Разработка урока Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
Дата: 27.02
Класс: 9 А,Б,В
Тема урока: СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Количество
присутствующих: Количество
отсутствующих: Цели обучения:
Все учащиеся будут знать о социально- экономическом и политическом положении СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, смогут охарактеризовать послевоенное политическое и социально-экономическое развитие государств по пути социализма; выяснить причины внутренних политических и социально-экономических конфликтов, приведших к краху социалистического строя.
Большинство учащихся будут уметь выделять главное с параграфа
Некоторые учащиеся смогут: применять знания на практике
Языковая цель Работа с терминами,пополнение словарного запаса
Этапы урока Оценивание Ресурсы
Начало урока Орг момент
1.Приветствие
Подготовка к уроку (Психологический настрой)
Опрос дом задания:
1. Дайте характеристику экономической интеграции и Общего рынка.
2. Какова причина создания Европейского и Валютного союзов? Сумативное
Книга , тетрадь
Середина урока Изучение новой темЫ:
Преподаватель начинает урок, показывая на карте страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польшу, ГДР, Венгрию, Чехословакию, Югославию, Албанию).
Называя признаки демократических перемен в государствах Восточной Европы в 1945—1946 гг., определить сходные черты со странами Западной Европы:
1) восстановление парламентского режима;
2) многопартийная система;
3) обязательное избирательное право;
4) принятие конституций;
5) реализация аграрных реформ;
6) наказание военных преступников;
7) наказание политических преступников и их сторонников.
• Утверждение однопартийной политической системы. Вся власть сосредоточивалась в исполнительных органах власти, которые объединялись с коммунистическим партийным аппаратом.
• Свобода и права граждан провозглашались формально и не соблюдались в реальной жизни. Вместо народной демократии установился тоталитарный социализм.
• В сфере экономики во всех государствах начался процесс индустриализации. Кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны оставались аграрными. Промышленность, финансовая сфера, торговля национализировались. Система управления хозяйственной сферой входила в систему государственного управления. Государствами правила командно-административная верхушка. Частнособственнические, свободные рыночные отношения были полностью упразднены.
В сфере производства экономическая стратегия опиралась на индустриализацию. Развивалась тяжелая промышленность, строились крупные комбинаты, мощные электростанции.
В 1970—1980 гг. стала проявляться убыточность модели индустриализации. Огромные материальные, энергетические и трудовые затраты ослабили экстенсивное производство. НТР, мини-процессоры, компьютеры, системы управления, вычислительная техника в скором времени создали новую основу для материально-технических орудий производства. Так как в странах Восточной Европы утвердилась консервативная административная система, то они не приняли новшеств научно-технической революции, и уровень производства в них оставался прежним.
Все это привело страны Восточной Европы с системой тоталитарного социализма к кризису.
Противоречия в странах Восточной Европы и возникавшие там акции протеста подавлялись войсками СССР и других социалистических стран. Например: восстание в Польше и ГДР в 1953 г., в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г. (Пражская весна).
Далее следует отметить, что СССР и страны Восточной Европы не вошли в новый период НТР, и в них возникла необходимость возрождения экономики.
В государственном управлении стали принимать участие новые партии, была внедрена многопартийная система. Особое значение имела реформа по изменению социально-экономической структуры и политической системы.
На доске начертить, в каких направлениях проводились реформы.
Реформы в странах Восточной Европы:
— либерализация плановой рыночной экономики в регулировании цен;
— установление полноценных товарно-денежных отношений;
— изменение форм собственности;
— упразднение командно-административной системы.
В этот период левые политические силы и бывшие коммунистические партии стали терять свой авторитет, вместо них появились социалистические партии. В 1996—1997 гг. в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии и других странах социал-демократические группы снова стали терпеть поражение, и к власти пришли новые политические силы.
О последствиях либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям стран Восточной Европы можно судить по следующим факторам (табл. 20).
Таблица 20
Государства Результаты реформ
Польша 1. Ускорен переход к стабилизации экономики.
2. В 1955 г. был снижен уровень инфляции, и страна вскоре достигла европейского уровня развития.
3. В стране царила безработица.
4. Обострились социальные противоречия.
5. В 1966 г. на президентских выборах представители левых сил одержали победу, а на партийных выборах в октябре 1991 г. победили правые.
Болгария 1. Правительство, возглавляемое социалистами, ставило препоны реформам.
2. Социально-экономическое положение было очень тяжелым.
3. В стране наступил голод.
4. Началась волна финансовых банкротств (внешний долг превысил 10 млрд. долларов).
5. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции.
6. Были проведены внеочередные парламентские выборы.
Албания 1. Уровень политической культуры был низким.
2. Не было демократических веяний.
3. В 1997 г. в стране разразился политический кризис. “Власть толпы” разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос, доведя народ до состояния гражданской войны.
Польша и Югославия Широкое развитие получила кооперация сельского хозяйства.
Чехия, Словакия и Венгрия Появились новые формы кооперативов.
Румыния Широкое распространение получили кооперативы.
Болгария Существовал двусторонний вариант. С одной стороны, сохранились частные кооперативы, с другой — сформировались частнособственнические фермерские хозяйства.
Чехословакия в 1990 г. Революционные процессы перешли в национальные и этнические столкновения.
Югославия (Сербия и Черногория остались в составе Федерации) Разделилась на несколько независимых государств: Словению, Боснию, Герцеговину, Македонию, Хорватию. Религиозный состав народа различен: католики, мусульмане, православные.
В 1991—1992 гг. начались территориально-этнические столкновения. В 1999—2000 гг. судьба албанцев в Косово потрясла все мировое сообщество.
На последнем занятии нужно рассказать о социально-экономических изменениях во взаимоотношениях между государствами, раскрыть сущность социальных реформ, а также реформ в свободном развитии страны.
Конец урока Рефлексия:
Домашнее задание. 1) охарактеризовать страны Центральной и Юго-Восточной Европы Ф.О
Сумативное оценивание