Технологическая карта урока «Буквы О-Е после шипящих в корнях слов» (5 класс)


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Буквы О-Е после шипящих в корнях слов» (5 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Метод: комбинированный.
Тема: Буквы о-ё после шипящих в корнях слов
Цель урока: сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя
Задачи:
-обучающие: обосновывать выбор о-ё в корнях слов после шипящих, владеть приемами устной и письменной речи, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, владение новыми видами тематических ответов, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, умение коллективно работать.-развивающие: развитие речи, мышление умственной деятельности, выполнять операции анализа, классификации, способность наблюдать делать выводы.
-воспитательные: формировать нравственные и эстетические представления, мотивы социального поведения, формировать положительную эмоциональную обстановку в процессе работы.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Приветствие. Мотивация к учебной деятельности
Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Учитель: «Здравствуйте, дети. Проверим, всё ли готово у нас к уроку»
Учитель: «А чтобы наш урок был интересным, полезным для всех нас, мы должны выполнять правила, которые мы помним всегда. Давайте их озвучим». Учащиеся включаются в деловой ритм урока, читая вместе стихотворные строки о порядке учебных принадлежностей на их рабочих столах: «Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Всё, что нужно, под рукой.»Дети попеременно с учителем произносят: «На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным, Говори всё чётко, внятно, Чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать, Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку». Личностные: самоопределение.
«Мозговой штурм»
Лингвистическая разминка Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного Учитель задаёт вопросы:
«Что такое орфограмма?
(Это ошибкоопасное место.)
Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках? Корни с чередованием –раст—ращ—рос-, -лаг--лож- Озвучьте, пожалуйста, эти правила. Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А. Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные:
самопроверка
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии
Учитель ставит учебную задачу: на слайде и на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенными буквами в корне: росток, щётка, прилагательное, подросток, положить, расчёска, заросли, Ростов, жёлуди, выращенный, слагаемое, отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действия».
Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы.
Учащиеся проверяют правильную запись данных слов по слайду, на котором все орфограммы вставлены(самопроверка).
Познавательные:
преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей
Логические :построение логической цепочки рассуждений
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,представление информации.
Формулировка темы и цели урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Создание учителем проблемной ситуации :«Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ». Определение темы и целей :«Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Цели :«Научиться находить орфограмму в корне слова после шипящих, устанавливая позицию этой гласной (ударная или безударная).
Подбирать однокоренные слова, доказывая данную орфограмму» .Регулятивные :высказывают предположения на основе наблюдений.
Формулируют тему, цели урока, записывают тему в тетрадь.
Открытие новых знаний. Наблюдение. Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков. Учитель предлагает подумать над вопросом: «Ребята, как мы можем узнать правило о написании О-Е в корне после шипящих?» Учитель предлагает выполнить задания в группах: «На доске правильно записанные слова: жёлтый, чёрный, шёл, жёрдочка, пчёлы. Прочитайте их, спишите и выделите корень. Сравните их и попробуйте выяснить закономерности написания. Обратите внимание , в какой позиции (ударной или безударной) находятся гласные после шипящих в корне, постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова.
Затем учитель предлагает понаблюдать за ещё одной группой слов, которые относятся к исключениям и заимствованным словам. Ученики отвечают, то правило можно прочитать в учебнике, также можно понаблюдать за словами и попробовать выявить определённые закономерности. Выявляют позицию гласной в корне, подбирают однокоренные слова и приходят к выводу о написании гласных в корне, таким образом, формулируя правило. Наблюдая за словами - исключения- ми и заимствованными словами, делают вывод, что данные слова пишутся не по правилу, то есть являются исключением.
Соотносят свои выводы с учебником, Совместное составление алгоритма. Регулятивные:
создание благоприятной атмосферы, заинтересованности, развитие монологической речи. Поиск путей решения проблемы.
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные :выделяют главное, свёртывают информацию до ключевых слов. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности.

Усвоение новых знаний, их первичное закрепление
Развитие учебно-языковых и орфографических умений. Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника: списать выборочно слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически.
Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки:
распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся).
Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях.
В карточках ученики распределяют слова , мотивируют принцип, графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку).
Познавательные:
строят работу на основе алгоритма.
Осуществляют познавательную рефлексию.
Анализируют, сравнивают, группируют.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения.
Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.

Физкультминутка Закрепление Отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия Учитель предлагает работу над этимологическим анализом слова «чесать»:подберите гнездо однокоренных слов от этого слова. Затем предлагает предложение с двумя словами из этого гнезда для синтаксического разбора: « Если б дали берёзе расчёску, изменила б берёза причёску.» Далее учитель предлагает детям (в группах) письмо (из мультфильма), где допущены ошибки на данную орфограмму. Ошибки необходимо исправить. Дети работают с этимологическим словарём, подбирают однокоренные слова, записывают. Выполняют синтаксический разбор предложения, затем происходит взаимопроверка по правильному варианту на слайде. В группах работают над ошибками в письме, затем проверяют себя по слайду, исправляют ошибки, объясняя орфограммы.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками.
Регулятивные: ищут пути решения проблемы.
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
Подведение итогов.
Рефлексия. Обобщить, сделать выводы, Учитель задаёт вопросы:
«Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?
Оцените свою деятельность (критерии выведены на слайде) и одноклассников (сигнальными карточками :зелёный – цель урока достигнута, красный – не достигнута.) Ученики проговаривают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу. Регулятивные :соотносят цели и результаты своей деятельности. Оценивают свою работу и определяют степень успешности работы всего класса.
Домашнее задание. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Всем выучить теорию. Практическое задание по выбору: 1)упражнение,2)составить тест-лист на изученное правило из 10 слов.
Задают вопросы по домашнему заданию. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;