Методические разработки к интегрированному уроку по литературе, русскому языку, истории, ИЗО

Интегрированный урок по литературе, русскому языку, истории, ИЗО
на тему: «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения ».

Цель урока:

знакомство с краткой биографией М.Ю. Лермонтова;

познакомить обучающихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года;
познакомить обучающихся с литературным произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино», отражающим историческое событие, раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения, показать, какие художественные средства использовал поэт для изображения Бородинской битвы;

воспитать в растущем человеке чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину;

совершенствовать анализ поэтического текста М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Оформление урока:

портрет М.Ю.Лермонтова;
карта по истории: «Европа в 1799-1815г»;
учебник литературы 5 класс;
портреты участников Отечественной войны и Бородинского сражения;
иллюстрации, репродукции картин:
С.Герасимов «Кутузов на Бородинском поле»,
Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы»,
В.Верещагин «Наполеон в Кремле»,
Н.Кузьмин « Рука бойцов колоть устала»,
А.Кондратьев «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»
6) грамзапись стихотворения «Бородино» в исполнении Д.Журавлева;
7) кроссворд;
8) хор из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»- «Славься!»;
9) эпиграфы к уроку:
Москва, Москва, люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно! (М.Ю.Лермонтов)

У Бородино французская армия разбилась о русскую.
(Генерал А.П.Ермолов.)

Ход урока.

Организационный момент.
Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, его мы проведем вдвоем с Ириной Ароновной,
А необычен он тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это обычно бывает, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.

2) Проверка домашнего задания.

- Ребята, посмотрите на портрет, скажите, о ком сейчас пойдет речь?

- Что вы прочитали о жизни М.Ю. Лермонтова из статьи
В.Мануйлова?

Итак, как мы уже выяснили, М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году в Москве в семье отставного капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны. Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии.
С детских лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания и легенды об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, войне 1812 года.
Лермонтов рос впечатлительным и болезненным мальчиком. Неоднократно бабушка возила его на лечение на Северный Кавказ. Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе, в сентябре 1830 года он зачислен в Московский университет, затем поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это время он много пишет. На гибель Пушкина Лермонтов откликнулся стихотворением «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ, где написал стихотворение «Бородино».
Жизнь Лермонтова оказалась необычайно короткой. Поэт погиб на дуэли в 1841 году.


Несмотря на то что жизнь М.Ю.Лермонтова была коротка, поэт на протяжении всей жизни признавался в любви к своей Родине, к своему народу.

Поэтому ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема ЛЮБВИ к РОДИНЕ!

Доказательством этому являются строки :
Москва, Москва, люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно! (М.Ю.Лермонтов)

Поэт был горд за свою державу!


- Как вы думаете, чем может гордиться человек?

(поступками, учебой, достижениями)

- Что является гордостью всего народа?

(своей историей, победами

(ученики говорят об исторических событиях – победа в Великой Отечественной войне, война с французами ).


3)Постановка темы и цели урока.

Темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

4) Объяснение нового материала учителем истории.

Вспомним об этом событии., поговорим о войне1812 года.

А)Работа с таблицей.

У каждого на парте лежит таблица, которая называется

«Знаю, узнал, хочу узнать».

«Знаю»
«Узнал»
«Хочу узнать»


















- Ребята, что вы знаете о войне 1812 года?

(война с французами, Кутузов Наполеон, 1812год
Крылов басня «Волк на псарне») – запись в таблицу.

Остальные две графы «Узнал» и «Хочу узнать» вы заполните дома, после того, как я вам расскажу об этой страшной войне.

Б) Лекция (слово учителя) с элементами беседы.
Работа с картой.

К началу 19 века Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество государств, захватить ее богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

Осенними ночами 1811 года над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Это плохое знамение. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула- «гроза 1812 года».
В ночь 24 июня 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. « Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его армия насчитывала 420.000 человек, в то время, как русская армия состояла из 210.000 человек (вдвое меньше).
Главную силу русских войск составляли 1-я армия под командованием Барклая де Толи и 2-я армия Багратиона.
Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские войска еще на границе. Но его план был сорван.

- Как вы думаете, ребята, почему?

(Россия сопротивлялась. Весь народ готов был встать на защиту Отечества, создавались добровольческие дружины).

В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Русская армия не удержала город, но и врагу достались лишь руины.

- Почему русские войска вынуждены были отступать?

( чтобы сохранить силы).




Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец – Михаил Илларионович Кутузов (иллюстрации), которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему.

7 сентября 1812 года в 110 км от Москвы, неподалеку от села Бородино началось крупнейшее сражение. В первый день почти 15 часов длилась битва. Бомбы и ядра сыпались градом, земля дрожала, не было видно даже солнца. Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах (земляные укрепления). Даже когда кончались пули в бою, русские продолжали сражаться в рукопашную. Вскоре Багратион был смертельно ранен, это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Однако генерал Дохтуров обратился к солдатам: «За нами Москва, умирать всем, ни шагу назад».
К вечеру третьего дня смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали столько убитых (60.000 человек, 44.000- русских).
Мрачный Наполеон объезжал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу.
Победа была ничья: войска устояли на своих местах.

Бородино явилось примером героической борьбы русского народа за независимость своей страны.

«Француз боек, да русский стоек!» - поговаривали тогда в России.

- Ребята, а вы помните советы Суворова солдатам?
- Какими должны быть воины?

В) Физкультминутка.

А теперь вспомним разминочку:

Ать, два, ать, два,
По дороге столбовой
Куда иду – не знаю я,
А хочется домой,
Ать, два.





Г) Слово учителя литературы

История создания «Бородино»

Бородино – это яркая страница в истории нашей Родины.
Героев Бородинской битвы воспевали поэты и художники.
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению – стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в апреле 1837 года к 25- летию Бородинской битвы, впервые опубликовано в газете «Русский инвалид».

- Почему у Лермонтова возник интерес к Бородинской битве?
- Как вы думаете, ребята, почему Лермонтов обращается к теме Бородинской битвы?

Дома вы познакомились со статьей «Люди 1812 года»

(много читал об этом, захотел выразить свое отношение, чувства, показать мощь русского народа)




Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. В детстве мальчика окружали люди 1812 года ( это и двоюродный дед –Афанасий Столыпин – офицер артиллерии, и бородинский ветеран – инвалид Дмитрий Федоров- именно от них маленький Миша узнал о Бородинском сражении. Воспитателем и учителем французского языка мальчика был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору.
Когда Мише было 6 лет, бабушка привозила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взорванные башни Кремля – все это не могло не произвести глубокого впечатления на мальчика.
В летние месяцы, живя в Серединкове – имении вдовы генерала Столыпина- Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.Дуровой (партизанки), стихами о войне 1812 года.
Лермонтов был потрясен рассказом поэта Константина Батюшкова, которому не пришлось принять участие в сражении за Москву, однако он попал на поле Бородина весной, когда брошенная при отступлении «куча», где смешались кони, люди, начала оттаивать. Опасаясь заразы, ее спешно сожгли. После увиденного у Батюшкова началась «нервическая горячка».

Лермонтов же, одаренный необыкновенной силой воображения, как бы сам становится очевидцем событий и создает произведение – лучшее во всей русской литературе о войне 1812 года.

Д) Прослушивание стихотворения в грамзаписи.

А сейчас послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исполнении Д. Журавлева.


Е)Эвристическая беседа.


- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
- Какие картины предстали перед вами?
- Что понравилось особенно?
- Что показалось непонятным?

1.Кто такой дядя?
2. Слова – кивер. булат, уланы, драгуны
3. Кого автор называет племенем, а кого богатырями?

ЗАПИСЬ ВОПРОСОВ НА ДОСКЕ.



- Как построено это стихотворение? (как диалог)

- В чем отличие диалога от монолога?

Кто с кем разговаривает?


( Старый солдат рассказывает о сражении молодым).

- Стихотворение начинается словами: «Скажи-ка, дядя

- Можно ли считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник?

- А к кому еще можно обратиться словом «дядя»?

(К незнакомому старшему человеку или к человеку «простого звания» старше себя. К тому же раньше к молодым ребятам приставлялись «дядьки» из старых солдат.)

-Какую картину можно представить на данном этапе?

(Как старый солдат беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

-Ребята, мы говорим старый солдат рассказывает молодым.
Как это возможно? Ведь в настоящее время служат всего год.

(Оказывается раньше срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым.)

Ж) Словесное рисование (описание) (с привлечением иллюстраций и элементами игры).

- Хотя поэт не дает описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете? Для того чтобы быть более точными в описании, я хочу вам предложить для анализа подсказку, присланную нам старым солдатом. (Сверток)

- Забил снаряд я в пушку туго
(Кем был я?)

-Можем ли мы определить, кем был солдат?

(Артиллеристом.)

- А каких ребят брали в артиллерию?

(Невысоких, сильных, кряжистых, широкоплечих, т.к это была тяжелая работа).

-А почему именно солдат рассказывает о сражении, а не полковник?

(солдат – это олицетворение всего народа.
Местоимение Я- МЫ (сколько раз употребляются в стихотворении , каких больше и почему?)


З) Словарная работа.

В этом стихотворении очень много неизвестных вам слов, некоторые из них уже устарели, некоторые относятся к военной тематике и затрудняют ваше понимание. Для этого давайте проведем словарную работу.

- Почему эти слова нам непонятны? Сейчас мы их употребляем?

РЕДУТ – квадратное земляное укрепление на поле боя.

КАРТЕЧЬ – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями.

ЛАФЕТ – боевой станок пушки.

БИВАК – стоянка войск под открытым небом.

КИВЕР – высокий военный головной убор из твердой кожи

БУЛАТ – оружие из стали особой закалки.

УЛАН, ДРАГУН – солдаты конных полков.

БУСУРМАНЫ – люди другой веры, враги.

- Ребята, а почему Лермонтов использовал именно эти слова (устаревшие)?

(чтобы изобразить эпоху того времени).


И) Работа с учебниками.

Анализ стихотворения.

- С чего начинает свой рассказ старый солдат?
О чем он сожалеет?


Подсказка с Бородинского поля (сверток)
(«Нынешнее племя»- какое оно? И кто такие богатыри?

- Как вы понимаете выражение «нынешнее племя», богатыри?

Давайте проведем СОПОСТАВЛЕНИЕ
( Работа на доске)


«НЫНЕШНЕЕ ПЛЕМЯ» «БОГАТЫРИ»

Слабые, Защитники соей Родины,
нет чувства долга, Гениальные полководцы ,
ответственности Простые солдаты – отважные,
жалоба (бездействие) смелые, храбрые, преданные
своей Родине
гордость
« - « « + «

Богатыри-не вы, т.е какие-то другие. Какие?

- Ребята, а где же мы с вами? К чему мы должны стремиться?

- Какой вывод можно сделать?
Какой прием Лермонтов использует здесь?

(противопоставление – антитеза).

- Сколько раз повторяются эти строки в стихотворении? Почему?

(Поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение, зависть к великому прошлому и жалобу на нынешнее поколение, дремлющее в бездействии).- в этом заключена основная идея стихотворения.

- В чем заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом, поэт показывает нам подвиги русского народа и учит нас гордиться своей страной).

Закрепление пройденного материала.
Кроссворд.

Итог урока.

Итак, сегодня мы много говорили о войне 1812, узнали много нового о бородинском сражении, о его героях, познакомились с лермонтовским стихотворением «Бородино», узнали историю создания этого произведения, определили основную мысль и идею, рассмотрели произведения изобразительного искусства, посвященные Бородинской битве.

Через 2 года мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.

8)Контроль за результатами учебной деятельности,
выставление оценок.

Домашнее задание (Дифференцированное)

Сильным- выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино», заполнить таблицу по истории
Слабым- выразительное чтение + таблица.









Структура урока:

1 часть.

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели и темы урока.
4. Историческая справка о Бородинском сражении.
5. Физкультминутка.
6.История создания стихотворения «Бородино».
7.Прослушивание стихотворения в грамзаписи Д. Журавлева.

2 часть.

Анализ произведения (частичный).
Закрепление пройденного материала (кроссворд).
Итог урока (вывод).
Контроль за результатами, выставление оценок.
Домашнее задание.









«Война 1812 года».


«Знаю»

«Узнал»
«Хочу узнать»


























«Война 1812 года».


«Знаю»

«Узнал»
«Хочу узнать»



































15