Урок обучения грамоте Звук [й], буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ слов
Филипова Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г.Абакана Республики Хакасия
Урок обучения грамоте
1 класс
Тема урока
Звук [й], буква Йй. Чтение слов.
Звуковой и звукобуквенный анализ слов
Задачи урока
Научить соотносить звук [и’] с буквой Й, характеризовать данный звук как согласный; слышать его в слове; подбирать слова с данным звуком; находить букву данного звука в слове, находить букву Й в стилизованных рисунках. Совершенствовать умения моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать предметы, слова и предложенные схемы, практически пользоваться при чтении изученными буквами.
Способствовать развитию творческого мышления, воображения, наблюдательности, умственных способностей учащихся, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения в диалоге.
Содействовать пониманию учащимися роли, значения и необходимости знания языка, умений грамотно правильно выражать свои мысли, привитию интереса к предмету.
Тип урока
Урок открытия нового знания
Основные термины и понятия для изучения
Речь: устная и письменная, звуки гласные и согласные, звуки твердые и мягкие, буква- графическое изображение звука, звуковая схема, слово-предложение.
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, схема звуков русского языка, индивидуальные кассы букв и слогов, наборы звуковых схем.
Формы работы
Работа в парах, в группе, фронтальная работа
Методические приемы мотивации обучения
Стимулирование интереса к учебе- «Удивляй»-на 1 этапе урока, «Читаем», «Ассоциативная схема. Понятия»- на 2 этапе урока
Методические приемы проверки домашнего задания
«Узнай меня (звук)»
Межпредметные связи
Русский язык, музыка
Этап урока
Время, мин.
Приёмы и методы
Содержание деятельности
Организация начала урока
1
«Удивляй»
Стихотворение
Мотивация учебной деятельности
2
Словесно-дедуктивный
Анализ пословицы, практическая связь с жизнью
Проверка домашнего задания
5
Упражнение
Дидактическая игра «Узнай звук»
Актуализация опорных знаний
10
Частично-поисковый, наглядно-индуктивный
Эвристическая беседа, составление ассоциативной схемы, работа в парах
Изучение нового материала
10
Частично-поисковый, словесно-традуктивный
Чтение слов, анализ, сравнение, поиск закономерности, обобщение, вывод
Первичная проверка усвоения знаний
5
Частично-поисковый, практико-дедуктивный
Индивидуальная работа по карточкам, работа со схемами
Первичное закрепление знаний
5
Частично-поисковый, практико-дедуктивный
Работа с книгой, поиск ответа на проблемный вопрос
Контроль и самопроверка знаний
5
Частично-поисковый, практико-традуктивный
Работа в группах с заданиями разной степени сложности.
Подведение итогов урока. Рефлексия
2
«Подведем итоги»
Упражнение, направленное на формирование самооценки первоклассников
Информация о домашнем задании
0
Домашнее задание в 1 классе не задается
Планируемые результаты
Виды деятельности учащихся
Предметные умения
Универсальные учебные действия
Обучающийся научится
Различение предложения и слова по внешним признакам. На практическом уровне определение существенных признаков предложения: законченность мысли и особенности интонации конца.
Наблюдение зависимости цели произношения предложения, его интонации и знака в конце.
Классификация и группировка слов по определенному признаку, нахождение «лишнего» слова.
Анализ звукового состава слова.
Классификация и группировка слогов по определенному признаку.
Составление слов из слогов.
Дифференциация букв и звуков.
Слушание ответа одноклассников,
высказывание своей точки зрения.
Комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассника.
Развитие речи. Различать устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) речь.
Участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций.
Фонетика, орфоэпия, графика.
Различать звуки речи. Отличать понятия «звук» и «буква».
Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные.
Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах.
Выполнять звукобуквенный разбор слова.
Синтаксис. Различать предложения и слова.
Определять существенные признаки предложения.
Орфография и пунктуация. Применять правила правописания:
- прописная буква в начале предложения;
- раздельное написание слов;
- знаки препинания в конце предложения.
Личностные:
Проявлять интерес к учебному материалу,
положительно относиться к учебной деятельности.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока;
понимать выделенные учителем ориентиры действия;
проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Познавательные:
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
понимать знаки, схемы, приведенные в учебнике и
учебных пособиях;
проводить сравнение, сериацию и классификацию;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Коммуникативные:
Принимать участие в работе класса;
допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении.
Обучающийся получит возможность научиться:
Понимать роль в речи предложения и слова.
Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произношения.
Применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Регулятивные :
Адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия;
в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные:
Анализировать изучаемые факты языка, выделять их отличительные признаки.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятное для партнера высказывание;
задавать вопросы.
Чтение предложения с интонацией и паузами.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Как-то раз осенним утром
Кто-то заглянул в мое окно
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло- будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
-Ребята, сегодня, как впрочем, и всегда, в нашем классе тепло, солнечно, уютно. Благодаря нашему хорошему настроению, радостным, лучезарным улыбкам, добрым сердцам.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель: у русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость?
Ученики: от солнца в мире становится, действительно, светлее. Солнце источник тепла, света, уюта. Человек тоже может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками)
Учитель: пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.
III. Проверка домашнего задания
Учитель: закройте глаза, прислушайтесь. (Звучит запись звуков природы). Что вы услышали?
Ученики: птичьи трели, шум воды, шуршание листвы
Учитель: тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, пыхтит чайник, плещется вода. Выходим из дома- и опять нас окружают звуки. Но вот мы слышим за спиной голос прохожего: «Который час?»-и мы понимаем, что у нас спрашивают и отвечаем на вопрос. Каким образом из потока разных звуков мы уловили именно эти?
Ученики: среди звуков есть особенные - звуки речи, благодаря которым мы разговариваем и передаем информацию. Речь-способность человека разговаривать.
Учитель: нужно ли нам уметь слышать звуки в слове?
Ученики: Очень важно научиться слышать звуки в слове, для того, чтобы успешно освоить грамоту.
Учитель: назовите первый/ последний звук в словах, которые вы читали дома, дайте характеристику звуку: малина, медведь, лук, лиса, носорог.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Дидактическая игра «Угадай звук» в интерактивной презентации)
IV. Актуализация опорных знаний
Учитель: опираясь на ваши знания, составим схему-модель наших знаний «Звуки и буквы русского языка»
(Составляется ассоциативная схема к уроку. Каждый блок схемы проговаривается учениками. Логическая последовательность построения схемы определяется учителем). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Ученики: звуки соединяются друг с другом и образуют слог, из слогов образуются слова.
Учитель: сейчас вы будете работать в парах. Вам предлагаются карточки с различными слогами. Ваша задача составить по три слова: односложное, двусложное, трехсложное.
(один ученик выполняет эту работу на интерактивной доске):, ка, ков, му, вей, рик, ра, ду, ра, га, на, ма,ли, мон, ли, мил.
Составленные слова: мил, рыбка, лимон, коврик, радуга, малина, муравей. (Ученики представляют и поясняют свои варианты ответов. По вариантам к словам составляют звуковые схемы).
V. Изучение нового материала
Учитель: словом можно обидеть, обрадовать, рассмешить. Даже одно и тоже слово можно произнести по-разному. Прочитаем слова с разной интонацией. (Слова на интерактивной доске. Чтение слов по цепочке индивидуально и хором ).
Ай! соловей майка
Ой! воробей айка
Эй! муравей айка
- слова первого столбика прочитаем с восклицательной интонацией хором. Когда мы так можем воскликнуть?
- слова второго столбика прочитаем по цепочке с вопросительной интонацией. Чем похожи эти слова? Какое слово лишнее?
Ученики: слова похожи тем, что заканчиваются на [й], трехсложные, начинаются с букв, которые обозначают согласные звуки.
Учитель: прежде, чем вы прочитаете слова третьего столбика, необходимо вставить сбежавшие буквы.
Ученики: майка, гайка, чайка, лайка, зайка
Учитель: чем похожи слова этого столбика?
Ученики: слова похожи тем, что в середине слышим звук [й], двусложные, начинаются с букв, которые обозначают согласные звуки, заканчиваются буквами, которые обозначают гласные звуки, первый слог ударный.
Учитель: исследуйте все слова. Что их объединяет?
Ученики: во всех словах есть звук [й].
Учитель: произнесите этот звук, постарайтесь дать ему характеристику. Найдите место в нашей схеме-модели знаний.
Ученики:
Физминутка: учитель называет различные слова. Если в слове дети слышат звук [й], то они хлопают, если этого звука в слове нет-топают.
VI. Первичная проверка усвоения знаний
Учитель: Буква Й официально была введена в Азбуку в 1753 году. Однако, у звука [й] и буквы и-краткое есть тайна- история их появления в русском языке. Атак как вы уже знакомы с этой буквой , то её тайну можете разгадать самостоятельно.
(индивидуальная работа по карточкам): прочитайте слова, измените данные слова так, чтобы появился звук [й]. Этот текст напечатан и на интерактивной доске.
Ученики вслух называют получившиеся
слова. Учитель открывает их на доске.
Учитель: что заметили?
Ученики: звук [й] получается из звука [и].
Учитель: вы правы. Буква и-краткое называется так потому, что составлена она была из буквы И, над котрой писали значок, который называли «кратка»-И с краткой. А потом и стали называть И-краткое.
- Найдите место слову каравай в наших столбиках слов и составьте к нему звуковую схему. Дайте характеристику последнему звуку.
Работа в парах с кассами букв и слогов и два ученика у доски.
Ученики: это слово подходит во второй столбик, так как звук [й] в конце слова. Схема:
Последний звук в слове каравай-[й]- согласный, звонкий, мягкий, непарный.
VII. Первичное закрепление знаний
Учитель: посмотрите на столбики слов, с которыми мы работали и скажите, каких слов не хватает?
Ученики: нет слов, в которых звук [й] вначале.
Учитель: есть ли в нашей речи такие слова? Обратимся к «Азбуке», она поможет нам ответить на этот вопрос.
Работа с Азбукой. Дети рассматривают иллюстрации и называют слова, обозначающие различные предметы. В итоге работы на доске появляется третий столбик: йогурт, йог, йога, йод. Ученики делают вывод .
VIII. Контроль и самопроверка знаний
Учитель: сейчас вам предстоит поработать в группах. Перед вами два конверта: №1-более легкий вариант задания и №2- задание сложнее. Вы подумайте, обсудите в группе, какой вариант вам по силам (не видя задания), выберите его и приступайте к работе.
Варианты задания будут представлены и на доске. Дети вслух представляют свои варианты ответов. На доске постепенно открывается правильный вариант.
Вариант№1: измените слово так, чтобы в нем появился звук [й]
Вариант№2: расшифруйте слова. Измените слова так, чтобы в них появился звук [й].
НЕБО-НЕБЕСНЫЙ, малина-малиновый, лить-лей.
Учитель: для того, чтобы высказать мысль на определённую тему, слова необходимо объединить и составить
Ученики: предложение, которое выражает законченную мысль
Учитель: составьте предложение из слов последнего задание, чтобы оно соответствовало схеме:
Заслушиваются ответы детей. Проверяется соответствие предложений схеме
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Ваших знаний сегодня стало больше?
Ученики: да. Сегодня мы познакомились с новой буквой И-краткое и звуком -[й]- согласный, звонкий, мягкий, непарный, который она обозначает.
Учитель: оцените свою работу сегодня на уроке. Если вы считаете, что вы сегодня работали очень хорошо, ваше солнце знаний стало светить еще ярче- поднимите большое солнышко, если у вас что-то не получилось на уроке ли вы что-то не поняли или не запомнили- поднимите маленькое солнышко.
-Как светло, тепло стало в нашем классе от ваших добрых сердец и хорошей работы на уроке. Завтра мы продолжим путешествовать вместе с нашей Азбукой, вновь будем разгадывать ее тайны, узнавать новое.
Благодарю за урок!
Список литературы/интернет-ресурсы:
1. Волина В. Занимательное азбуковедение. Издательство: Весть-ТДА, 2001.
2. Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методическое пособие.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2009.
3.Креативные уроки/авт.-сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич.- Минск, 2009.-128с.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мои
Свои
Караваи
МОЙ
СВОЙ
КАРАВАЙ
петь
игра
небо
пой
играй
небесный
ьНлЕмаБнаитОил
рыб
ков
му
ка
вей
рик
ра
ду
мил
га
ра
на
ма
ли
мон
ли
согласный, звонкий, мягкий, непарный
"ђЗаголовок 115