Метапредметность в образовании: метапредметное занятие по математике в информационно-теоретической группе параллели 6 классов по теме «Золотое сечение»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Аннотация к уроку ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Автор
-
разработчик
–
Хромцова Ирина Олеговна,
учитель математики МАОУ ©Лицей №4ª г. Перми
Целевая аудитория
–
Обучающиеся основной школы
Техническое оснащение урока
–
компьютер, проектор,
SMART
-
доска, компьютерная
презент
ация в Microsoft PowerPoint
,
web
-
камера
.
Тип урока
: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока:
урок
-
проект с элементами исследования и экспериментирования.
Цели и задачи проекта:
активизировать познавательную деятельность учащихс
я;
познакомить учащихся с понятием ©золотое сечениеª, ©золотойª прямоугольник;
получить представление о практическом применении математических знаний в
реальной жизни;
показать связь математики с разными областями человеческих знаний;
формировать умение са
мостоятельного приобретения и обработки знаний.
План проведения урока
-
проекта:
1.
Вступительное слово учителя
2.
Представление проектов
в презентации
:
-
Что такое ©Золотое сечениеª
–
выступление группы математиков
-
Человек
–
венец творения природы… Эксперимен
т по выявлению в классе лиц,
близких к идеальным
–
выступление группы скульпторов
-
Золотое сечение в архитектуре
–
выступление группы архитекторов
-
Золотое сечение в живописи.
Психологический опыт с помощью
SMART
-
доски
–
выступление группы художников
3.
П
рактикум по созданию фотоснимков по правилу Золотого сечения
4.
Итоги
5.
Домашнее задание
Список используемых источников:
1.
Лаврус В.С. Золотое сечение.
http://n
-
t.ru/tp/iz/zs.htm
2.
Золотое сечение.
http://rustimes.com/blog/post_1177437753.html
3.
Энциклопедия замечательных людей. Золотое сечение.
http://www.abc
-
people.com/data/leonardov/z
olot_sech
-
txt.htm
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
1.
Вступительное слово
В
ы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете
-
посередине? Или,
может быть, с самого края?
/…
Нет, скорее всего, не то и не другое.
Возможно в
ы сядете
между центральной точкой
и краем.
/
Говорят, что вы действовали по правилу золотого сечения. Интересное название? Что
заинтересовало? Спрашивайте…
Почему сечение золотое? На ваши вопросы помогут найти ответы результаты работы
наших исследовательских групп.
2.
–
Что же такое ©Золотое
сечениеª?
Слово ©математикамª…
Термин
©
золотое сечение
ª
ввёл в XVI веке великий художник, учёный и изобретатель
Леонардо да Винчи. В истории утвердились три варианта названия: золотое сечение,
золотая пропорция и третье
–
деление отрезка в среднем и
крайне
м отношениях. Кроме
того, золотое сечение награждали эпитетами ©божественноеª, ©чудесное
ª,
©превосходнейшееª, потому что
,
то, где оно присутствует, вызывает у нас ощущение
красоты и гармонии. Чтобы и вы смогли увидеть золотое сечение в природе, в
произведе
ниях
искусства,
мы
науч
им
вас сейчас делить отрезок в среднем и крайнем
отношениях,
т.е. делить отрезок в золотом отношении.
Рассмотрим отрезок АВ.
Его можно разделить точкой С на две части бесконечным множеством
способов, но
говорят
,
что точка С произво
дит золотое сечение отрезка АВ, если
выполняется
пропорция: длина меньшего отрезка так относится к длине большего, как больший
отрезок относится к длине всего отрезка, т.е.
СВ/А
С
=АС/
АВ
.
1.
Постройте произвольный
отрезок АВ.
2.
Проведем отрезок ВД, перпендикуляр
ный отрезку АВ, длина которого
½
АВ.
3.
Построим отрезок АД.
4.
Проводим окружность с центром в точке Д, радиусом Д
В
,
получим
отрез
ок
ДЕ
.
5.
Построим окружность с центром в точке А, радиусом АЕ,
получим
отрез
ок АС.
Последняя окружность пересечет отрезок АВ точкой С
золотого сечения, т.е.
СВ/А
C
=АС/
АВ
Найдем численное выражение этих отношений:
Измерим длины нужных нам отрезков.
О
тношение длины меньшего отрезка к длине большего
отрезка и отношение большего к
длине всего отрезка
приблизительно
равно 0,6.
Его точное из
мерение 0,618.
Такое
отношение и будет золотым. Полученное число
обозначается буквой φ. Это первая
буква в
имени великого древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в до
н.э., который
часто использовал золотое отношение в своих произведениях
.
3.
Итак, в
ы узнали, что такое золотое сечение и как разделить произвольный
отрезок
в золотом отношении.
Установлено, что золотые отношения можно найти и в
природе, и в искусстве, и в
пропорциях человеческого тела.
Человек
–
венец творения природы…
Кроме того, челов
ек сам является
творцом
,
создаёт замечательные произведения искусства,
в которых
просматривается золотая пропорция. Об этом нам
рас
скажет 2 группа
–
©скульпторовª:
С
кульптор Фидий, как уже говорилось, часто использовал золотую пропорцию в своих
произведени
ях. Самыми знаменитыми из них были статуя Зевса Олимпийского, которая
считалась одним из семи чудес света, и статуя Афины Парфенос.
Скульптурные сооружения, памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные
события, сохранить в памяти потомков имена
прославленных людей, их подвиги и деяния.
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении
золотого сечения. Так, знамени
та
я статуя Аполлона Бельведерского, издавна почитаемого
за образец мужской красоты, состоит из частей,
делящихся по золотым отношениям. Если
ее высоту разделить в отношении золотого сечения и то же самое проделать с каждой
частью, то точки деления придутся на анатомически важные пункты: начало шеи, талию,
коленную чашечку и т.д. Такая же закономерность рас
пространяется на лицо и руки.
Наша группа поставила перед собой задачу: узнать
,
чьи пропорции идеальней
–
мужчины
или женщины?
Чтобы ответить на этот вопрос, м
ы
измерил
и
все
человечески
е
тел
а нашего класса
и
приш
ли
к выводу, что золотое сечение выражает
средний статистический закон. Деление
тела
линией талии
–
важнейший показатель золотого сечения. Пропорции тела
мальчиков
колеблются в пределах среднего отношения
0
,6
1
5 и несколько ближе подходят к золотому
сечению, чем пропорции женского тела, в отношении
которого среднее значение
пропорции выражается в соотношении
0
,6.
Вывод: Тело
м
ужчины
совершеннее
, у женщины ноги по отношению к телу короче, чем у
мужчины. Но женщины исправили эту несправедливость.
Как?
Они носят туфли на
каблуках не для того, чтобы увеличить свой рост, а для того, чтобы увеличить, пусть
зрительно, длину ног.
(
Фрагмент фильма о в
и
трувианском человеке
).
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела
–
длина
плеча,
предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
И мы хотим провести опыт и ответить
на вопрос: есть ли в нашем классе идеальные лица?
Оказывается, что у большинства людей, верхняя точка уха, на рисунке это точка В, делит
высоту головы вместе с шеей, т.е. отре
зок АС, в золотом отношении
.
Вам нужно с помощью линейки измерить расстояния ВС и АС и найти их отношение.
Спросить, какие отношения получились у каждого
,
и сделать вывод:
есть ли в классе
идеальное лицо?
4.
Поистине, золотое сечение
–
чудо математики.
Дре
вние архитекторы
многогранно
использовали золотое сечение в своих работах.
Об этом нам
расскажет группа ©архитекторовª:
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является
Парфенон.
Он
построен в 5 веке до н.э. зодчим Иктином, в честь б
огини Афины. Он и
сейчас, несмотря на то, что со времени его постройки прошло более 2,5 тысячелетий,
производит огромное впечатление. Величественное здание, стоящее на холме из
известняка, возвышается над Афинами и их окрестностями. Но поражает оно не свои
ми
размерами, а гармоническим совершенством пропорций. Здание не вдавливается своей
тяжестью в землю, а как бы парит над нею, кажется очень лёгким.
Мы решили
раскрыть секрет того могучего эмоционального воздействия, которое
это здание оказывает на зрител
е
й
. Разгадку
мы
увидели в том, что в соотношениях многих
частей храма присутствует ©золотаяª пропорция
.
Мы нашли чертежи Парфенона и выполнили необходимые измерения...
Парфенон
разбили на ©золотые прямоугольникиª
–
отношения ширины к длине в каждом из них
оказались рав
ны и равны 0,6.
Так
же
, отношение высоты здания к его длине равно
. Отношения целого ряда
частей Парфенона дают число
. Говорят ©… у греческого храма нет размеров, у него есть
пропорции …ª.
5.
Скульпторы, архитекторы, художники использовали и и
спользуют золотое сечение
в своих произведениях, так как пропорции золотого сечения создают впечатление
гармонии и красоты.
Проведём один психологический опыт. Представьте, что вы
собрались нарисовать пейзаж и
СМАРТдоска
-
это формат вашей картины.
Проведи
те на будущей картине линию горизонта…
У большинства получился резу
льтат, очень похожий на рисунок /см. ниже/.
Почему вы и многие другие художники проводят линию
горизонта именно так? А потому, что линия горизонта
разделила высоту картины в отношении бли
зком к
золотому сечению. Оказывается, для нашего восприятия
такое соотношение привычно,
нам кажется
,
такое
изображение естественным и гармоничным.
Итак,
Золотое сечение в живописи
.
Группа ©художниковª
:
©Кто не знает математики
–
пусть не пытается разгадать
мои картины!ª Л.да Винчи
Мы рассмотрели множество картин великих художников и пришли к выводу, что
самые
притягательные
, запоминающиеся, написаны с применением ©золотого сеченияª.
Например,
З
олотое сечение широко использовал в своих работах
с
ам Леонардо д
а Винчи
.
Его знаменитый портрет Мон
ы Лизы долгие годы привлекает внимание исследователей,
которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых
пропорциях.
Мы
увидели наличие скрытых золотых прямоугольников
(
рассмотреть каждый
прямоугольник
)
.
Такж
е рассматривая картину Л.да Винчи ©Мадонна в скалахª, можно заметить, что
все объекты картины разбиты на прямоугольники, и каждый из них является золотым.
Или
,
репродукция картины Ивана Шишкина “Корабельная роща”.
Самая яркая
деталь на этой картине
-
освещ
енная солнцем сосна, она делит картину в отношении
©золотого сеченияª.
Справа от сосны
-
освещенный солнцем пригорок. Он делит по
©золотому сечениюª правую часть картины. Также можно найти мотивы ©золотого
сеченияª и в других частях картины. Наличие в карт
ине ярких деталей, делящих ее по
©золотому сечениюª
, придает картине
уравновешенность, чувство спокойствия и
гармонии.
Вывод:
Чтобы создать шедевр, даже в искусстве необходима математика!
6.
А в современном мире можем ли мы
воспользоваться
свойство
м
золотой п
ропорции?
…
Какие с
овременны
е
вид
ы
искусства
вы знаете
?
Золотая пропорция в фотографии.
Правила создания выразительного
снимка.
Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только сн
ять изображение.
Существуют ли какие
-
нибудь
правила размещения объектов на снимке? Как правильно зафиксировать камеру?
Мы будем работать в Интернете и … какие поисковые системы вы знаете?
Ваша задача:
1.
Войти в Интернет
2.
Открыть поисковую систему
3.
Ввести ключ
евые слова по теме Золотое сечение в фотографии
4.
Рассказать о правилах создания выразительного снимка
(
выслушать несколько
сообщений
. Один из примеров в Приложении 1
)
.
5.
Выполнить снимок согласно правилу золотого сечения
с помощью Web
-
камеры
(
учащиеся выполня
ют снимки и выбирают наиболее удачные
–
близкие к золотому
сечению
)
.
7.
Итоги. Связь между математикой и искусством.
Наш урок подходит к концу.
М
ы сегодня познакомились с одним из чудес
математики
–
Золотым сечением. Мне очень хочется вспомнить слова Н.Винера
©Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок
в хаосе, который нас окружаетª.
Что мы делали сегодня на уроке?
На уроке мы этот скрытый порядок и находили.
Установили, что
между математикой и
искусством
существует прямая связ
ь.
8.
Домашнее задание:
Выполнить снимки по правилу Зо
лотого сечения и
представить
результаты
на следующем уроке
.
Приложение 1.
Правило золотого сечения
в фотографии
На протяжении многих веков, для построения гармоничных
композиций художники пользуются
понятием "Золотого сечения".
Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции
автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего
четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от
соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы по
лучили
данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда
акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата
кадра
, фотоснимка
или картины.