Конспект урока русского языка в рамках ФГОС Буквы о-ё после шипящих в корнях слов.
5 класс ФГОС
Конспект урока русского языка в рамках ФГОС ООО учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 3 Сурмач Валентины Николаевны
Тема: Буквы О - Ё после шипящих в корнях слов
Цель урока: добиваться усвоения правила написания о – ё после шипящих в корне и отрабатывать умение правильно писать наиболее употребительные слова с о – ё после шипящих в корне слова .
Задачи:
- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения
- воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
предметные: формировать представление учащихся о том, как пишутся слова с буквами О – Ё после шипящих в корне; умение на практике применять теоретические знания.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточки.
Структура и ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся
Ребята, запишите в тетради число и «классная работа».
Приветствуют учителя, записывают тему урока
2.
Проверка домашнего задания
Упр.592
Устно проверяет домашнее задание, задает вопросы.
Осуществляют взаимо- проверку д/з, задают вопросы товарищам и отвечают на них.
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: контроль знаний
3.
Актуализация знаний.
1.Распределительный диктант.
Неприкосновенный, безотлагательный, косичка, ложиться, прорасти, росистый, заложить, поросль, роскошный, ложбинка, водоросль, косуля, ложкари, росточек, косой, предположить, ростомер.
2.Индивидуальное задание: ( у доски по карточкам, приложение № 1)
1.Запишите предложения. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками. Дайте им характеристику по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
1.Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. 2. Мы распол..жились у озера, зар..сшего камышом. 3.Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться.
2.Запишите словосочетания, объясните выбор гласных в корне.
Распол..гать свободным временем, школьный возр..ст, богатая р..стительность, разобрать предл..жение, соприк..саться с разными людьми, прик..сновение к земле.
3.Коллективно.
- Обратимся к слайду и устно выполним задания. Перед вами слова (слайд 2):
- Что вы можете сказать про данные слова?
Задает вопрос:
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (слайд 3)
Записывают диктовку, распределяя слова в два столбика: 1) «Безударная гласная, проверяемая ударением»; 2) «Гласные о-а в корне с чередованием», осуществляют проверку и коррекцию знания.
Работает 1 человек у доски самостоятельно
Работают по карточкам.
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока.
Регулятивные: контроль
Личностные:
Проявление познавательной активности
Метапредметные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Предметные:
Повторение пройденного материала
По темам «Безударная гласная в корне слова», «Чередование гласных О-А в корне»
Регулятивные: контроль, коррекция знаний
Познавательные: умение строить высказывание
4.
Целеполагание
-Ребята, давайте обратимся к теме нашего урока и попробуем в виде вопросительных предложений определить его цель.
(слайд 4)
Формулируют вопросы, на которые планируют получить ответ на данном уроке.
Коммуникативные: постановка вопросов
Познавательные: формулирование проблемы
Метапредметные:
Развитие умения постановки познавательной цели
5.
Усвоение новых знаний
Презентация к уроку (слайды 5 - 7). Работа с материалом учебника
Выполняют задания к слайдам.
Читают материалы учебника
Выражают собственную точку зрения
5.
Решение учебной задачи
Работа в парах: Демонстрирует слова (карточка №1), предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило (заполняют таблицу, приложение № 2)
Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц.
Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.
Организует самопроверку с помощью учебника. Предлагает проговорить правило в парах.
Высказывают свою точку зрения, работают в группах, объединяя слова по схожим признакам. В каждой группе лежат ватманы и маркеры, где они фиксируют свои результаты и наблюдения. Демонстрируют свои «продукты» классу.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов
Познавательные : наблюдение, поиск информации
Личностные
Регулятивные
6.
Физминутка.
Потрудились – отдохнём!
Станем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад
7.
Первичное закрепление знания
Предлагает выполнить упр.595(1), 597(по заданию)
Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
8.
Контроль усвоения материала
Проводит тестирование "Верно - неверно" (учащиеся в тетради пишут слова (Слайд 8)
Учитель проверяет несколько работ, остальные ребята обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, опираясь на слайд – ключ (слайд 9).
Участвуют в тестировании.
Проводят самоанализ и взаимопроверку.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
9.
Организует работу в группах по карточкам №2, №3.
Предлагает ответить на вопросы.
Работают по карточкам, кластерам, таблицам, объясняя свои действия.
Отвечают на вопросы
Личностные:
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Метапредредметные:
Работа по алгоритму, по предложенному правилу.
Аргументация своего мнения.
Предметные: Закрепление знаний по данной орфограмме
10.
Итог урока
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке (слайд 10).
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.
Регулятивные: самооценка
Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.
11.
Рефлексия
Ребята продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили
2.Мы узнали
3.Научились
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда
5.Трудным для меня стало
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
Познавательные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.
12.
Д/З
Выучить орфограмму стр.13-14
1.Упр.595 (2) (базовый уровень)
2.Составить словарный диктант (20 слов) с изученной орфограммой (повышенный уровень)
(Слайд 11)
Записывают домашнее задание
Личностные: самоопределение. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Понимать личную ответственность за результаты деятельности
Самооценка на основе критерия успешности.
Приложение 1
Карточка 1. Сравните данные слова и сформулируйте правило.
Вечёрка, дешёвый, жёсткий, шорох, зачёт, причёска, печёнка, шов, решётка, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, шёпот, щёлка, щётка, крыжовник, капюшон.
Карточка 2.
Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.
Ж-лтый, ш-лк, прич-ска, деш-вый, ж-рнов, пощ-чина, кош-лка, реш-тка, пш-нный, щ-лкать, щ-лочь, пч-лы, зач-с, ч-лн .
Карточка 3.
Первая группа: Выпишите слова с О-Ё после шипящих в корне слова :
Жёсткий, решётка, дешёвый, мешок, листочек, волчонок, речонка, врачом шорох, шофёр, шоколад, шёпот
Вторая группа: Угадайте слово по его значению:
Стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.(Шомпол) Профессиональный наездник на скачках и бегах. (Жокей) Цирковой акробат, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов. (Жонглёр) Тот, кто управляет оркестром во время музыкального исполнения. (Дирижёр)
Третья группа: Выпишите из текста слова с буквами О-Ё после шипящих к корне слова:
Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вошел. Хозяин улыбался почётному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: шёлковые ткани и игрушечные щегольские жокеи на лошадях, вкусные желуди из шоколада и даже черный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и дешевой расчески: денег у него не было.
четвёртая группа: Найдите лишнее слово
Ж..лтенький, жсткий, реч..нка, ш..колад
Приложение 2 .
Пишется Ё, т.к. можно подобрать однокоренные слова с буквой Е
Пишется О, под ударением, нельзя подобрать однокоренные слова с буквой Е
Вечёрка, дешёвый, жёсткий
Шорох, шов, крыжовник, капюшон
зачёт, причёска, печёнка
решётка, учёба, чёрный
чёрт, чёрточка, чёрствый, шёпот, щёлка, щётка
Таблица 12
15