Дополнительное задание: определить количество букв и звуков в словах.
-На что указывает разделительный мягкий знак в словах?
-Устно составить предложение с любым из данных слов.
б) Игра « В гостях сказочный герой».
- К нам на урок пришёл хорошо известный всем литературный герой. Кто он? Догадайтесь.
- О себе он говорит так:
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
- Кто же это? (Слайд №3 -появляется Карлсон)
- Карлсон желает проверить, насколько вы внимательны и сможете ли назвать слова с разделительным мягким знаком, которые звучат в стихотворении.
- Послушайте еще раз стихотворение.
-Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье. ( Слайд 4)
- Запишем эти слова, обозначив орфограмму.
(Комментированное письмо на доске)
- Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах. (Пишется после согласных перед гласными)
-Что показывает разделительный мягкий знак в словах? (что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)
V. Физкультминутка. ( Слайд 5)
-А на улице мороз,
Ну-ка, спрятали свой нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши!
Покрутили, повертели
Вот и ушки отогрели.
Головою покачали
Раз-два, раз-два!
По плечам похлопали
Раз-два, раз-два!
И чуть-чуть потопали!
Раз-два, раз-два!
- Продолжим играть дальше. Я называю слово с ь. Если вы считаете, что это разделительный ь – то поднимаете руки вверх, если нет – прыгаете.
- Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья.
-Вот отдохнули и погрелись…
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа с деформированным предложением.
- Составляем « живое» предложение.
(Группа детей работает с карточками (выходят 6 человек, берут карточки со словами и выстраиваются в том порядке как будет составлено предложение), остальные дети работают в парах).
- Запишем предложение с комментированием.
Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.
- Подчеркнем главные члены предложения.
- Какие части речи вы можете назвать?
2. Страничка для любознательных.
( Картинка с изображением малины).
- Чем полезно малиновое варенье? (ответы учащихся)
-Сегодня подготовить эту страничку мне помогли ……
Рассказывает 1 ученик:
- Малиновое варенье – действительно используют как хорошее жаропонижающее и противовоспалительное средство; это очень хорошее лекарство от простуды.
Помимо этого, малиновое варенье предотвращает развитие раковых клеток; разжижает кровь.
Рассказывает 2 ученик:
Свежие ягоды малины – хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение. Это и хорошее жаропонижающее средство, а так же средство, предупреждающее развитие простудных заболеваний.
Рассказывает 3 ученик:
Отвар корней малины – назначают при аллергии.
А вот свежие листья малины – используют как хорошее ранозаживляющее средство (т. е. прикладывают к ранам).
- Видите, как много целебных свойств у малины.
3. Работа в группах.
Задание:
1.Составить пословицу из слов.
2.Записать, вставить пропущенную букву в словах и объяснить ее написание. 3. Объяснить смысл пословицы.
1 группа. Учен..е, а, тьма, --, неучен..е, свет.
2 группа. здоров..ю, -, Курит.., вредит.. .
3 группа. в, Друз..я , беде, познаются.
4 группа. Красна, человек, пер..ем, а, птица, умен..ем.
5 группа. капел..ю, силён, ,а, Февраль, метел..ю,март.
6 группа. Где, там, хотен..е, --, умен..е, там, и.
VII. Домашнее задание.
- Наш урок подходит к концу. Познакомьтесь с домашним заданием.
На доске: записать - стр.33 упр.56
- Прочитайте задание к упражнению.
- Есть вопросы по домашнему заданию? (нет вопросов)
VIII. Рефлексия. (Слайд 6 )1.Всё ли вам было понятно?
2.Какое задание вам было интересно выполнять?
3.Что было самым трудным?
4.Чьим успехам могли бы порадоваться?
- Подумайте, как знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в жизни? (Грамотное письмо).
IX. Итог урока. ( На доске чистый плакат с Ь).
- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устроит праздничный салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (кружки). Они разноцветные. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнить все задания, выбираете желтый, красный, оранжевый кружок. Если было трудно – синий или зеленый кружок. Сначала подходят девочки, выбирают кружки и приклеивают на плакате, затем - мальчики.
-Посмотрите, какой получился салют!
- Урок закончен. Спасибо за работу. ( Слайд 7)
Литература:
images.yandex.ru› - картинки с изображением Карлсона.
http://kartinki-vernisazh.ru/_ph/109 - смайлики http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.html http://images.rambler.ru/srch?query=картинки%20листья
http://www.shkola-abv.ru/ http://midas.com.ru/polza-malinovogo-varenjaСитникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю., Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2014.- 368с.