конспект урока русского языка на тему Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце (1 класс)
Урок-путешествие по русскому языку в 1-а классе
«Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на
конце» с использованием ИКТ, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, педагогики сотрудничества, игровых и здоровьесберегающих технологий, данный в рамках «Мастер-класс»
по обмену педагогическим опытом «Инновации в учебном процессе»
для учителей начальных классов школы
Учитель Умбетова Н.Н.
Цели урока: 1.Познакомить обучающихся с правописанием слов с парными
согласными на конце.
2. Добиваться, чтобы каждый ребёнок сознательно использовал правило
проверки написания данных слов.
3. Формировать фонематический слух и орфографическую зоркость.
4. Способствовать развитию и обогащению речи детей.
5. Поддерживать интерес к изучению русского языка.
6. Воспитывать любовь к родному русскому языку.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска,
наглядность для шарад, оформление для магнитной доски:
море, пароход, айсберги-шарады, остров слов; таблица с
правилом проверки слов с парными согласными на конце,
пароходики с правилом для каждого обучающегося.
Февраль 2014г.
Ход урока
1.Приглашение в плавание. Установка на работу.
-Я хочу пригласить вас в морское путешествие вот на этом пароходе (на магнитной доске). Но помните, на пароходе должна соблюдаться строжайшая дисциплина и выполняться все команды капитана. Вы готовы к этому? Тогда вперёд!
2.Минута чистописания с введением в тему урока.
-Каждый корабль плывёт по определённому курсу. Курс нашего парохода записан на доске и у вас в тетрадях: бпвфгкдтжшзс. Назовите правильно эти буквы. Произнесите звуки, которые записаны этими буквами. Что это за звуки? (парные звонкие и глухие согласные звуки)
-Куда же мы с вами поплывём?
-А теперь красиво напишите курс парохода, чтобы он не сбился с пути.
3.Сообщение темы урока: «Остров слов»
-На пути остров слов. Но чем-то эти слова необычны. Чем? (вместо последней буквы указан звук):
лё[т]
сне[к]
моро[с]
-На какой звук оканчиваются слова? (на парный глухой согласный звук)
-Назовите парные им звонкие согласные звуки. (дгз)
-Что происходит со звонкими согласными на конце слов? (они оглушаются)
-Вот сегодня на уроке мы и должны понять, какую букву надо писать на конце слов, оканчивающихся на парные согласные звуки.
Физминутка
·
4.Работа по теме урока.
а) «Остров слов»
-Какую же букву надо писать на конце каждого из этих слов? Я, как капитан, помогу вам: назовите эти слова во множественном числе. (к каждому слову прикрепляю тут же карточку с проверочным словом).
-Какая буква помогла чётко услышать парный звук? (гласная после согласного)
-Какую же букву напишите в каждом из этих слов? (эту букву прикрепляю к слову на место звука)
-Мы только что все вместе получили правило-маяк, которым будем пользоваться на протяжении всего путешествия и на следующих уроках (вывешиваю на доску правило):
Проверяй парный согласный звук на конце слова:
льды – лёд
снега – снег
б) Упражнения в написании слов с парными согласными на конце.
-Спишите слова этого острова в тетрадь, подчеркнув в них буквы, обозначающие парные согласные звуки, одной чертой, и поблагодарив гласную двумя чертами.
Физминутка для глаз и пальчиков
в) Наблюдение над словами-шарадами
-Радист передаёт сигнал тревоги: впереди айсберги.
-Кто из вас знает, что такое айсберг?
Верно, это подводные ледяные горы. Они очень опасны для кораблей, так как очень большие, и корабль о них может разбиться. Чтобы наш пароход избежал с ними столкновения, попробуем разобраться, почему в одинаково звучащих словах пишутся разные буквы на конце:
-Видите, ребята, как бережно надо относиться к написанию каждой буквы в слове: из-за одной буквы меняется целое значение слова! Этим и удивителен наш русский язык!
г) Запись словосочетаний
-Запишем эти слова со словами, обозначающими их признаки:
Спелый плод, прочный плот.
-Какое правило вспомнили при написании слова прочный? (ЧН пишется без Ь)
Музыкальная физминутка
д) Работа над предложением
-Чтобы благополучно вернуться из путешествия, нам осталось выполнить ещё одно задание. Внимание на экран:
Оле..взял лу.. и побежал на лу..
-Докажите написание пропущенных букв в этих словах.
(Олег взял лук и побежал на луг) (показываю наглядно картинку с изображением лука и луга)
5.Итог урока. Рефлексия.
-Какие знания пригодились нам в путешествии по морю?
-Почему парные согласные звуки на конце слов надо проверять?
-Каким правилом-маяком будем пользоваться при написании слов с парными согласными на конце?
-Почему надо уметь правильно писать слова с парными согласными на конце?
-На память о нашем путешествии я дарю каждому из вас пароход с правилом-маяком:
плод – плот
пруд - прут
льды - лёд