Конспект урока русского языка на тему Правописание о-ё после шипящих в корнях слов (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание о-ё после шипящих в корне слова» (по программе М.М. Разумовской)
Комплексный анализ текста.
Небо над г..л..вой весеннее, г..лубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки. Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жав..ронки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Зар..сли кустов у берега ни..ко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река». Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий ш..рох и ле..кий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, ж..лтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разб..ваются. Все живое, все р..стения приветствуют весну.
Докажите, что это текст.
Определите тему и основную мысль текста.
Придумайте подходящее название к тексту.
Укажите в тексте средства художественной выразительности.
Распределите слова с пропущенными буквами по видам орфограмм: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередование гласных в корне.
Диалог с учащимися:
- Почему слова шорох и жёлтые не поместили ни в одну из орфограмм? - Гласные в этих словах находятся под ударением.
- Верно. Это другая орфограмма. Давайте внимательно понаблюдаем за этими словами: шорох - ш[о]рох , жёлтые - ж[о]лтые (запись на доске).
Учащиеся совещаются в малых группах и делают вывод: слова похожи тем, что начинаются с шипящих звуков; слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Возникает вопрос: какое правило регулирует написание букв о и ё в корнях слов после шипящих?
Наблюдение.
-Попробуйте сами сформулировать правило, наблюдая за другими словами с буквами о-ё после шипящих в корне (во всех словах выделены корни):
Чёрный – чернеть крыжовник - крыжовничек
Щёки – щекастый шов - шовчик
Жёлудь – желудок капюшон - капюшончик
Учащиеся вновь объединяются в малые группы и совещаются. Затем выступают представители от групп и выдвигают версии. Сравниваем выводы с правилом в учебнике. Отбираем правильные версии.
Учащиеся знакомятся также с иноязычными словами – исключениями при помощи упражнения 312 в учебнике.
Домашнее задание: сочинить рассказ или стихотворение, где бы фигурировали слова – исключения на орфограмму «о-ё после шипящих в корне».